Рабочая программа по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снежению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_puteshestvie_s_gnomom.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие с гномом»
Пояснительная записка
Дети приходят в нашу жизнь - крохотные, беззащитные, но такие родные и дорогие. Первая улыбка, первое слово, озорной и заразительный смех наполняет радостью наши сердца. Детство - мимолетная пора, но самая ответственная для нас взрослых. Мы в ответе за жизнь и здоровье наших детей, мы в ответе за будущее, которое закладывается в самом раннем возрасте.
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Сейчас редко можно встретить по-настоящему веселого, эмоционально благополучного ребенка, многие дети не умеют даже улыбаться и смеяться от души. Причин этому довольно много, главная из которых заключается в том, что взрослые в наше время направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы дети могли поступить в престижные школы, а затем в вузы), забывая об эмоциональной сфере не задумываясь о том, что обедненная эмоциональная сфера замедляет развитие интеллектуальной сферы. А ведь эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее и в конечном итоге определяют свою жизнь человека и его место в социуме.
Сегодня в педагогике и психологии особую актуальность приобретает проблема исследования эмоциональной сферы детей. Прочитав книгу Н.Л.Кряжевой «Развитие эмоционального мира детей» - Ярославль 1988 г., публикации Т.В.Гуровец, Р.Е. Левиной, пришла к выводу, что способность к распознанию эмоциональных состояний важна для любого ребенка, не успешность социальной адаптации часто связана с отсутствием навыков общения. А расстройства в эмоциональной сфере могут вызвать затруднения при выполнении интеллектуальных заданий, снизить работоспособность, привести к нарушению поведения.
Я считаю, что с самого раннего возраста необходимо знакомиться с собственными эмоциями, изучать их так же, как мы с детства знакомимся с буквами, изучаем алфавит, овладеваем грамотой. Это дает детям возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, руководить их словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.
Программа «Путешествие с Гномом» знакомит детей с различными эмоциональными состояниями, способствует снижению тревожности и агрессивности, развитию воображения, творческих способностей и навыков общения. В ходе занятий у детей формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, они учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям. Программа проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений. Многие упражнения, игры и сказочные истории могут быть использованы родителями.
Программа «Путешествие с Гномом», выстроенная, как система занятий, не может быть ограничена взаимодействием педагога с детьми только в процессе занятийной деятельности. Программа ориентирована на организацию особого рода взаимодействия педагога и детей на занятиях, совместной и самостоятельной деятельности (прогулках, играх, изобразительной деятельности, праздниках и тд.)
Цели и задачи программы:
Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Задачи программы:
1. Расширение знаний у детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
2. Развитие способностей у детей распознавать собственные эмоциональные состояния;
3. Формирование и развитие умения распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);
4. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.
Основные принципы организации
социально-эмоционального развития
- Интеграции, предполагающей взаимосвязь, взаимопроникновение содержания социально-эмоционального развития с другими направлениями дошкольного образования (речевое, математическое, художественное, познавательное и др.).
- Использования различных способов реализации содержания: запланированный, косвенный, ситуативный.
- Организации воспитательно-образовательного процесса на основе педагогической оценки актуального состояния развития ребенка (способность видеть, чувствовать, понимать каждого ребенка)
- Организации деятельности на рефлексивной основе ( анализ возникающих проблемных ситуаций и поиск в собственных действиях и поведении).
Структура программы
Программа развития эмоциональной сферы детей 4-5 лет «Путешествие с Гномом» включает 36 занятия и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».
Раздел №1. «Мои эмоции»(17 занятий). В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные:
- на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, страх, гнев;
- на знакомство с новыми эмоциями (отвращение, зависть, вина);
- на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;
- на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные ощущения;
- на развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Педагог знакомит детей с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика и жесты, учит пользоваться ими для выражения собственных чувств и переживаний. Содержание этого раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир ребенка, лучше узнать его переживания в различных ситуациях, осознать, что именно его тревожит или радует, для этого можно включить в занятия элементы песочной терапии.
Раздел №2. «Я и эмоции других людей» (9 занятий.) В этом разделе представлены игры и упражнения, направленные на понимание индивидуальных особенностей других людей, на распознавание эмоциональных реакций окружающих, на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.
В этом разделе педагог формирует у детей умение понимать по внешним проявлениям, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек, анализировать эти чувства, не только понимать настроение другого, но и принимать его позицию.
Раздел №3 «Навыки общения» (10 занятий). Этот раздел является итоговым. В данном блоке в ходе упражнений формируются знания об основных эмоциях, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях. Педагог знакомит детей с анализом причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору и не допускать крайнего проявления - драки. Все знания, полученные детьми в процессе реализации этого блока упражнений, приобретаются через создание педагогом проблемных ситуаций, разрешая которые дети будут овладевать определенными коммуникативными навыками.
Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого из них составляет 15-20 минут. Занятия по каждой теме строятся в доступной и интересной для детей форме – в форме театрализованной игры, которая включает в себя следующие приемы активного обучения:
- Этюды (мимические и пантомимические) проводятся на заданную тему и позволяют ребенку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику.
- Элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводят к взаимному усилению влияния на ребенка и той и другой деятельности.
- Музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений.
- Сюжетно-ролевые игры в сочетании с песочной терапией ведут к приобретению навыков общения со сверстниками и позволяют снять «тактильную зажатость».
Каждое занятие программы начинается приветствием друг друга улыбкой. Все занятия проводятся от лица куклы-гнома, что обеспечивает восприятие обучения не как назидание со стороны взрослых, а как простую игру, в ходе которой каждый ребенок приобретает нужное знание. Каждое занятие завершается созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы, своеобразной рефлексией и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры. Программа «Путешествие с Гномом» может быть использована, как основа работы или проводится в виде отдельных занятий, игр и упражнений.
Календарно-тематический план
Раздел 1. «Мои эмоции»
№ п/п | Тема занятий | Содержание занятий | Время проведения |
1. | Вводное занятие | Разминка. Упражнение «Гномики в лесу». Упражнение «Кто сидит справа(слева) от меня». Рисунок «Маленькие человечки».Заключение. | сентябрь |
2. | «Путешествие в страну Радости» | Упражнение «Страна радости». Упражнение «Зеркало». Игра «Я радуюсь, когда…». Этюд «Котенок, который хотел порадовать свою маму». Рисунок «Веселые гномы».Заключение | сентябрь |
3. | «Путешествие в страну Грусти» | Упражнение «Страна грусти». Игра «Я грущу, когда…». Упражнение «Покажи эмоцию». Этюд «Золушка». Рисунок «Радость-грусть». Заключение | сентябрь |
4. | «Путешествие в страну Удивления» | Упражнение «Страна удивления». Упражнение «Маски». Упражнение «Прогулка по стране Удивления». Этюд «Фокусник в цирке». Рассказ «Круглые глаза». Рисунок «Чудеса». Заключение | сентябрь |
5. | «Путешествие в страну Страха | Упражнение «Страна Страха». Упражнение «Страх- это…». Упражнение «Победим страх». Упражнение «Посмеемся над страхами». Рисунок «Страшный сказочный герой». Заключение. | октябрь |
6. | «Маленький Гномик и Баба Яга» | Упражнение «У страха глаза велики». Этюд «Маленький Гномик и Баба Яга» (проигрывание сказки). | октябрь |
7. | «Путешествие в страну Злости» | Упражнение «Страна злости». Упражнение «Шкала злости». Этюд «Злой принц». Упражнение «Прогони злость». Заключение. | октябрь |
8. | «Победитель злости» | Разминка. Игра с песком «Победитель злости». | октябрь |
9. | «Путешествие в страну Отвращения» | Упражнение «Страна Отвращение». Упражнение «Кто что не любит». Этюд «Кислое яблоко» Этюд «Бабушка ошиблась». Рисунок «Новая эмоция» | ноябрь |
10. | «Мы узнали много нового» | Упражнение «Узнай эмоцию». Упражнение «Сравниваем эмоции». Этюд «Еж и лягушка». Рисунок «Какая эмоция мне больше нравится. Заключение. | ноябрь |
11. | «Путешествие в страну Вина» | Упражнение «Новая страна». Упражнение «Я чувствую себя виноватым, когда…». Рассказ «Медвежонок, который делал все кое-как». Этюд «Грибники» | ноябрь |
12. | «Путешествие Гусеницы» | Упражнение «Разные эмоции». Игра-инсценировка «Путешествие гусеницы» | ноябрь |
13. | «Путешествие в страну Зависть» | Упражнение «Путешествие в страну Зависть». Упражнение «Завистники». Этюд «Завистливая Белочка». Рисунок «Что нового мы узнали» | декабрь |
14. | «Королевство эмоций» | Разминка «Вспомним эмоции». Игра-инсценировка «Королевство эмоций» | декабрь |
15. | «Наши эмоции»(1-е занятие) | Разминка. Игра «Придумай сказку». Игра «Джинн». Рисунок «Мне понравилось упражнение…» | декабрь |
16. | «Наши эмоции»(2-е занятие) | Разминка. Упражнение «Я чувствую». Этюд «Сломанные качели». Рисунок «Поезд эмоций». | декабрь |
17. | Заключительное занятие по разделу «Мои эмоции» | Разминка. Игра «Зеркало». Игра «Зашифрованное письмо». | январь |
Раздел 2. «Я и эмоции других людей»
18. | «Наше хорошее настроение» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Беседа «Что такое радость?». Упражнение «Кто как радуется». Игра «День рождения». | январь |
19. | «Мы сегодня не грустим» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Игра «Сравни лицо». Игра «Грустный паучок». Этюд «Кролик и Еж». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». | январь |
20. | «Победим страх» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Слушай и показывай». Игра-инсценировка «пчелка в темноте». | январь |
21. | «Смешинки и злючки» | Разминка «Как можно по-другому назвать?». Упражнение «Смешинки и злючки». Упражнение «Сравни эмоции». Игра «Коврик злости». Рисунок «Цвет злости». | февраль |
22. | «Ты не виноват» | Разминка. Беседа «Ты не виноват». | февраль |
23. | «Мы все такие разные» | Разминка. Упражнение «Вспоминалки». Этюд «Грязнуля». | февраль |
24. | «Зависть-это не всегда плохо» | Разминка. Упражнение «Что нам показывает поза». Игра «Отгадай настроение сказочных героев». Беседа «Зависть-это не всегда плохо». Этюд «Трудолюбивый Ежик». | февраль |
25. | «События и эмоции» | Упражнение «Какое у меня настроение». Упражнение «Отгадай животное и его настроение». Упражнение «Что чувствует мальчик?». Рисунок «Событие и переживание». | март |
26. | «Мотивы поведения» | Разминка. Игра «Мотивы поведения». | март |
Раздел 3. «Навыки общения»
27. | «Волшебные слова» | Вступление. Игра «Собери пазл». Игра «Угадай игрушку». Подвижная игра «сороконожка». Рисунок «На занятии мне больше всего понравилось…» | март |
28. | «Давай поговорим» (1-е занятие) | Беседа «Как вести себя во время разговора». Упражнение «Для того чтобы слушали меня, я должен…». Этюд «Я слушаю друга». | март |
29. | «Давай поговорим» (2-е занятие) | Вступление. Игра «Иностранец». Этюд «Рыбки в пруду». Этюд «Подарок другу». Игра «Без слов». | апрель |
30. | «Поиграем вместе» | Вступление. Игра «Собери игрушки». Упражнение «Не урони мяч». Игра «Сядь на стул». Игра «Рисуем вместе». | апрель |
31. | «Наши поступки» | Беседа взрослого о хороших и плохих поступках. Рисунок «Мой хороший и мой плохой поступок». Обсуждение рисунков. | апрель |
32. | «Мы в группе детского сада» | Упражнение «Мое настроение утром». Игра «Про Обидку и Грустинку». Подвижная игра «Мы играем вместе». Этюд «Разные ситуации». Упражнение «Невидимая нить». | апрель |
33. | «Я в общественных местах» | Игра-инсценировка «Могло бы и не быть» | май |
34. | «Про друзей» | Этюд «Рыжик». Этюд «Кусочек сыра». Упражнение «Обезьянки». Этюд «Самый большой гриб». Рисунок «Мой друг». | май |
35. | «Про взрослых» | Этюд «неподаренный подарок». Этюд «В троллейбусе». Этюд «Золотая осень» | май |
36. | Заключительное занятие «Невоспитанный Мишка» | Игра-инсценировка «Невоспитанный Мишка». | май |
Планируемые результаты:
Ребенок сопереживает родным и близким, проявляет сострадание к героям сказок, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
Ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации, правил и норм поведения.
Ребенок использует приобретенные знания о правилах поведения на улице, общественных местах (театр, магазин, транспорт, поликлиника) в повседневной жизни.
Методы изучение результативности:
- Наблюдение за поведение ребенка в разных видах деятельности.
- Анкетирование родителей.
- Продукты детской деятельности.
Способы обработки результатов:
- Обобщение результатов в таблицы
- Качественный анализ данных обследования
Показатели и индикаторы успешности развития
детей среднего дошкольного возраста:
Критерии | ФИ ребенка | |
Сентябрь | Май | |
Ребенок вступает в разные виды общения. Ребенок владеет навыками невербального общения Ребенок адекватно реагирует на замечания взрослых и может объяснить причины своих поступков Ребенок проявляет элементы критичности при оценке поступков окружающих и себя. Ребенок проявляет сочувствие, эмпатию, толерантность по отношению к другим людям. У ребенка сформированы начала высших чувств (эстетические, нравственные, интеллектуальные), которые становятся мотивами поведения. Ребенок умеет распознавать свое настроение его причины, корректировать его Ребенок умеет вести себя в общественных местах, делает попытки преодолеть межличностные «трения», конфликты «мирным путем» |
Критерии оценки:
3 балла – проявляет осознанность, активность, самостоятельность, систематичность, целенаправленность.
2 балла - проявляет ситуативный интерес, частично делает с помощью взрослого.
1 балл – проявляет слабый интерес, не обходится без помощи взрослого.
Интерпретация:
Рекомендации:
Методическое обеспечение:
- Бойков Д. И., Бойкова С. В. Как развить навыки общения у ребенка: методические рекомендации. СПб.: ЛОИУУ,1995.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина С.В. Учимся понимать друг друга. М.: Дельта, 2005.
- Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. М.: Скрипторий, 2003, 2006.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003
- Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2006.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих трудности развития познавательной и речевой сферы, с использованием ресурсов сенсорной комнаты
Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познава...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...
Рабочая программа «Полюбуйся» художественно - эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства
Рабочая программа «Полюбуйся» разработана на основе парциальной программы художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности (формирова...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей шестого года жизни (далее - Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...
Проект рабочей программы Тема: «Эмоционально – нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровые занятия»
Игра является ведущей формой деятельности ребенка. применение игр в работе с детьми, один из методов в коррекции личности ребенка дошкольника. Игра придает процессу увлекательную форму, ...
Рабочая программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста группы №2 «Вишенка» на 2020 – 2021 учебный год
Рабочая программа...
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫ
УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 6 ДО 7 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖ...