Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»
статья

Катасонова Ольга Викторовна

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_iz_opyta_raboty_po_provedeniyu_igr_-_puteshestviy.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТАЦИИ Г.ШАРЫПОВО

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Чебурашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по социально – личностному направлению развития детей»

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»  

                                                 

                                                  Катасонова Ольга Викторовна,

                                                  воспитатель высшей квалификационной категории

                                                   

г. Шарыпово, 2017

     В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО) вопросы о развитии инициативы и самостоятельности дошкольников стали наиболее актуальными. В ФГОС ДО инициатива и самостоятельность детей заявлены как целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования, а способы их поддержки – как обязательная часть в содержательном разделе образовательной программы дошкольного образования МБДОУ (п.4.6, 2.11.2) [1].

     Опираясь на свой опыт работы по программе Геннадия Григорьевича и Елены Евгеньевны Кравцовых «Золотой ключик», широко использую с детьми игры – путешествия, как одну из форм организации совместной деятельности взрослых и детей и где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности.

     Игра – путешествие отражает реальные факты или события, но простое раскрывает через загадочное, сложное - через преодолимое, необходимое – через увлекательное;

     - может быть «запланирована» воспитателем с учетом интересов детей или возникнуть спонтанно;

     -требует от воспитателя знаний, умения гибко спланировать совместную деятельность с детьми, родителями, вести образовательный процесс незаметно;

     - оснащена необходимыми атрибутами; для нее всегда организуется пространство и создается соответствующая развивающая предметно-пространственная среда;

     - в ходе ее подготовки и проведения интегрируются различные виды деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная, изобразительная, конструирование, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора);

     - ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения.

     Игры – путешествия, как правило, несколько романтичны. Это вызывает обогащение игровых действий детей, самостоятельные поиски активных способов решения игровых задач, интерес и активное участие ребят в развитии сюжета игры, стремление получить результат, осмыслить его, испытать чувство гордости за достижения и презентовать продукт своей деятельности. Важной особенностью игры – путешествия является то, что в ней всегда есть ведущий (начальник экспедиции, экскурсовод, директор зоопарка).

     В ходе игр – путешествий детям предоставляется возможность «проживания» интересного для них материала. Играя, они погружаются в организованную ситуацию (событие), превращаются в «путешественников», «африканцев», «инопланетян», «посетителей», «обитателей подводного царства». Это игры большие, многодневные, с прокладыванием маршрута по карте, «пересаживанием» с одного вида транспорта на другой, приключениями и трудностями. Организацию и проведение игры можно сравнить с подготовкой к театральному спектаклю. Главное отличие – отсутствие зрителей. Здесь все участники и число их неограниченно.

     Особенность игры – путешествия заключается в том, что ее сюжет развивается, когда возникает проблемная ситуация, вопрос, или требуется помощь от детей (герою, персонажу, жителям какой либо страны). В игре дошкольники ищут возможности разрешения сложившейся ситуации, что и является проявлением инициативы и самостоятельности. Пример тому, игра – путешествие «Путешествие в Африку», которая была организована и проведена в рамках комплексно – тематического планирования по теме «Животные жарких стран». Подготовка к путешествию началась с того, что дети получили письмо, запечатанное в бутылке, в котором народ из племени Мумба – Юмба просили о помощи.

     Подготовительный этап длился два дня. Он начался с совместного обсуждения предстоящего путешествия. Вместе с детьми выясняли, что мы знаем об этой стране, ее жителях, животном и растительном мире, рассмотрели карту, обговорили маршрут путешествия. Предоставляла детям возможность самостоятельного выбора транспорта, на котором будем путешествовать, привлекала к «планированию» предстоящей игры.

     Детей очень заинтересовала данная тема. Они каждый день задавали новые вопросы, требующие ответа  (Кто живет в джунглях? Какая любимая еда африканцев? Кто сильнее льва? Чем питается бегемот? Что нужно взять в путешествие? и др.). Старалась не давать им готовых ответов, а создавала условия для самостоятельного поиска информации. Таким образом, дети по своей инициативе готовили «секретики» дома, подбирали совместно с родителями интересную информацию о погоде, о правилах поведения в джунглях, о животных и растениях, которые могли бы встретиться во время путешествия.

   Чтобы замысел, возникший у детей по ходу игры, был реализован, в группе совместно с родителями были пополнены центры:

-   центр экспериментирования: новыми материалами и оборудованием (весы, пробирки, схемы и таблицы с алгоритмами проведения опытов и др.), где проводились опыты с водой и песком («Свойства воды», «Чистая и грязная вода», «Растения и вода», «Если не будет воды», «Свойства песка» и др.). В процессе экспериментирования у детей развивались такие качества личности как самостоятельность, инициативность, целеустремленность;

 - центр детского творчества: средствами для нетрадиционной техники изобразительной деятельности (зубные щетки, крахмал, трубочки для раздувания, бисер, ткань, шерсть, бумага разной фактуру, мыло и т.п.). Дети, проявляя инициативу в подборе материалов, использовании разнообразных художественных средств, изготавливали животных Африки: «Царь зверей» - из бумаги разной фактуры; «Зебры», «Жирафы» - оригами; рисовали африканские пейзажи - смешанная техника рисования, изготавливали маски животных и др.;

 - центр театрализованных игр: бижутерией, перьями, яркими тканями, масками животных,  конусным театром, театром на прищепках, театром «Тантамаресски» героев африканских сказок, изготовленными ребятами совместно с родителями и др.

     С детьми – «жителями племени» (по секрету) изготавливали предметы одежды, украшения. Ребятам была предоставлена самостоятельность в выборе цвета, материала, способа изготовления. С помощью педагога дополнительного образования придумали танец аборигенов племени Мумба – Юмба. Все вместе проигрывали сюжеты африканских сказок.

     В ходе подготовки к путешествию вместе с детьми выясняли, каких атрибутов не хватает для игры, решали из каких материалов можно их изготовить. Так в группе появился уголок неоформленного материала, используя который изготовили  бинокли, подзорные трубы, фотоаппараты, спасательные круги, штурвал, якорь, собрали аптечку.  В этой деятельности дети приобретали трудовые умения и навыки, самостоятельно осваивали способы работы с различными материалами, развивали творческое воображение и конструктивное мышление, фантазию, относительно того, как можно по-другому использовать тот или иной предмет.

     Готовясь к путешествию, мы все больше погружались в тему Африки. Подготовка проходила в разных режимных моментах:

 - в образовательной деятельности с детьми на тему: «Здравствуй, Африка!» с привлечением музыкального руководителя, инструктора по физической культуре;

- на прогулке научились определять стороны света по компасу, проводили подвижные игры народов Африки, закрепляли основные движения (метание, лазание, прыжки);

 - в утреннее и вечернее время читали познавательную и художественную литературу, слушали африканские сказки и др.; проводили дидактические игры «Найди пару», «Один – много», «Опиши», «Кто, где живет» «Угадай-ка», «Да - нет» и др.

        И вот настал день отправления в Африку. Собрав все необходимое, взяв запас воды, мы отправились в путь, где нас ждало много испытаний. Из стульев построили корабль, швабра послужила нам мачтой.

    Для развития игры – путешествия была задействована развивающая предметно – пространственная среда не только группы, но и сада: холлы, лестничные марши, коридоры, физкультурный и музыкальный залы. Для поддержания воображаемой ситуации во время игры использовала специальные средства (звуки бушующего океана, жаркой пустыни) и приемы. Например, быть очень внимательными, чтобы услышать голоса животных; преодолевая ущелье змей, предупреждала детей о том, что надо смотреть под ноги, чтобы не наступить на змею; при прохождении гнилого болота  с пиявками выше поднимать ноги (при этом сама делала эти же движения).

     Вся игра проходила легко, естественно, с удовольствием, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.  Дети, увлеченные игрой, не замечали того, что они  учились, хотя то и дело сталкивались с заданиями, требующими мыслительной деятельности, проявления инициативы и самостоятельности. Знания, полученные детьми через игру, стали значимыми для них, а интересный материал усвоился легко и надолго.

      Результатом игры – путешествия «Путешествие в Африку» стала выставка «Ах, какая Африка!», где были  представлены, фотоальбом (детские рисунки), поделки, атрибуты и костюмы, изготовленные детьми и родителями. Ребята с увлечением делились своими впечатлениями с друзьями и родителями, рассказывали о том, что узнали нового и интересного, составляли карты будущих своих путешествий.

      В образовательной деятельности с детьми планируем разные игры – путешествия: «Путешествие на Север», «В гости к Морскому царю»  «В поисках сокровищ» и др.

     Планирую и в дальнейшем использовать игру – путешествие в работе с детьми, так как именно она является той эффективной формой организации образовательного процесса, которая способствует развитию инициативы и самостоятельности ребенка в различных видах деятельности. Она позволяет раскрыться как ребенку, так и педагогу.

     Хочу пожелать всем плодотворной и интересной работы, вдохновения и прекрасных перспектив, как личных, так и творческих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....

Из опыта работы "Развитие у детей творческого потенциала В различных видах детской деятельности"

описание опыта работы в развитиии творческих способностейу детей дошкольноговозраста....

статья «Развитие чувства ритма у дошкольников в различных видах детской

Чувство ритма является одной из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную природу, но и эмоциональную. В основе развития чувства ритма лежит восприятие выразительнос...

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литератур...

Семинар-практикум на тему: "Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"

quot;Развитие речи дошкольников в различных видах детской деятельности"...

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...