Главные вкладки

    Собственная методическая разработка Проект "создание картотеки "игры с водой с детьми раннего возраста"
    проект

    Никитина Алиса Сергеевна

    игры и эксперементы с водой для детей раннего возраста. актуальность и список используемых игр, эксперементов, потешек

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

    «Создание картотеки «Игры с водой с детьми раннего возраста»

    ГБДОУ №54 Фрунзенского р-на СПб

    Гр. «НЕВАЛЯШКИ»

    Воспитатель:

                                                                                          Никитина Алиса Сергеевна    

    Проект: «Создание картотеки «Игры с водой с детьми раннего возраста»

    Срок реализации: Среднесрочный (3 месяца: январь, февраль, март)

    Вид проекта: информационно-исследовательский

    Тип проекта: игровой

    Участники проекта: воспитатели, родители, дети

    Возраст детей: 1,5-2 года

    Актуальность:

    Дети по природе своей- исследователи. Исследовательская и поисковая активность – естественное состояние ребенка. Он настаивает на познании окружающего мира: проводит разнообразные манипуляции с предметами и текстурами, пробует все на вкус, пытается тактильно почувствовать. Все это и является частью исследовательского поведения ребенка. Поэтому, расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из задач воспитателя. Вода - один из самых основных и доступных ресурсов природы, окружающих нас всех. Поэтому, считаем тему создания картотеки игр с водой своевременной и актуальной на данном этапе.

    Цель проекта: создание картотеки игр с водой для детей раннего возраста.

    Задачи:

    • Формировать у детей представления о свойствах и качествах воды
    • Развивать познавательно-исследовательскую активность детей
    • Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру
    • Воспитывать желание к совместной деятельности

    Этапы реализации

    1. Подготовительный:
    • Постановка целей и задач
    • Беседы с детьми и родителями
    • Подбор игр и экспериментов для детей 1,5-2 лет
    1. Основной:
    • Беседы с детьми на тему «Вода вокруг нас», «Зачем нужна вода»
    • Игры-ситуации с водой «Девочка чумазая», «Купаем куклу», «Рыбалка»
    • Экспериментирование с водой: свойства воды, переливание, окрашивание и т.д
    • Чтение потешек о воде, и сопровождение ими культурно-гигиенических мероприятий
    • Создание книжек-малышек про воду родителями совместно с детьми
    1. Заключительный
    • Выставка книжек-малышек
    • Создание картотеки «игры с водой для раннего возраста»

    Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности

    Месяц

    Экспериментальная деятельность, игры с водой

    Работа с родителями

    январь

    Опыты с водой: №1-знакомство

    №2,3- вода жидкая- она может течь

    №4- свойства воды

    №5,6,7,8- узнаем какая вода

    №9-вода холодная и горячая

    Игровая ситуация «Девочка чумазая»

    Консультация для родителей «Вода в жизни ребенка»

    февраль

    Опыты:  №10- окрашивание воды

    №11-вода может превращаться в лед, а лед в воду

    №12- вода может литься, а может разбрызгиваться

    №13- вода прозрачная и мутная

    Игровая ситуация «Купаем куклу»

    Консультация «Игры с водой дома»

    март

     Опыты: №14, 15- разноцветная вода

    Фокус «Пузыри в бутылке»

    ООД «Без труда не выловишь рыбку из пруда»

    Игра «Как мы кораблики запускали»

    Создание и выставка книжек-малышек на тему «Вода» (Совместная работа родителей с детьми)

    Приложение

    Опыты с водой.

    Эксперимент 1

    Цель: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.. – Что надо сделать, чтобы была вода? Что вы видите? Давайте наберём воду в стаканчик. Посмотрите на меня через стакан с водой, вы меня видите?

    Вывод. Вода в стакане прозрачная.

    - Подойдите к раковине и подставьте руки под воду, вы их видите? Почему вы их видите, какая вода льётся из крана?

    Вывод. Вода чистая и прозрачная, сквозь неё видны руки и мыло. Вода нужна всем её надо беречь. Кран не надо открывать сильно.

    Эксперимент 2. Нельзя брать кубик в рот. Воспитатель переливает воду из одного сосуда в другой. Дети наблюдают и отмечают, что вода из одного сосуда перетекает в другой. Один сосуд стал полным, другой – пустым. Почему так происходит.

    Вывод. Правильно. Вода жидкая, она может течь.

    Эксперимент 3. Воспитатель в сосуд с водой кладёт твёрдый предмет (кубик). Можно ли кубик переместить из одного сосуда в другой? Проверим. Воспитатель переливает воду из одного сосуда, где находится кубик, в другой. Дети наблюдают и отмечают, что предмет переместился из одного сосуда в другой. Один сосуд стал полным с находящимся внутри кубиком, другой – пустым. Почему так происходит?

    Вывод. Вода жидкая, она может течь.

    Эксперимент 4. – Передо мной три чайника. Подойдите ко мне. Я буду лить вам на ручки воду из чайников поочерёдно, а вы определите, какая вода в чайнике. Воспитатель повторяет эксперимент. Наливает воду в разные тазики и предлагает детям на ощупь проверить, какая вода. (Она не должна быть слишком горячей.)

    Вывод. Вода может быть холодной, горячей, тёплой.

    Тема: узнаем, какая вода.

    Цель: помочь выявить свойства воды.

    Эксперимент 5. – Брать стаканчики только по заданию. Дети берут ёмкости и определяют, что одна из них лёгкая, а две тяжёлые. Затем воспитатель сосуды открывает, и дети убеждаются, что первая ёмкость пустая, во второй и третьей – вода. Почему вода перетекает из одного сосуда в стакан? Посмотрите, вы видите меня сквозь стакан? Почему? Давайте понюхаем. Она пахнет?

    Вывод. Вода не имеет запаха.

    Эксперимент 6. Воспитатель добавляет в стакан с водой ароматизатор (ванильный сахар). А теперь вода пахнет? Почему?

    Вывод. Ванильный сахар растворился в воде и придал запах.

    Эксперимент 7. – Добавьте сахар в стакан с водой. Что с ним произошло. Почему? Попробуйте на вкус подслащённую воду. Какая она?

    Вывод. Сахар растворился в воде. Сахар придал воде сладковатый вкус.

    Эксперимент 8. – Перелейте воду в другой стаканчик. Какой стаканчик легче? Какой тяжелее? Почему?

    Вывод. Вода имеет вес. Вода прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества.

    Тема: вода бывает холодная и горячая.

    Цель: учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами, воспитывать аккуратность.

    Эксперимент 9. – Дети скажите, а почему у нас два крана? Сейчас я открою кран синий. Подставьте руку под воду, какая льётся вода? А теперь я открою кран красного цвета. Какая вода бежит из этого крана? Правильно, в одном кране у нас живёт холодная вода, а в другом – горячая. Вода помогает нам быть чистыми и опрятными. Дети помните, вода нужна всем, она наша помощница, её надо беречь.

    Вывод. Вода бывает холодная и горячая.

    Эксперимент 10. Окрашивание воды

    Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Набрать воду в несколько стаканов и рассмотреть. Какого цвета вода? (у воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно покрасить, добавив в нее краску. (Дети наблюдают за окрашивание воды.) – Какого цвета стала вода?

    Вывод. Вода прозрачная, но ее можно подкрасить

    Эксперимент 11.  Вода может превращаться в лед, а лед в воду

    -Что мы знаем о воде? Вода какая? (жидкая, прозрачная без цвета). Если мы нальем воду в формочку и поставим в холодильник, что станет с водой? Она замерзнет и превратится в лед, потому что там холодно.  А теперь возьмем лед в ручки. Что с ним происходит? Он превращается опять в воду-тает, потому что наши ручки теплые.

    Вывод. Когда очень холодно вода превращается в лед, а когда тепло лед превращается в воду

    Эксперимент 12.

    В лейку налить воду. –Что происходит с водой, когда я наклоняю лейку? Она льется. – Откуда она льется? Из носика лейки.

    Показать детям пульверизатор. –А это специальная брызгалка. Она нужны чтобы брызгать на цветы водичку в жаркую погоду. Обратить внимание детей, что капельки очень маленькие и похожи на пыль.

    Предложить подставить ладошки и побрызгать на них. –Ладошки стали какими? Мокрыми.

     

    Вывод. Вода может литься, а может разбрызгиваться

    Эксперимент 13.

     Налить в стакан прозрачную воду и бросить в нее предмет. Его видно? Потому что вода прозрачная. В другой стакан с водой добавить немного муки(манки), размешать и так же поместить предмет. Его видно? Нет, потому что вода стала мутной, непрозрачной, грязной.

    Вывод. Вода может стать мутной. В мутной воде предметы не видны.

    Эксперимент 14.

    На листе бумаги красками нарисовать круги. Побрызгать водой из пульверизатора и показать детям. Дети наблюдают и отмечают, что разноцветные капли на листе расплылись под «дождём». Намокший лист бумаги оставляют немного подсохнуть. Когда бумага подсохнет, дети увидят разнообразные по форме и цветовому решению пятна.

    Вывод. От воды краска расползлась по листу, образуя пятна, интересные по форме и цветовому решению.

    Эксперимент 15. 

     Цель: научить пускать мыльные пузыри; познакомить со свойствами мыльной воды.

    Нельзя брать мыльные пузыри в рот. Воспитатель наливает в тарелку немного мыльного раствора. Кладёт в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки. Воспитатель объясняет детям, как получился мыльный пузырь и предлагает им самим надуть мыльные пузыри.

    Вывод. При попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

    Игры-ситуации с водой

    1. Девочка чумазая

    Цель: развивать познавательную активность детей; формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, играть рядом, не мешая друг другу.

    В гости приходит кукла Катя.

    Воспитатель. Присаживайся, Катя. Посмотри, какие у нас дети красивые, чистые. Ой, Катя, а в чем у тебя ручки?(показываем ручки детям) Ребята, что это? Грязь?

    Ах ты, девочка чумазая,

    Где ты руку так измазала?

    Черные ладошки,

    На локтях – дорожки.

    Катя, ты не умывалась утром? Разве можно играть с такими грязными руками? Ребята, чтобы Катя снова стала чистой и смогла с нами поиграть, нам нужно вымыть кукле руки. Ручки мы будем мыть с мылом! А чтобы умыть Катю, нам нужна вода. Ребята, давайте вместе помоем куклу.

    Давай,Катя, я вымою тебе руки. Вот у меня кувшинчик, вот и мыло.

    ( воспитатель вместе с детьми моет руки кукле и вытирает)

    Воспитатель. Посмотрите, ребята, какие теперь у куклы ручки чистые!

    Кукла. Спасибо ребята, что научили меня мыть ручки! Теперь я могу с вами поиграть!

    1. Игровая ситуация «Купаем куклу»

    Цель:  формировать активный словарь: водичка, ванна, мыть, купаться; побуждать соотносить предметы по величине, развивать моторику пальцев

    Воспитатель предлагает детям подойти к игровому уголку,где находятся куклы, берет одну и говорить детям, что кукла очень любит купаться, спрашивает детей кто тоже любит купаться?

    Затем предлагает детям куклу искупать. В

    Все садятся на стульчики где уже приготовлены ванночка, полотенце, мыло, емкость с водой. Воспитатель выполняет действия, сопровождая их речью. Привлекает детей к посильной помощи.

    - Сейчас мы будем нашу куколку купать в ванночке. В какой воде будем купать?(теплой)

    - Кто поможет раздеться нашей куколке? Куда положим вещи? Кукла у нас большая или маленькая?

    - Кто мне поможет воды налить? (…), дай, пожалуйста, мыло. Зачем нам оно? Давайте в начале помоем ручки, спинку, ножки, головку.

    - Давайте теперь смоем мыло. (…), помоги мне. Давай польем ее из кружечки.

    - Вот наша кукла искупалась. Теперь ее надо вытереть. Чем мы будем вытирать? Правильно! Полотенцем.

    -Теперь нужно ее одеть. Вот так. Вот теперь какая кукла у нас красивая!

    3. «Без труда не выловишь рыбку из пруда»

    Цель: совершенствовать и использовать полученные трудовые навыки. Развивать координацию рук, умение зрительно и контролировать. Воспитывать сообразительность, ловкость, быстроту реакции и терпение.

    Воспитатель наливает в тазик воду, дает детям потрогать воду руками. Далее показывает рыбок и говорит: «Рыбкам хорошо плавать в воде, давайте их пустим поплавать» (Дети опускают рыбок в воду)

    - Посмотрите, как рыбки плавают в воде. Сейчас будем ловить их вот такой удочкой. (показывает).

    Каждое последующее действие сопровождается речью

    - Я Беру удочку и опускаю поплавок в воду. Провожу им над рыбкой и сейчас поймаю ее. Смотрите, ребята, вот она!

    - Теперь снимаю ее с удочки и кладем в ведерко. Мы сейчас вместе боудем ловить рыбку и складывать ее в ведерко. Поймай,(…), рыбку! «Ловись, рыбка, большая и маленькая..» Молодец,(…), настоящий рыболов.

     

    4.Фокус «Пузыри в бутылке»

    Цель: развивать интерес к эксперементированию.

    Показать детям бутылку с мыльным раствором.

    - Ребята! Пока вы спали в тихий час, к нам прибегал зайчик и принес вот такую бутылочку. Но она не простая! Волшебная.

    - Если сказать волшебные слова она наполнится мыльными пузырями. Попробуем вместе? «мы бутылку потрясем и пузырики найдем!»

    Потрясти бутылку и вместе с детьми понаблюдать за образующейся пеной

    Стишки и потешки о воде

    1. Водичка, водичка,

    Умой мое личико!

    Чтобы глазки блестели,

    Чтобы щечки краснели,

    Чтоб смеялся роток,

    Чтоб кусался зубок.

    1. Кто горячей водой умывается,

    Называется молодцом.

    Кто холодной водой умывается,

    Называется храбрецом.

    А кто не умывается,

    Никак не называется.

    1. Кран откройся!

    Нос, умойся!

    Глаз, купайся!

    Грязь, сдавайся!

    1. Ай, лады, лады,лады!

    Не боимся мы воды,

    Чисто умываемся,

    Маме улыбаемся.

    Знаем, знаем, да-да-да,

    Где ты прячешься вода!

    Выходи, водица,

    Мы пришли умыться!

    1. От водички, от водицы

    Все улыбками искрится.

    От водички, от водицы

    Веселей цветы и птицы.

    (имя) умывается,

    Солнцу улыбается.

    1. Полоскальная

    Вода  текучая,

    Дитя растучее.

    С гуся вода,

    С (имя) худоба.

    Водичка вниз,

    (имя) вверх!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

    Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Теремок"...

    Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

    Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием русской народной сказки "Репка"...

    Методическая разработка для совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста

    Методическая разработка совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста с использованием русской народной сказки "Теремок"...

    Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"

    Методическая разработка "Совместная музыкально - игровая деятельность с детьми раннего возраста"...

    Методическая разработка конспекта НОД по рисованию с детьми раннего возраста «Лучики для солнышка»

    Цель: воспитывать любовь к творчеству через приобщение к рисованию и аппликации.Задачи:1.     Учить правильно проводить кистью прямые линии, держать кисть в правой руке;2....

    Методическая разработка совместного детско-родительского мероприятия с детьми раннего возраста «Веселый петрушка»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №  12 «ТЕРЕМОК»    Методическая разработка совместного детско-родительского мероприятия с...

    Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста "Песочная терапия"

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаи...