Система работы с одаренными детьми и с детьми с ОВЗ в ДОУ
статья
Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Роль педагога в образовательном процессе переоценить сложно, именно от квалифицированности и профессиональной компетенции зависит комфорт, а значит и развитие ребенка. Это подтверждается цитатой из интервью «Вестнику образования» директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец: «Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями». Мы, абсолютно согласны с этими словами, Целью работы нашего учреждения является моделирование среды, где личность была бы востребована и функционировала, где ребенок с первого шага чувствовал бы свою защищенность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kornilova_a.v._sistema_raboty_s_odarennymi_detmi_i_s_detmi_s_ovz_v_dou.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
Система работы с одаренными детьми и детьми с ОВЗ в ДОУ
Старший воспитатель
высшей квалификационной категории
Корнилова Альбина Владимировна
Краткое описание. Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Роль педагога в образовательном процессе переоценить сложно, именно от квалифицированности и профессиональной компетенции зависит комфорт, а значит и развитие ребенка. Это подтверждается цитатой из интервью «Вестнику образования» директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец: «Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями». Мы, абсолютно согласны с этими словами, Целью работы нашего учреждения является моделирование среды, где личность была бы востребована и функционировала, где ребенок с первого шага чувствовал бы свою защищенность.
Слайд 2 Среди самых интересных и загадочных явлений природы - детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Слайд 3 Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей дошкольного образования, особенно учитывая то, что работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.
Слайд 4 В дошкольном детстве существует столько видов одаренности, сколько есть видов детской деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений. Детская одаренность начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но сформируется ли в итоге одаренная личность? Признаки одаренности, появляющиеся в дошкольном возрасте, могут постепенно угаснуть, если не будут созданы соответствующие условия, стимулирующие развитие одаренности. Поэтому наши педагоги дошкольного учреждения особенно внимательны к детям, у которых начинают проявляться задатки одаренности.
Слайд 5 Система образовательной деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми у нас в ДОУ строится следующим образом, и делиться на несколько этапов:
I этап – подготовительный.
Цель: создание условий для формирования системы работы с одаренными детьми.
На первом этапе необходима диагностика, независимо от того, каков источник одаренности. Различаем общую и специфическую одаренность.
Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности.
От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Слайд 6 II этап – аналитический.
Цель: выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.
Как показала практика, наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с высокоодарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. При организации индивидуальной работы педагог знакомится с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов и т.д.); составляет план занятий с ребёнком с учётом его интересов, склонностей (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные и т.д.), психических особенностей; разрабатывает систему продуктивных заданий с соответствующей степенью сложности, определяет темы консультаций для родителей по наиболее сложным вопросам; выбирает форму отчёта ребёнка по осваиваемой теме (тесты, вопросы и т.д.) за определённые промежутки времени и т.д.
Слайд 7 III этап – организационно-деятельностный.
Цель: организация целенаправленной работы с одаренными детьми.
Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает: внедрение системы наставничества над каждым одарённым ребёнком; проведение диагностики одаренных детей; создание банка данных одаренных детей; создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми; внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей.
Слайд 8 IV этап – Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей.
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.
Нет детей не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться.
Слайд 9 Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. И мы с вами педагоги дошкольных образовательных учреждений являемся «первооткрывателями» одаренности у детей. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ДОУ, жизненных амбиций родителей». Если в детском саду работает специалист высокого уровня, творческий педагог, то его фигура становится центральной в деятельности по развитию детской одаренности, специальных способностей детей в конкретной сфере.
Слайд 10 Например, музыкальный руководитель нашего детского сада включила в рабочую программу по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста раздел «Работа с одаренными детьми».
Составила индивидуальный маршрут развития одаренных детей; содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.
Для выявления детей с музыкальной одаренностью проведен анализ общего мониторинга воспитанников ДОУ в возрасте 4-6 лет образовательной области «Музыка». Определены приоритетные виды музыкальной деятельности (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах) и задачи дальнейшего развития одаренности:
- поддержка интереса к музыке, как виду искусства;
- формирование осознанного отношения к музыкальной деятельности;
- дальнейшее развитие музыкально-творческого потенциала в разных видах музыкальной деятельности.
Выбраны основные формы работы: индивидуальная и подгрупповая.
Приемы:
-дидактические игры, направленные на развитие различных музыкальных навыков;
-игры, этюды и упражнения, формирующие творческий подход к музыкальной деятельности;
-просматривание видеоматериалов, прослушивание аудиозаписей с исполнителями в разных видах музыкальной деятельности;
- сольные выступления или ведущие роли на детских праздниках и развлечениях;
-«образец» при ООД с группой детей;
-участие в конкурсах детского творчества
- знакомство с педагогами и учащимися ДШИ /экскурсии, концерты, пробные занятия по пению и музицированию/
-беседа с родителями с целью рекомендации детских творческих студий, коллективов и ДШИ.
В конце учебного года, исходя из анализа общего мониторинга, и результативности участия детей в творческих фестивалях и конкурсах разного уровня подведятся итоги работы.
Слайд 11 В нашем детском саду имеется - дополнительная образовательная деятельность - кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста. И конечно, результаты совместной деятельности должны видеть и воспитанники, и их родители. В детском саду проводятся открытые музыкальные занятия, праздники, развлечения, народные праздники. Эти творческие отчеты - результаты развития музыкальных способностей дошкольника в детском саду, участие в конкурсах разных уровней на районной, республиканской сцене, где ребята показывают высокие результаты.
Слайд 12 Например, участие наших воспитанников районном конкурсе-фестивале «Пестречинская звёздочка», в республиканском фестивале эстрадного искусство «СОЗВЕЗДИЕ - ЙОЛДЫЗЛЫК».
Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей со всеми детьми у нас в ДОУ организовываются занятия по дополнительному образованию во второй половине дня. Обучение в кружках ведется по специально разработанным индивидуальным траекториям развития.
Слайд 13 Например, у нас в детском саду есть кружок «Я – моделирую мир». Применяются самые разнообразные методы и формы их проведения: конкурсы, интеллектуальные игры, разнообразные проекты. Ещё одной формой работы с одарёнными детьми способных к интеллектуальной деятельности, является проведение тематических недель. Так, например, в 2017 году в рамках тематической недели «Мы моделируем мир» дети старших и подготовительных групп представили свои детские проекты, созданные реальные модели из легоконструктора Dacto и вертуальные модели, созданные в программе Lego Digital disainer, а затем эти реальные и виртуальные модели были отправлены на всероссийские конкурсы. Результатом деятельности кружка являются достижения воспитанников за участие в конкурсах разного уровня и участие нашего педагога, которая стала призером в номинации «Педагог исследователь» на республиканском этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года Республики Татарстан».
Слайд 14 Есть у нас в детском саду кружок «Математика – научим считать легко и быстро». Целью деятельности дополнительного образования детей является создание условий и образовательных ситуаций для поддержки и развития познавательного интереса и инициативы к овладению детьми математическими способами познания действительности. Здесь эффективно реализуем обучающую методику «Ментальная арифметика». В основе обучения лежит работа с китайскими счётами «Абакус», ментальными картами и упражнения с ментальными флеш-картами, раскрывающие гениальные ресурсы детского ума. В процессе обучения дети учатся использовать своё воображение, происходит синхронизация работы полушарий мозга, повышается продуктивность мозговой деятельности. Методика легко воспринимаются эластичным детским умом. Именно она позволяет достичь небывалых успехов в счете, выполнять в уме различные действия с числами за считанные секунды. Эта методика вызвала большую заинтересованность со стороны родителей, потому что стали видны результаты, уже после месячного курса занятий. Результатом деятельности кружка являются достижения воспитанников за участие в конкурсах разного уровня и участие нашего педагога в республиканском этапе Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года – 2018 года»
Слайд 15 Опыт работы нашего дошкольного образовательного учреждения Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» показывает, что при создании в детском саду и в семье, где воспитываются дети в благоприятных условиях, при слаженной совместной работе, то за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Слайд 16 Роль педагога в образовательном процессе переоценить сложно, именно от квалифицированности и психологической компетенции зависит комфорт, а значит и развитие ребенка. Это подтверждается цитатой из интервью «Вестнику образования» директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяна Волосовец: «Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями». Мы, абсолютно согласны с этими словами, Целью работы нашего учреждения является моделирование среды, где личность была бы востребована и функционировала, где ребенок с первого шага чувствовал бы свою защищенность.
Определение статуса ребёнка с ОВЗ детям производит МППК, в которую входят врачи, психологи, педагоги и другие специалисты. И в зависимости от степени нарушении функций (с учетом их влияния на возможности ребенка) у ребенка с ОВЗ определяется степень нарушения здоровья.
Слайд 17 Для детей с ОВЗ разрабатывается маршрут развития, основанный на конкретно-наглядных методах обучения. Дети овладевают необходимыми знаниями, навыками, достижениями и способны адаптироваться в окружающей обстановке.
Слайд 18 Те, кто хоть раз общался с особенным ребенком, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Например, в нашей практике детского сада был такой особенный мальчик. Итак, когда ребенок с ОВЗ поступил в детский сад, мы столкнулись с определенными трудностями. В свои четыре с половиной года он не посещал детский сад и находился в удмуртской деревне с бабушкой, круг представлений о внешнем мире очень узкий, отсутствие речи, ребенок изъяснялся мимикой и жестами, а также слабая нервная система, неустойчивое внимание, слуховое и зрительное восприятие. Отказывался от общения и игры с детьми и со взрослыми. Например, на первых занятиях музыки он никак не хотел работать совместно с детьми, мог взять опустится во время занятия на пол и проползти через зал, тем самым отвлекая детей от занятия. Так как, у этого ребенка с ОВЗ практически отсутствовала речь, при разучивании песен он вообще старался покинуть музыкальный зал.
В дальнейшем заметили, что он проявляет интерес к музыкальным играм подвижного характера, старались дать ему играть главную роль. Пришли к выводу, что особенность работы с такими детьми состоит: не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в стимуляции элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения, а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному творчеству. Главное и самое важное на индивидуальных занятиях музыкой стала игровая атмосфера.
Слайд 19 В своей работе использовали следующие виды музыкально-двигательной терапии: психогимнастику, логоритмические занятия, систему музыкально-дидактических игр и др.
1. психогимнастику–упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных отклонений в психических процессах;
2. логоритмические занятия – вариант двигательной терапии, система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр, объединенных одним общим сюжетом и игровой формой;
3. систему музыкально-дидактических игр, эффективных в работе с детьми, имеющими определенные проблемы в развитии.
Сочетание музыки и игры вызывало много эмоций у ребенка с ОВЗ, впоследствии он с удовольствием включался в деятельность, на музыкальных занятиях готов был выполнять даже те действия, на которые не был способен на других занятиях. Очевидно, что у него появилось желание вступать во взаимодействие с другими детьми и со взрослыми, подражать действиям окружающих.
Слайд 21 Во время совместной образовательной деятельности ребенка с педагогом использовали леготехнологии и развивали речь ребенка. У нас сначала появилась маленькая победа – первое словосочетание «Моя мама». Он начал общаться и играть, как со взрослыми, так и с детьми. Стал проявлять любознательность. Каждодневная и индивидуальная работа специалистов ДОУ дала положительные результаты у ребенка появились познавательный интерес и активность. И это была настоящая ПОБЕДА.
Все виды педагогической помощи семье с детьми с ОВЗ индивидуальны, и их надо осторожно подбирать к каждому типу семьи. Самым сложным вопросом в работе с семьями является вовлечение родителей в педагогическую работу с детьми. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна.
Слайд 22 Специалисты отмечают, что большинство родителей связывают понятие «Хороший детский сад», «хорошая школа», не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, с заботой об их здоровье. Среди условий, необходимых для воспитания человека, выделяют сотрудничество ребенка с воспитателем, со специалистами ДОУ, получение необходимой помощи; совместную работу воспитанников; обеспечение психологической безопасности работы группы – установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки. Мы надеемся, что нашим воспитанникам и дальше будет комфортно с нами проживать детство и сделаем все, чтобы талантов в нашей стране стало больше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализую...
Разработка системы работы с одаренными детьми в условиях ДО
В данной презентации кратко обозначены цель и задачи системы работы с одаренными детьми.Даны основные понятия по данной теме...
Система работы с одаренными детьми в условиях ДОУ
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в ДОО
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Для ребенка дощкольного возраста характерна высокая познавательная активност...
система работы с одаренными детьми
система работы с одаренными детьми...
Доклад на тему: «Подготовка условий для формирования системы работы с одаренными детьми.»
Детский возраст, это период становления личности и развития ребенка....