Главные вкладки

    Консультация музыкального руководителя Павловой М.В. по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».
    статья

    Павлова Марина Валерьевна

    Консультация для воспитателей детского сада по теме:"Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основной общеобразовательной школы №460

    Пушкинского района Санкт-Петербург

    (отделение дошкольного образования)

    Консультация музыкального руководителя Павловой М.В.  по теме «Развитие музыкальной деятельности детей дошкольного возраста».

                                                               2019г.

    «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву. На которой особенно успешно они произрастают» Генрих Нейгауз.

    Дошкольное образовательное учреждение-первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Основной задачей дошкольного образования-гармоничное всестороннее развитие ребёнка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Одним из аспектов образования является художественно-эстетическое развитие, в том числе развитие музыкального восприятия.

    Задачи:

    -Развитие и формирование интегрированных качеств личности, связанных с эмоционально-чувственным и художественно-образным познанием музыкального искусства.

    - Развивать способность соотносить выразительность музыки с окружающей ребёнка жизнью в ходе общения и взаимодействия с природой, взрослыми, сверстниками.

    -Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку

    - Расширять знания в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства.

    -Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей.

    -Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе.

    Но давайте сначала разберёмся что такое музыкальное восприятие.

    Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) —познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. В психологии понятие «восприятие» определяется как отражение предметов и явлений действительности в совокупности отдельных свойств (форма, величина, цвет), действующих на органы чувств.

    Музыкальное восприятие – это сложный чувственный процесс, в котором переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и ответные реакции на них. Таким образом, восприятие музыки - это способность слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Это индивидуальный процесс, связанный с особенностями нервной системы индивида и всегда остается рефлекторно-целостным живым созерцанием.

    Мне пришла одна мысль: конечно, это правильно всё развивать, воспитывать музыкальное восприятие у детей, но ведь всё творческое начало идёт из внутреннего мира человека, и зависит от его внутреннего эмоционального состояния. Дети очень тонко чувствуют наше настроение, поэтому что бы научит их всему этому, мы должны сами любить музыку, творчество и конечно самим многому учиться.

    Развитие музыкального восприятия происходит на каждом году жизни дошкольника.

    К двум годам у ребенка активно развивается эмоциональный отклик на музыку. В этом возрасте дети способны эмоционально реагировать на восприятие контрастной по настроению музыки, поэтому можно наблюдать веселое оживление при восприятии ребенком веселой плясовой музыки или спокойную реакцию при восприятии музыки спокойного характера, например, колыбельной.

    К третьему году жизни накапливается определенный запас музыкальных впечатлений, ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям. Однако устойчивость внимания, в силу возрастных особенностей, незначительна: дети способны слушать музыку непрерывно в течение 3—4 мин, поэтому быстрая смена видов деятельности, игровых действий позволяет удерживать внимание ребенка, направляя его в нужное русло. Характерна подражательность: они активно подражают действиям взрослого, что способствует первоначальному развитию способов исполнительской деятельности. В этом возрасте еще нет четкого разделения видов музыкальной деятельности, но все же, можно отметить, что у детей появляются первые успехи в пении и в развитии движений.

    На четвертом году жизни продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства —оживление, радость, восторг, нежность, успокоение. У них развивается музыкальное мышление и память, активно развивается речь. Она становится более связной. Появляется желание проявлять себя в разных видах музыкальной деятельности. Дети с удовольствием слушают музыку и двигаются под нее, запоминают и узнают знакомые музыкальные произведения, просят их повторить; активнее включаются в пение взрослого: подпевают концы фраз, могут вместе со взрослым спеть короткие песенки, построенные на повторяющихся интонационных оборотах. Постепенно совершенствуются движения под музыку: они становятся более естественными и более уверенными, но недостаточно согласованными с музыкой.

    Дети пятого года жизни проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку, различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения, накапливается, хотя и небольшой, слушательский опыт.

     В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. В процессе музыкальной деятельности активно развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, проявлением которого является эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма). Накапливается опыт исполнительской музыкальной деятельности. Дети постепенно овладевают навыками исполнительства в пении, ритмике, игре на элементарных музыкальных инструментах. Растет и совершенствуется голосовой и дыхательный аппарат. Дети с интересом слушают песни в исполнении взрослых и с желанием поют песни совместно со взрослым и самостоятельно, передавая свое эмоциональное отношение. Благодаря развитию опорно-двигательного аппарата движения под музыку становятся более ритмичными и координированными. Дети лучше ориентируются в пространстве, двигаются под музыку более уверенно и более выразительно, адекватно характеру и выразительным особенностям музыкального произведения.

    Дети старшего дошкольного возраста могут различать не только общую эмоциональную окраску музыки, но и выразительные интонации, если сравнить их с речевыми: вопросительными, утвердительными, просящими, грозными и т.д.

     Дети воплощают в движении не только настроение музыки, но и особенности мелодии, ритма, тембра, процесс развития музыкального образа. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т. д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения. Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: развитие музыкального восприятия дошкольников идет на всех этапах физического и психического развития ребенка. Но музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

    Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности педагоги дошкольных учреждений особое внимание должны уделять отбору музыкального материала для работы с детьми –музыки для слушания, песен, танцевальных мелодий и т.п. Эта музыка должна быть привлекательной и доступной для детей и вызывать у них эмоциональный отклик.

    Существует три основных направления в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей, которые должны отвечать указанному требованию.

    Первым направлением является приобщение их к миру классической музыки. Дети с удовольствием слушают старинную музыку И.С. Баха, произведения композиторов венской классической школы –И. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, музыку представителей романтизма -Ф. Шуберта, Р. Шумана. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков 19 века –М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов 20 столетия –С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского, и других. Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка.

    Второе направление –использование музыкального фольклора, который должен составлять основу на ранних этапах музыкального развития ребенка и соответствовать высоким требованиям художественности.

    Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваивается. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы- кварта и квинта, которые заполнялись одним, двумя, тремя звуками. Таковы песни «Петушок», «Солнышко», «Ладушки» и др. Ритм несложных народных мелодий тоже очень простой- это чередование четвертных и восьмых.

    Приобщение к музыкальному фольклору ценно в любом возрасте, но серьезное и полноценное его освоение должно начинаться с раннего возраста. Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания.  Пример- сборник «Музыка детям» стр. 50 «письмо матери».

    Третье направление в использовании репертуара для развития музыкального восприятия детей –песни, написанные композиторами специально для детей. Подбирая песни для слушания и разучивания детьми, педагоги должны опираться на яркие образцы высокохудожественных детских песен, которые проверены временем и представляют большую воспитательную ценность: песни о дружбе, бережном отношении к природе, любви к животным. Это песни из мультфильмов и радиопередач, написанные композиторами А. Островским, В. Шаинским, Ю. Чичковым, Г. Гладковым, Е. Крылатовым, А. Струве, А. Пахмутовой и другими.

    Еще одно требование, которое предъявляется к музыкальному репертуару –требование доступности для детей. Важным критерием доступности являются знакомые детям музыкальные жанры. При осмыслении жанровых особенностей музыки следует опираться на так называемые "три кита” –песню, танец и марш, используя методику музыкального воспитания детей Д.Б. Кабалевского. Эти жанры дошкольники определяют без особого труда. Особенно близки и доступны для восприятия дошкольниками песни. В пении совершенствуются восприятие, память, мышление, воображение, приобретаются знания и развиваются способности. Песни для детей должны иметь небольшой диапазон мелодии, удобный для исполнения, несложный ритм, понятный и несложный для произношения текст. Танцевальный и маршевый жанры можно использовать для слушания детьми, постоянно связывая их с движениями. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны усвоить музыкально-ритмические навыки и танцевальные движения.

    Следующий критерий доступности музыки для детей основывается на использовании программно-изобразительных образов, близких детям (образы природы, сказочные персонажи, образы животных и птиц и т.д.). Программно-изобразительная музыка "рисует” конкретные образы, которые особенно близко связаны с реальной жизнью окружающей детей. Детям понятна музыка, воплощающая образы природы (циклы «Времена года» А. Вивальди и П.Чайковского). Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы.

    Важнейшим условием организации обогащения музыкального восприятия является создание музыкального уголка в группе.

    Примерное оснащение музыкального уголка.

    Детские музыкальные инструменты: барабаны, колокольчики, дудочки (для показа), гармошка, трещотки, ложки, бубен, маракасы (погремушки), коробочки или пластиковые баночки с разными наполнениями- песок, крупа разного размера, нарезанная бумага.

    Музыкальные игрушки: гитара, неваляшка, звучащие игрушки (не мягкие) собачка, кошечка, медведь, лошадка, птичка. Флажки, султанчики, погремушки, осенние листочки, снежинки, искусственные цветы;

    Иллюстрационный материал: картинки, на которых мальчики и девочки или взрослые играют на инструментах. Наглядные инструменты-модели (струнные, духовые, клавишные), плоские нарисованные инструменты. Отдельные домики где «живут» домашние животные и птицы, дикие животные и насекомые. Музыкальные лесенки (3-ёх ступенчатая, 5-ти ступенчатая), на которых находятся большая и маленькая птички или большая и маленькая матрёшки, нарисованная клавиатура. Для подготовительной группы портреты композиторов;

    Фонотека: записи звуков окружающей среды: «голоса животных»,

    Звуки и шумы «транспорта», «театральные шумы», «волшебство природы». Аудиофайлы музыкальных сказок, потешек, стихов и детских песен.

    Дидактические игры: «Кто как говорит», «Картинки и имена», «в лесу», «Матрёшка учит танцевать», «Где мои детки?», «Птицы и птенчики», «Угадай, на чём играю?», «Кого  разбудило солнышко?», «Чудесный мешочек»; «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Три поросёнка», «Музыкальный паровозик», «Угадай, что звучит?» «Три поросёнка», «Три цветка», «Музыкальный зонтик», «Ритмическое лото», «Ритмические кубики», «Назови композитора», «Назови песню», «Назови произведение», «Весёлый диск», «Музыкальные птенчики»;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

    Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

    Конспект на тему: «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

    Театрализованное занятие с использованием ширмы, кукол, кукол-перчаток. Сначала дети встречаю Мишку и рассказывают ему потешки. Далее  в гости к ребятам по  очереди приходят  кошка, соб...

    Проектная деятельность на 2014-2015у.г. Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

    «Я не волшебник, я только учусь…»(Возрастная группа: 6-7 лет)   Что может быть главней на свете,                          ...

    Консультация для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, посредством театральной деятельности»

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.• Театральная деятел...

    План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности».

    Цель: Углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....

    План по самообразованию на тему: "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредствои игровой деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования"

    Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в ДОУ. Основным методом развития дошкольника является проблемно-поисковый, основной формой его о...