Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев»
методическая разработка (старшая группа)

Степанова Ирина Леонидовна

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, совершенствовать умение детей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Организуя  развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода, мы  развиваем гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас есть  все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya_motorika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ум на кончиках пальцев»

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, совершенствовать умение детей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.

Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Организуя  развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода, мы  развиваем гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас есть  все под рукой: пуговицы, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.

Самое первое, что мы используем  в своей работе это пальчиковые игры и упражнения. Пальчиковые  игры это  движения рук, построенные на занимательно-игровой основе. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.

В процессе таких упражнений вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

Слайд  (стих и фото)

По мере взросления добавляются игры со шнурками

Игрушка-шнуровка - увлекательная игра для малышей. Продеваем шнурки в дырочки, и без иголочки изготавливаем яркую игрушку. Начинать шнуровать нужно с самых простых. Далее можно будет перейти к более сложным игрушкам шнуровкам - зверушкам, домикам, цилиндрам и т. д. Шнуруя, просчитывайте дырочки (заодно изучаем счёт, обращаем внимание на расположение шнурка по отношению к игрушке - вверху, внизу, слева, справа, в середине). Также можно использовать разноцветную шнуровку

Так же я использую в своей практике игры с прищепками

Прищепки – бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук, готовит ребенка к письму. Можно помогать маме, развешивая белье, можно украшать комнату картинками, прикрепляя их прищепками на веревочку, а можно просто играть с прищепками.

Самые популярные основы для игр с прищепками: туча, солнышко, елка, ежик, паучок, человечки. С этими игрушками можно придумывать интересные истории. Прищепка за прищепкой, слово за словом - и получается игра.

 

Кусается сильно котенок- глупыш

Он думает: «Это не палец, а мышь».

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе кыш.

Еще один вид пальчиковых игр это игры с крупой

Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Рисовать можно на любой крупе, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования. Пересыпайте крупу из одной тарелки в другую. Послушайте, как она шумит. Из круп можно делать дорожки – короткую и длинную, выкладывать различные рисунки – геометрические фигуры, буквы, домики и т. д. Дайте малышу пинцет и предложите ему захватывать им фасолины.

А можно также захватывать пальчиками, что мы с вами сейчас и попробуем сделать.

Рисование и письмо

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги, приемов проведения линий).

Попробуйте взять в руку ручки с рыбками.

Отличным пособием для упражнений может послужить и коллекция тканей. Разные по фактуре, с замысловатыми рисунками и без, разноцветные кусочки тканей всегда могут заинтересовать ребенка. Особенно, если взрослый сошьет из кусочков подушечку или забавную игрушку. Давайте поиграем с вами в игру «Проглот».

Возьмите двумя пальцами правой руки платочек за уголок и вбирайте его в кулачок, не помогая другой рукой.

У меня живет Проглот

Все подряд Проглот жует

Вот и стало у Проглота

Брюшко, как у бегемота.

Игры с бумагой и ножницами

Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Бумагу можно резать ножницами, сминать, скручивать, обрывать кусочки. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности.

Во 2 младшую группу приходят дети, не владеющие тонкими движениями рук и у многих имеются нарушения речи. Также у них наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики.

Поэтому в своей работе с детьми я успешно стала применять метод использования массажных мячей в сочетании с речедвигательными упражнениями.

Симпатичный шарик с шипами («ёжик»), лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки. Катая его между ладонями, ощущается прилив тепла и лёгкое покалывание.

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча мягко воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие. С помощью мячей «ёжиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Упражнение с жюри.

Я мячом круги катаю

Взад, вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк –

Мяч летает между рук.

Также мячики можно использовать не только для массажа рук, но и массажа всего тела, что способствует расслаблению, сплочению коллектива и просто поднятию настроения

Хочу поделиться своей наработкой – пальчиковый театр. Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный  пальчик. Театр – это еще один прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Результативность: Используя данную систему с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определенных результатов. В процессе проведения диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

Результативность моей работы вы можете увидеть на слайде

С высоким уровнем 36% воспитанников, средний уровень у 60% детей, низкий – у 4%.

• Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений.

  • В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии.
  • Большинство детей достигли высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания

• Дети ознакомлены с нетрадиционными методами изобразительной деятельности

Результаты, полученные в ходе моей работы, помогли решить и ряд других задач:

• Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

• Улучшились партнёрские отношения педагогов с детьми.

• Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей.

• Разучены с детьми пальчиковые игры и упражнения.

• Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве; воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил уже к самой работе, т. е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также писала, что «ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ум ребенка - на кончиках его пальцев"

Здесь представлен подробный отчет о проведенном мастер-классе с воспитателями и профильными специалистами. Отчет включает в себя:- план проведения и описание,- доклад дл теоретической части мастер-кла...

Мастер класс "Мир на кончиках пальцев"

Мастер класс "Мир на кончиках пальцев"...

МАСТЕР-КЛАСС «Гениальность на кончиках пальцев» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами несколько игр и упраж

учитель-логопед; воспитатель 1 квалификационной категорииПавлова О. В.МАСТЕР-КЛАСС  «Гениальность на кончиках пальцев»Цель:1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольн...

Мастер-класс "Ум на кончиках пальцев"

Конспект мастер-класса для родителей 1 младшей группы...

МАСТЕР КЛАСС ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ТЕМА: «В ГОСТИ К ЗОЛУШКЕ»

МАСТЕР КЛАСС  ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ С ОВЗ ТЕМА: «В ГОСТИ  К  ЗОЛУШКЕ»...

Мастер-класс: "Способности детей - на кончиках их пальцев".

Формирование у родителей умения организовывать совместную игровую деятельность с детиьмы....