Рабочая программа по социальному развитию
рабочая программа (средняя группа)

Рогаль Марина Григорьевна
Цель: создание условий для формирования социально- коммуникативного здоровья детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»

344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социуму

 для детей 4-5 лет (средняя группа)

часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Авторы-составители:

                                     Рогаль М.Г.

         Доломанова М.В.

2018 – 2019 г

Пояснительная записка.

С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей о социальных явлениях мы взяли программу «Ребенок в социуме».

        Направленность программы социально-коммуникативное развитие.

Целью рабочей программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.

     Задачи:

  1. Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.
  2. Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ  «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.
  3. Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.
  4. Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях,  позволяющий сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.
  5. Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации  и самоутверждению.

Принципы, лежащие в основе построения программы:

  1. Ценностно-ориентированный, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, ставящих на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное и творческое его развитие, необходимость воспитания личного достоинства и гражданственности.
  2. Гуманистический, признающий самоценность личности, обеспечивающий условия ее гармоничного саморазвития, реализации ее внутренней и внешней свободы.
  3. Природосообразности, ориентирующий на понимание отношений – человек, как часть природы, все в мире гармонично взаимосвязано и взаимообусловлено – биологическое, психологическое, социальное и культурное.
  4. Культуросообразности, обеспечивающий понимание образовательного пространства как социокультурной среды развития и саморазвития ребенка, построенного на общечеловеческих эталонах, выступающих регуляторами отношений в социуме.
  5. Рефлексивности, суть которого состоит в формировании культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях и поиска возникших ее причин в собственных действиях и поведении.

Объем программы: На основе программных задач региональной программы «Ребенок в социуме» педагоги МБДОУ разработали конспекты занятий. 23  занятия в год. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 20 минут, согласно учебного плана.

Средства реализации:

1. Специально организованное обучение. Специалистами и воспитателями разработаны конспекты занятий по всем возрастным группам на учебный год.

2. Совместная деятельность педагога с детьми:

- чтение художественной литературы

- рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий , иллюстраций с проблемными ситуациями);

- дидактические, ролевые, подвижные игры, игры-драматизации.

- праздники и развлечения, спектакли;

- детское художественное творчество.

- игровые,  имитационные и мимические упражнения.

- реальные и проблемные, игровые  ситуации.

- мини среды в соответствии с содержанием программы.

3. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для социально-коммуникативного  развития детей.

        Планируемые результаты:

        Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам   поведения   и   правилам   в   разных   видах   деятельности.

Содержание занятий по социуму

Дата

Название темы

Количество часов

Примечание

Сентябрь

Занятие 1. «Я и моё имя»

1

Занятие 2. «Имена моих друзей»

1

Занятие 3. «Наши внешние отличия»

1

Занятие 4. «Что мы умеем делать»

1

Октябрь

Занятие 5. «Отгадайте, кто мы»

1

Занятие 6. «Моё любимое занятие»

1

Ноябрь

Занятие 7. «Мой любимый праздник»

1

Занятие 8. «Подарки и сюрпризы»

1

Декабрь

Занятие 9. «Подарки близким»

1

Занятие 10. «Цветик - Семицветик»

1

Январь

Занятие 11. «Заботливые дети»

1

Занятие 12. «Друг детства»

1

Февраль

Занятие 13. «Что ты чувствуешь?»

1

Занятие 14. «Разговариваем руками»

1

Март

Занятие 15. «Разговариваем телом»

1

Занятие 16. «Лесной колобок»

1

Апрель

Занятие 17. «Лица - маски»

1

Занятие 18. «Моя семья»

1

Май

Занятие 19. «Любящие родители»

1

Занятие 20.  «Кто первый»

1

Занятие 23. «Рисуем вдвоем»

Диагностика

1

Педагогическая диагностика

Педагогический скрининг на начало учебного года (по образовательной области)

Карты наблюдения.

Электронные ресурсы:

Методическое обеспечение:

Список литературы:

  1. УМК Основной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Психолого-педагогическая литература:

  1. Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.
  2. Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» Сост. О.Л. Князева. «Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Дурова Н.В. Очень важный разговор. М. Мозаика-Синтез, 2001г.
  4. Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие. Бибиотека программы «Детство», С.-Петербург, Акцидент, 1997г.
  5. Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки», Псков, 1997г.
  6. Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия, Архангельск, 1997г.
  7. Рылеев Е.В.  Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». М.Линка-Пресс, 2000г.
  8. Стрелкова Л. Войди в тридесятое царство. Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Книга 1, М. Новая школа, 1995г.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика, Владос, 1995г.
  10. Фесюкова Л.Б. От трех до семи. Харьков, Фолио, Санкт-Петербург., Кристалл., 1996г.
  11. Бильгильдеева Т. Здравствуй цветочный город. Занятия для дошкольников, Кострома, Шк. Психолог № 29, 2000г.
  12. Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.
  13. Медведева И. ,Титова Т. Разноцветные белые вороны., М. Семья и школа., 1996г.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа., 1995г.
  15. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.Сфера, 1998г.
  16. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.Новая школа, 1997г.
  17. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду. Шк. психолог № 25, 2000г.
  18. Психотерапевтические сказки – метафоры. О. Хухлаева

Детская литература:

  • Е.Благинина «Бабушка – забота».
  • С.Михалков «Щенок».
  • М.Садовский «Доброе сердце».
  • Д.Хармс «Иван Иванович – самовар».
  • В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
  • Г. Остер «Вредные советы».
  • А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
  • А. Седугин «Хитренький Артемка».
  • А. Барто «Вовка – добрая душа».
  • Сб. «Светлячок».
  • Л.Пантелеев «Буква «Ты».
  • Ю. Расташанский «Город, где дети не плачут».
  • О. Высотская «Мои игрушки».
  • Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение.,1984г.
  • Наша Книга. Сборник для чтения в семье и в детском саду. М. Детская литература, 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Безопасность»

Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).Задачи:      формировани...

Рабочая программа Направление «Социально – личностное развитие» образовательная область «Социализация»

Содержание образовательной области «Социализация» направленно на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через реш...

Рабочая программа направление «Социально-личностное развитие» образовательная область «Труд»

Задачи:v  развитие трудовой деятельности (обеспечение освоения детьми разных видов детской трудовой деятельности, адекватных их возрастным и гендерным возможностям);v  воспитание ценностного...

Рабочая программа"Труд"социально-личностное развитие

Пояснительная записка. В большинстве комплексных вариативных программ дошкольного образования конца XX — начала XXI века отсутствуют разделы, связанные с трудовым воспитанием детей, что является ...

Рабочая программа по социально-личностному развитию «Я и мои друзья"

Цель программы "Я и мои друзья" определяется теми новыми требованиями, которые предъявляют к воспитанию ребенка программа "От рождения до школы". "Каждый ребенок должен вырасти владеющим навыками соци...

Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста

Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения....

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы".

Рабочая программа по социально-коммуникативному развитию для старшей группы по программе "От рождения до школы"....