Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»
статья (подготовительная группа) на тему

Лукьянова Татьяна Алексеевна

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_publikatsii_podderzhka_initsiativy.docx28.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»

Автор: Лукьянова Татьяна Алексеевна, воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №31» Г. Саров Нижегородской области

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

 В  Национальной  образовательной  инициативе «Наша новая школа», утверждённой Президентом Российской Федерации  04.02 2010 говорится: «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства».

Один из приоритетов Основной образовательной программы нашего детского сада – воспитание свободного, уверенного в себе человека, обладающего  активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Один из  целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования звучит так: – «ребенок … проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности».

Для того, чтобы целенаправленно работать над формированием самостоятельности у детей, надо четко понять, что же включает в себя это понятие.

Есть множество похожих определений самостоятельности:

- Умение действовать самостоятельно, принимать решения, ставить цели, задачи, управлять своей деятельностью.

-  Независимость, свобода от внешних влияний, посторонней помощи, независимость высказываний, действий.

- Умение не поддаваться влиянию различны факторов, действовать  на основании своих взглядов и убеждений .

Мне ближе такое определение: самостоятельность -  умение действовать в соответствии  со своими взглядами при соответствии их определенным правилам и нормам общества.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм.

В связи с этим она - не любое действие, а только осмысленное и социально приемлемое, а, следовательно, самостоятельность необходимо формировать и воспитывать в детях.  

С самостоятельностью  неразрывно связано еще одно понятие – инициатива.

Инициатива –  это толчок, первый  шаг  в каком-либо деле, предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям, руководящая роль в действиях, умение действовать по внутреннему побуждению.

Вопрос формирования самостоятельности и инициативы является в  последнее время одним из наиболее обсуждаемых в педагогическом сообществе. Ему посвящено множество публикаций в Интернете, проводятся вебинары, круглые столы, конференции.

Решение задач по развитию у детей самостоятельности и инициативы возможно в разных видах детской деятельности. Но  в наибольшей степени – в игровой деятельности. Игра  требует от ребёнка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества и самостоятельности.

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности мы активно используем  дидактические и развивающие игры, которые помогают детям приобрести уверенность в своих действиях, нацеливают на самостоятельный выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельности.

Одним из наиболее действенных приемов, помогающих пробудить детскую инициативу и самостоятельность, является на мой взгляд, обращение взрослого к своему личному опыту, а проще говоря -воспоминания и рассказы взрослого о своём детстве.

Отметив, что дети достаточно хорошо освоили правила настольных и развивающих игр, самостоятельно выбирают  ведущего и партнёров по игре, соблюдают правила игр, я решила незаметно подсказать детям новое интересное занятие: создание своих собственных игр. Рассказала детям о том, что когда я была маленькой, в магазинах было мало игр, и мы с друзьями придумывали и делали их сами. Для примера показала детям самодельные настольные игры, изготовленные ребятами – выпускниками прошлых лет.

Тут же у детей возникло желание сделать свои игры и придумать к ним правила. Кто-то объединился с друзьями, а кто-то решил справиться в одиночку. Но сначала мы договорились о том, что ребята напишут словами или символами правила своей игры, а также принесут коробочку или конверт для её хранения.  Деятельность по созданию собственных игр надолго увлекла детей. Свою задачу я видела в том, чтобы создать ситуации,  побуждающие детей активно применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений. При первых же затруднениях  не спешила на помощь ребенку, старалась активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт, чтобы вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных действий.

В результате в группе появились игры «Большое космическое путешествие», «Опасности в моей квартире», «Путешествие Колобка», «Музыкальное приключение»  и др. Несколько игр дети подарили ребятам младшей группы, рассказали им правила игры.

Как известно, игра – непродуктивный вид деятельности. Создание условий для игры – и есть уже сама игра. Я считаю, что статичная, созданная руками  только взрослых среда губительная для этого вида деятельности. Поэтому стремлюсь к тому, чтоб дети принимали самое активное участие в  создании и преобразовании игровой среды.  Вместе с детьми мы решали, где организовать зону игр для девочек, а где хранить разнообразный строительный материал.

Для обозначения своего игрового пространства и темы самой игры дети придумывают и рисуют таблички-знаки: «Мебельный магазин», «Салон красоты», «Автомастерская», «Продуктовый магазин», «Ателье», «Стройка», «Гараж», «Театр зверей», «Кукольный театр», «Дочки-матери» и другие.  Эти таблички ребята вешают на настольные и напольные ширмы, имеющиеся в группе или просто на групповую мебель  - игровой шкаф, стулья.

Для того, чтобы стимулировать проявления детской инициативы  в игровой деятельности мы создаем специальные условия. К примеру,  внесли в группу картонные коробки различной величины. На детские вопросы: «А зачем вам коробки?», «А что вы будете из них делать?», ответили: «Решили посоветоваться с вами, ребята. Может,  вы придумаете, для чего могут пригодиться эти коробки?».

Полёту детской фантазии не было границ. Обсудив разные варианты поделок, вместе пришли к выводу, что не все задумки мы сможем реализовать  в группе (не хватает каких-то материалов, инструментов, умений или времени). Поэтому обратились к родителям с просьбой помочь детям в осуществлении их задумок.

Дети в группе тоже принялись за дело:

  • Изготовили люльки для мелких и средних игрушек (могут быть использованы и в качестве домиков, сумочек, летательных аппаратов).
  • Сделали несколько автомобилей и транспортных средств будущего.
  • Из коробок из-под конфет получились  2 планшетника и один ноутбук.
  • Для хранения табличек выделили отдельную коробку, которую дети сами украсили с помощью обрезков самоклеющейся плёнки.
  • Собрали коробку «Всё самое нужное», в которой хранятся предметы-заместители, украсили её также с помощью самоклеющейся плёнки.
  • Активно помогали ребята воспитателям в изготовлении домов из коробок: вырезали и наклеивали отдельные детали, украшали готовые изделия.
  • Большая коробка из-под телевизора стала городом, очень похожим на наш родной Саров. Дети изобразили театр с оранжевыми колоннами,  фонтан и сквер со скамейками, стадион, детскую площадку, школу, жилые дома, проезжую часть, автозаправочную станцию с цветочной клумбой и многое другое.

Мы ежедневно интересовались,  какие поделки ребята решили сделать с родителями дома: что придумали, как и из чего делаете, не нужна ли помощь. Дети с гордостью приносили в группу замечательные поделки из коробок, рассказывали о них и, конечно, с удовольствием играли с ними.

        Активная позиция детей не ограничилась созданием и преобразованием игровой среды. Дети почувствовали себя действительными полноправными хозяевами группы. К примеру, они заметили, что карта России  висит неудобно, к ней невозможно подойти, нашли для нее другое место в группе. Стоит добавить, что ситуация с картой была специально создана нами. Таким образом, еще один метод, работающий на проявление детьми самостоятельности  – провоцирующие ситуации.

        Дети по своему усмотрению  размещают свои рисунки, аппликации и поделки в группе и в приёмной, по желанию могут взять их домой, чтобы подарить родным или друзьям.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, является технология проектирования. Именно проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, заинтересовывает его. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Расскажу о некоторых интересных проектах, проведённых в нашей группе.

В средней группе у нас прошёл очень интересный проект «Приглашение для Деда Мороза». Цель деятельности детей понятна – пригласить на праздник Деда Мороза.  В ходе обсуждения выяснилось, что для этого необходимо оформить приглашение.  Но как? От сотрудников детского сада и  библиотеки, из книг и интернета, от родителей  ребята узнали, что такое пригласительный билет, какая информация в нём содержится, как оформляется пригласительный билет. Была организована выставка пригласительных билетов, принесённых из дома. В ходе проекта возникла новая проблема – узнать, где живёт Дед Мороз. С помощью родителей дети узнали адрес Деда Мороза, посмотрели презентацию о резиденции Деда Мороза в Великом Устюге. И, конечно, дети с помощью родителей сделали замечательные приглашения для Деда Мороза, которые сложили в большой общий конверт и вручили снеговику, чтобы он доставил их по нужному адресу. Завершился проект на новогоднем утреннике, где дед Мороз сердечно поблагодарил детей за присланные ему приглашения.

Следующий проект – «В ясный солнечный денёк нам поможет козырёк». Он интересен тем, что дети не просто придумали способ защиты глаз от яркого весеннего солнца – картонные козырьки, которые можно надеть на шапку и изготовили их, но и подарили лучший козырёк девочке, страдающей от аллергии на солнечный свет, чтобы она могла гулять в ясную погоду.

В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата.

Расскажу, как проявилась детская инициатива в таком, казалось бы, обыденном виде трудовой деятельности, как дежурство по столовой.

Известно, что не все дети любят дежурить. И это, наверное, нормально. Важно, чтобы, несмотря на отношение к делу, выполнялось оно качественно и добросовестно.  Мы предложили ребятам, сидящим за одним столом самим выбирать дежурных. Обратили внимание детей на качество дежурства, ответственное отношение к своим обязанностям.

«Как приятно обедать за столом, который так аккуратно накрыла Аня!», «Молодец, Кирилл! Не забыл, что Артём  - левша, положил ему ложку слева от тарелки» и т.д.

Затем предложили ребятам самим оценить работу своих товарищей.

Дети очень любят участвовать в различных конкурсах и соревнованиях, поэтому моё предложение провести в группе конкурс «Лучший дежурный» поддержали с энтузиазмом.

Все вместе обсудили,  как будет проходить конкурс:  кто будет оценивать работу дежурных, что оценивать, какие будут призы.

Происходящее в конкурсные дни стало неожиданностью для нас.

Каждый день оформление столов было настолько разным, оригинальным, что посмотреть на плоды творчества детей и их родителей приходили сотрудники всего детского сада. Ребята  старались накрывать на столы аккуратно, красиво, приносили из дома красивые салфетки с разными рисунками и складывали их разными способами, вырезали из бумаги кружевные салфеточки под салфетницы и хлебницы, учили стихи о дежурстве, изготавливали бейджики,  брали домой фартуки для дежурства, вместе с мамами стирали и гладили их.  Бабушки по просьбе детей сшили для конкурса новые фартуки и колпаки дежурных. Для украшения столов дети приносили небольшие осенние букеты и букеты из цветов, сделанные своими руками.  В конце каждого дня мы все вместе оценивали работу дежурных с помощью кружков, которые выставлялись по определённым критериям, также придуманным детьми. Например: не забыл про дежурство –3 кружка, накрыл столы аккуратно, без ошибок –5 кружков, придумал что-то особенное («Сюрприз для всех»)– 6 кружков.

Все вместе выбрали победителей, которые получили грамоты и призы, а остальные ребята были награждены дипломами «За активное участие в конкурсе».

Недавно конкурс завершился. Мы накрываем столы, пользуясь принесёнными из дома красивыми салфетками, и ждем, может кто-то из детей  предложит оригинальное оформление столов по своей инициативе, вне конкурса….

 Интересный проект -  «Наши поручения».

Цель этого проекта:  для детей – придумать для себя поручение, которое будет полезно для всех окружающих,  и добросовестно его выполнять (длительно, в течение 1 сезона); для взрослых – поддержать инициативу детей в выборе своего поручения, обеспечить признание важности и необходимости каждого трудового поручения в коллективе, повысить ответственное отношение каждого ребёнка к выбранному поручению.

Проект начался с моего рассказа о том, какие поручения были у меня и моих друзей в детстве дома и в детском саду. Дети рассказали о своих поручениях: почти все они были разовыми, не постоянными. Я спросила, хотели бы ребята помогать работникам нашего д/с. Далее в беседе выяснилось, что ребята не всегда представляют, чем занимаются взрослые в детском саду, и как дети могут им помочь. Для того, чтобы лучше познакомиться с профессиями работников ДОУ, дети решили взять у них интервью.

Дети разделились на несколько небольших групп. Каждая группа  взяла интервью у одного из сотрудников детского сада, попросив его ответить на вопрос:  «Скажите, пожалуйста, какие у Вас обязанности в детском саду? Нужна ли Вам помощь?». Таким образом, опросили старшую медсестру, методиста, заведующую, завхоза, машиниста по стирке белья, кастеляншу, тренера по плаванию и инструктора по физкультуре.  Все интервью записывались на видеокамеру. Просмотрев видеозаписи в группе, все вместе обсудили, чем мы можем помочь работникам детского сада, какие поручения придумать самим себе, чтобы от них была польза всем окружающим. Придуманные поручения дети зарисовали на листах бумаги, которые мы сложили в альбом «Наши поручения». Во время обсуждения и выполнения поручений я обязательно хвалила ребят за проявленную инициативу, обращая особое внимание на важность данного дела для других людей. Например: «Хорошо, что теперь банкетки в приёмной будут стоять аккуратно: всем будет удобно и приятно»,  «Гостям, приходящим в нашу группу, будет очень приятно, если им будут предлагать стул», «Если ты будешь подметать дорожку  возле нашего участка, наш дворник будет тебе очень благодарен», «Ирина Ивановна очень рада тому, что после музыкальных занятий в зале всегда порядок. Она благодарит за это Тимура и Артёма»  и т.д.  По окончании срока проекта мы ещё раз собрались с ребятами для обсуждения итогов, решили,  что будем продолжать проект дальше. Только поручениями дети решили «поменяться» и сократить время выполнения поручений до одного месяца. Хочу отметить, что участие детей в этом проекте позволило на деле повысить ответственное отношение каждого ребёнка к выбранному поручению.

«Хрупкие веточки» - краткосрочный, исследовательский, творческий проект, в котором ребята выясняли,  почему ветки кустарников зимой становятся хрупкими, сравнивали свойства веток кустарника (сирень) на улице и в группе,  знакомились со свойствами льда, придумывали и изготавливали плакаты «Не ломайте кусты зимой!»

- «Русская каша – матушка наша», в ходе которого дети не просто закрепляли свои знания о правилах здорового питания, о полезном продукте каше, но и получили представления о связи рациона питания и образа жизни наших предков, а также получили  практический опыт в приготовлении каши, о котором рассказали в группе всем ребятам.

- «С праздником, Россия!» - творческий проект, в ходе которого дети не только готовили концертные номера к празднику, но и придумали и изготовили значки в виде флага России, нарисовали открытки с поздравлениями всем жителям России к празднику и отправили их в полёт на воздушных шарах.

Таким образом, в результате углубленной  работы над проблемой,  к наиболее эффективным способам и методам формирования инициативы и самостоятельности у детей, я бы отнесла:

  • создание условий для самовыражения в различных видах деятельности и различными способами
  • предоставление возможности выбора партнеров, места, материалов, содержания деятельности на основе собственных интересов
  • обращение к собственному опыту,
  • создание проблемных, провоцирующих ситуаций,
  • поддержку, поощрение проявления детьми инициативы,
  • недирективную помощь детям, косвенные  методы и приемы
  • учёт индивидуальных особенностей и интересов  детей группы

И, конечно же, все названные выше способы находят свое отражение в методе проектов.

Результатом деятельности по развитию самостоятельности и поддержке детской инициативы  можно считать то, что  дети умеют организовать совместную со сверстниками деятельность, действовать независимо от взрослых. Повысилась точность, тщательность, аккуратность выполняемой деятельности. Происходят определенные качественные сдвиги в поведении детей, выражающиеся в более высокой организации деятельности, тенденции завершить, довести до конца начатое, самостоятельно найти пути и способы решения поставленной задачи. Формируется способность критически оценивать результаты своей работы. Воспитывается общее умение вести себя самостоятельно в различных ситуациях и разных видах деятельности.

Литература:

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика –Синтез Москва 2008

Урмина И.А., Данилина  Т.А. «Инновационная деятельность в ДОУ», ЛИНКА-ПРЕСС, Москва 2009

Морозова Л.Д. «педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике» Творческий Центр СФЕРА, Москва 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самостоятельности и инициативности старших дошкольников в различных видах деятельности

Для старшего дошкольного  возраста  характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Поэтому одним из требований к условиям  реализации общеобра...

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Доклад из опыта работы на тему: «Игра – путешествие как одна из эффективных форм развития инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах детской деятельности»

игры - путешествия - одна из форм организации совместной деятельности детей и взрослых, где детская инициатива и самостоятельность проявляется в самых разных видах деятельности....

Статья Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников как одно из педагогических условий успешной реализации ОПДО

В статье рассматривается опыт работы дошкольного учреждения по развитию познавательной активности воспитанников в свете реализации ФГОС ДО....

Методическая разработка для воспитателей Технология РППС "Развивающая предметно - пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Методическая разработка адресована воспитателям  дошкольных организаций. Целью является раскрытие вопросов:  организация развивающей предметно-пространственной среды в группах дошкольного уч...

Технология РППС "Развивающая предметно-пространственная среда группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Комбинированного вида Колпинского районаСанкт-Петербург     Методическая разработка для воспит...

Поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности

Материал может быть полезен для воспитателей старших и подготовительных групп...