Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»
статья

Каширская Наталья Викторовна

Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kashirskaya_statya_odarennye_deti.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум «Работа с одаренными детьми в условиях ДОУ»

 

Доклад  на тему:

«Подготовка условий для формирования системы

 работы с одаренными детьми.»

Воспитатель: Каширская

Наталья Викторовна

г. Мичуринск – Наукоград

2020-2021 учебный год

        Сейчас многие педагоги считают, что уровень, своеобразность и успех развития одаренности – это, прежде всего, взаимодействие природных задатков и той среды, которая окружает ребенка в его деятельности игровой – в дошкольном развитии, учебной – в следующие годы и трудовой – во всем его развитии. И не малую роль здесь играет активность ребенка, его родителей, педагогов, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

        Детский возраст, как мы знаем, это период становления личности и способностей ребенка. В это время интегрируют процессы закладки личности ребенка, его психики на фоне ее дифференциации.  И здесь одаренность формируется широтой и уровнем интеграции ребенка. И чтобы проследить динамику развития одаренности надо определить поступательность этого процесса, его прогресс или регресс.

           Одаренность — это качество психики, которое систематически развивается в течение всей жизни и определяет возможность достижения ребенком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

      Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

          Задача педагогов в ДОУ создать условия для оптимального развития детей. Так, в своей работе мы ищем и систематизируем методы диагностики форм работы с одаренными детьми. Стараемся совершенствовать систему выявления и дальнейшее их сопровождение. В нашем детском саду создаются условия для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления их творческих и интеллектуальных способностей, а также внедряются новые инновационные педагогические технологии воспитания и обучения одаренных дошкольников. Мы, педагоги, объединяем свои технологии по работе с такими детьми и реализуем их. В нашем саду создан банк данных одаренных воспитанников, что облегчает взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями и учреждениями дополнительного образования. Неотъемлемой частью в работе с одаренными детьми является учет возрастных особенностей детей, индивидуальный подход и дифференциация обучения. И оно должно быть развивающее и воспитывающее.

          Как же подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми? Первое, что мы делаем – это изучаем нормативную базу, далее разрабатываем программу работы с одаренными детьми, и на последнем этапе проводим анализ материально-технической базы и педагогических условий для реализации программы работы с одаренными детьми.

          После планирования проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика индивидуальный особенностей детей и разрабатываются методические рекомендации, материалы для проведения различных мероприятий по работе с одаренными детьми. Создаются условия для повышения мастерства воспитателей в работе с одаренными детьми. В детском саду активно развивается дополнительное образование. Так, кружковая работа очень помогает в развитии одаренности. Здесь также необходимо активное участие воспитателей, родителей и детей в открытых мероприятиях детского сада, городских и областных конкурсах. Должна осуществляться преемственность в воспитании и развитии одаренных детей на всех этапах развития и обучения в детском саду. И, несомненно, педагогам, имеющим затруднения в реализации программы, должна оказываться помощь.

          Как итог конца учебного года проводится обобщение и презентация результатов работы педагога в реализации программы работы  с одаренными детьми. То есть, проводится обобщение результатов предыдущего этапа реализации, далее программа изменяется и уточняется. Проводится дополнительная апробация изменений, внесенных в программу. И не менее важный этап – это донести весь позитивный опыт до коллег путем различных публикаций. Важно отметить, что должна быть преемственность в работе детского сада и школы в работе с одаренными детьми.

          И здесь мы можем сделать определенные выводы:

  1. Повышается уровень индивидуальных достижений детей в тех видах деятельности, к которым у них есть способности.
  2. У нас есть наличие банка данных и имеется методическое обеспечение поддержки одаренных детей.
  3. Повышается профессиональная компетентность педагога по вопросам педагогической работы с одаренными детьми.
  4. Дети, с высоким уровнем актуальной одаренности успешно социализируются, потому, что имеется основа развития их задатков.
  5. Одаренные дети, удовлетворяются своей деятельностью, и число их растет.
  6. Повышается самостоятельность, инициативность, ответственность как самого ребенка, так и педагога.

         Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ребенок осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы.

Чем раньше воспитатель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.

Литература:

1.Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004.

        2. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети / Ю. З. Гильбух. - М.: Знание,   1991.

8. Лейтес Н.С“Легко ли быть одаренным?” / Н. С. Лейтес. - Ж. “Семья и школа”. № 6, 1990.

  1. 9. Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Ж / Н. С. Лейтес. – Ж. “Семья и школа”. № 12, 1990.
  2. 10. Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность школьников» / Н. С. Лейтес – М.: Академия, 2000.
  3. 11. “Одаренные дети”. / Под. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М М., Прогресс, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Педагогические условия реализации формирования основ и правил поведения в общественных местах детей дошкольного возраста»

•1. Актуальность темы, мотивация её выбора.•2. Противоречия и их обусловленность педагогической практикой на современном этапе.•3.Механизм реализации выдвинутых идей.•4. Полученный или прогнозируемый ...

Проект «Пернатые друзья» Тема: «Создание условий для формирования экологических знаний о птицах»

Участники проекта: дети, музыкальный руководитель, родители, воспитатели.Вид проекта: познавательно-деятельный.База реализации: средняя группа детского садаРуководитель проекта: Каркачева Е.Ю., воспит...

Семинар-практикум на тему: "Создание условий по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

                                             Создания условий по формированию ...

Презентация на тему "Содержание, методы и формы работы с одаренными детьми"

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости, данной работе расмотена эта проблема...

Презентация «Создание условий для формирования межличностных отношений с детьми с ОВЗ в условиях группы кратковременного пребывания»

Представление педагогического опыта на районном семинаре - практикуме для педагогов ДОО Мамонтовского района по теме «Создание условий для формирования межличностных отношений с детьми с ОВЗ в у...

Опыт работы по теме «Создание условий для формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ и семьи»

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от условий, которые его окружают, поэтому важно, чтобы родители были педагогически грамотными и осознавали полноту ответственности, которая на них лежит. З...