Публикация:"Использование ребусов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа)

Костыгина Любовь Евгеньевна

Публикация:"Использование ребусов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx283.49 КБ

Предварительный просмотр:

                Использование ребусов в логопедической работе с

                          детьми старшего дошкольного возраста.

                                                                                                        Костыгина Любовь Евгеньевна

                                                                                                    Учитель – логопед

  Дети с общим недоразвитием речи – особая категория дошкольников, для которых помимо ведущего речевого недоразвития обычно свойственно и своеобразие всей познавательной сферы. Поэтому необходимо построить коррекционный процесс таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скорректировать недоразвитие психических процессов. Важным моментом при этом является выбор методов обучения. Необходимо заинтересовать детей так, чтобы им захотелось участвовать в процессе коррекции речи.

Самым эффективным методом воздействия взрослого на ребёнка является игра как одна из форм обучения. В то же время она выступает основным видом деятельности дошкольника. В методике развития речи широко представлены известные и проверенные годами на практике игровые упражнения. Мы предлагаем в процессе коррекционной логопедической работы использовать в качестве игровых приёмов ребусы.

«Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур букв или знаков». [ 3 ] Ребусы – одна из самых популярных и интересных головоломок. Благодаря им можно научиться нестандартно видеть и решать задания. Ребусы называют гимнастикой ума. В отличие от простой загадки, основанной на словесном описании, ребус не только расширяет словарный запас, но и развивает логическое, образное мышление, учит строить ассоциативные цепочки находить связи между предметами, тренирует зрительную память, внимание и правописание. Использование ребусов в работе помогает подготовить детей к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте и развить устную речь дошкольников.

Ребусы хорошо вписываются и в педагогический процесс. Их можно использовать на логопедических занятиях по обучению грамоте, развитию речи, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим, а также для закрепления полученных на логопедическом занятии знаний воспитателями группы. Игры-ребусы рассматриваются не как отдельная методика – это часть системы общего развития речи.

Первоначально, знакомя детей с ребусами, мы объясняем основные правила, которые помогают разгадывать такие загадки. При этом постепенно вводим новые правила расшифровки ребусов, переходя от простого к сложному, тщательно отрабатывая новый вид заданий. Немаловажно подобрать ребусы для дошкольников таким образом, чтобы задания оказались им по силам, однако и не были бы чрезмерно лёгкими. Зашифрованные слова должны быть известными и доступными для понимания детям, а картинки – яркими и понятными.

Простые ребусы под силу решить детям 4-5 лет, когда они научились распознавать буквы и сливать буквы в слоги. Так, на занятиях по обучению грамоте, знакомя малышей с новой буквой, мы предлагаем им ребусы с этой буквой. Поскольку некоторые рисунки слегка юмористичны – буквы «скачут», «цепляются», изменяются, - дети учатся нестандартно воспринимать графическое изображение, закрепляют зрительный образ буквы. В то же время это придаёт процессу разгадывания развлекательный оттенок. (рис. 1)

 

Сначала берутся наиболее лёгкие для разгадывания ребусы. Для этого нужно использовать одно простое правило: совершаем лёгкие действия, например добавляем ещё одну букву в начале или в конце слова, а по мере овладения начальными навыками чтениями простых слогов – к слову добавляем слог. Можно убрать одну или несколько букв в названии изображенного предмета – на это указывают запятые в начале или конце слова (рис. 2). Когда дети усвоят задания на слияние слов и букв, на удаление буквы из слова, можно усложнить задание, использовав в одном ребусе два правила.

Далее мы предлагаем ребусы, в которых нужно заменить одну букву в слове на другую (рис. 3). Усложняя ребус, можно обозначить букву, которую нужно заменить цифрой, или изменить последовательность букв в слове – на это укажут цифры над картинкой.

В процессе решения таких заданий у детей формируется представление о взаимосвязи между фонемой и графемой, развиваются навыки анализа слов с помощью понятий «звук», «буква».

Рис. 2

D:\Documents\rebus7.jpg

Рис 3.

D:\Documents\1415891588_r-1.jpg

Так же как ребусы в картинках, интересно разгадывать и буквенные ребусы. Часто при составлении ребусов используется приём, при котором в одну букву вписываются другие буквы или одно изображение находится за другим. Буквы могут быть написаны одни над другими (рис. 4). Для решения буквенных ребусов дети пытаются интерпретировать буквы так, чтобы получилось осмысленное слово. Очень интересно, когда из простого перечня букв вдруг складывается слово. Предлоги перед, над, на, под, за, в, по, как правило, в ребусах рисунком не изображаются: они выявляются из соответствующего положения букв и указывают отношение одного элемента ребуса к другому. Такие ребусы способствуют закреплению зрительного образа буквы, уточнению пространственных предлогов и навыка употребления их в речи, развитию слоговой структуры слов.

Рис. 4

D:\Documents\hello_html_m5114def5 (1).png

Можно включить разгадывание ребусов в занятия по развитию речи, при этом зашифровываются понятия, непосредственно связанные с изучаемым материалом, названия транспорта, животных, овощей (рис. 5).

D:\Documents\20.gifрис. 5

Отгадывание ребусов – великолепная возможность пополнить словарный запас детей и запомнить правильное написание слов. После разгадывания ребуса разъясняется значение слова с использованием предметной картинки, затем слово записывается. Таким образом, новое слово дети отгадывают, видят, слышат, произносят, пишут, можно составить словосочетание или предложение – всё это усиливает зрительный образ слова. В русском языке есть слова, написание которых не проверяется, его нужно запомнить (рис. 6). При разгадывании дети непроизвольно запоминают трудные слова, поскольку у них включается ассоциативное мышление. Когда ребёнок столкнётся с данными словами в будущем, то обязательно вспомнит, как разгадывал ребус и какие буквы в нём присутствовали. В этом случае вовлечена в работу зрительная, речедвигательная, слуховая память, а также включается эмоциональный компонент. Оригинальность, необычность первичного восприятия помогает лучше запечатлеть образ слова в памяти. При отгадывании ребуса моментально концентрируется внимание.

Рис. 6

D:\Documents\51254906.png

Работа по автоматизации звуков тоже может проводиться на материале ребусов. Ребёнок не просто повторяет слова за логопедом или называет картинку, а сначала отгадывает зашифрованное в ребусе слово. Отгадывая слово, малыш называет его, контролируя правильность произношения звуков. Таким образом, ребёнок выполняет несколько мыслительных операций, что способствует осознанному закреплению правильного звукопроизношению.

Для старших дошкольников можно использовать ребусы на занятиях по ФЭМП (рис. 7). Числовые ребусы помогаю детям в игровой форме повторить и закрепить изученный материал, а также легче освоить новую тему. Подобные упражнения способствуют улучшению навыков оперирования цифрами, а также помогают развить оперативную память.

D:\Documents\004.jpgРис. 7

Чтобы занятия проходили интереснее, разгадывать ребусы можно как командами по 3 – 5 человек, так и индивидуально, решая их на время.

Включения ребуса в педагогический процесс – праздник для детей. Поэтому даже самый сложный этап занятия проходит как отдых. Положительный эмоциональный настрой – главный помощник педагога в работе.

Применение ребусов в логопедической работе с дошкольниками способствует преодолению у них речевых нарушений и формированию базы для овладения школьными знаниями, умениями, навыками.

Используемая литература:

  1. Гейченко И.Л. Ребусы, кроссворды, головоломки. – СПБ., 2012г.
  2. Линго Т.И. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. – Екатеринбург, 2004г.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997г.
  4. Березнёв А.В. Кроссворды, игры, загадки: сборник. – Ростов-на-Дону, 1998г.
  5. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Решаем ребусы. – М., 2009г.
  6. Ребусы сборник цветные картинки для ваших детей (электронный ресурс). – Режим доступа. – mama-papa.net

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Использование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями

ИСпользование базы развивающих индивидуальных заданий в коррекционной логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с комплексными нарушениями...

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

«Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

laquo;Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»...