Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ
статья

Кукурудза Елена Александровна

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ

«Одаренность человека - это маленький росточек, 
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок. Это объясняется общественными потребностями и, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. Ведь именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей (законных представителей), руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.

Главная задача образовательных учреждений - поддержать каждого ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Необходимо так построить весь воспитательный процесс, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.

Так что же такое одаренность?

Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Отличительные черты одаренного ребенка

  • высокий уровень развития речи и мышления;
  • обладание хорошей памятью;
  • любознательность, высокая познавательная активность, широта интересов;
  • креативность, яркое воображение;
  • повышенная возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Различаются виды одаренности:

1. Художественная одаренность (высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности).

2. Общая интеллектуальная одаренность (дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний).

3. Творческая одаренность (дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом).

Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в ДОУ строится следующим образом:

1.   Выявление одарённых и талантливых детей

2. Психолого–педагогическое сопровождение одарённых дошкольников, которое предполагает:

  • составление индивидуального маршрута развития;
  • создание комфортной развивающей среды;
  • осуществление психологического просвещения родителей на тему одарённости;
  • содействие профессиональному и личностному совершенствованию педагогов по работе с одаренными детьми;
  • помощь одарённым дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания;
  • организация проектной деятельности;
  • участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ.

3. Контроль над развитием познавательной деятельности         одарённых и талантливых детей

4. Поощрение одарённых детей

5. Работа с родителями одарённых детей.

На первом этапе, педагогам необходимо провести первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Анализ полученных, в ходе диагностики, результатов помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми. Для выявления одаренных детей я использую технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.

Чтобы получить одаренного школьника в будущем, необходимо формировать зачатки одаренности уже в дошкольном возрасте, активно используя разные формы и методы.

Формы работы с одаренными детьми:

  • разно уровневые задания;
  • консультирование по возникшей проблеме;
  • проектная деятельность;
  • экспериментально – исследовательская деятельность;
  • игры, различные конкурсы и викторины;
  • ролевые игры;
  • индивидуальные творческие задания.

       Из этих перечисленных форм хочу немного сказать о проектной и экспериментально – исследовательской деятельности. Все дети задают много вопросов, а одаренные особенно. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, дошкольники получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. По моим наблюдениям у одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности — это одно из условий, которое позволяет детям погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Мне кажется педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности. А в этом помогают участия в конкурсах, викторинах и т.д., выступления с защитой проектов перед аудиторией – детской и взрослой. Наши воспитанники регулярно охотно принимают участия в конкурсах различного уровня, являются призерами и победителями. Это еще больше стимулирует их для дальнейшего саморазвития.
              Я уверена, чтобы развивать креативность дошкольников, педагог сам должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому мы педагоги, прежде всего, должны позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, вопросы ребёнка, внимательно выслушивать ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.

Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды в детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия.

В нашем детском саду имеются все необходимые условия для всестороннего развития детей. Имеется музыкальный зал; эстетически оформленный с наличием аудиоаппаратуры, детских музыкальных инструментов. Имеется экологическая гостиная, в которой дети знакомятся с растениями и животными, ухаживают за ними, проводят эксперименты и опыты, имеется библиотека, изобразительная студия, для ознакомления детей с искусством. В группах оборудованы уголки театрализации, изо деятельности, экспериментированию, ручному труду, развивающих игр.

       В заключение хотелось бы сказать, наблюдения педагогов дают возможность считать, что все дети одаренные.

Главное не тормозить развитие, а помочь детям раскрыть их одаренность и развивать.

При этом помнить 3 правила:

  • Помоги, но не навреди.
  • Заинтересуй, но не настаивай.
  • Учитывай индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми

       Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализую...

Разработка системы работы с одаренными детьми в условиях ДО

В данной презентации кратко обозначены цель и задачи системы работы с одаренными детьми.Даны основные понятия по данной теме...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активност...

система работы с одаренными детьми

система работы с одаренными детьми...

Система работы с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ в ДОУ

Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то з...

Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»

Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка....