Проект "Пасхальная радость"
проект (средняя группа)

Ванжула Зоя Тимофеевна

 В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pashalnaya_radost.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования

Люберецкий муниципальный район Московской области 140010, Московская область, г. Люберцы,

пр-т Гагарина, д.25 Тел.: 8-498-505-54-51 E-mail: mbdoy-5@yandex.r

Проект

«Пасхальная радость»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Ванжула З. Т.

2018г.

Актуальность темы: В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.

Задачи:

  • Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

  • Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.

  • Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

  • Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).

  • Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.

  • Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).

  • Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.

  • Создать условия для реализации творческой деятельности.

  • Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.

Ресурсы:

  • Методическая литература.
  • Народные костюмы, образцы народных промыслов.
  • Выставка «Пасхальная радость».
  • Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности, игры, иллюстрированный материал, художественная литература, фольклор по данной теме, музыкальные инструменты, аудиозаписи, использование мультимедиа.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.

Участники проекта:

  • Дети подготовительной группы.
  • Воспитатель группы.
  • Музыкальный руководитель.
  • Родители.

Ожидаемые результаты:

  • Сформировать представления у детей о праздновании православной Пасхи.
  • Проведение праздника «Пасхальная радость».
  • Создание выставки «Пасхальная радость».

Тип проекта: творческий, досуговый, детско – взрослый.

Принцип построения: интегративный.

Продолжительность: краткосрочный (март-апрель).

Этапы реализации проекта:

  1. Теоретически – консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
  2. Подготовительный (составление плана проекта, сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
  3. Анализирующий (выяснение уровня сформированности у детей представлений о празднике Пасха).
  4. Ознакомительно – формирующий (циклы занятий в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).
  5. Оформление выставки «Пасхальное чудо».
  6. Проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла».

Направления реализации проекта:

  1. Совместная деятельность педагогов и детей.
  2. Взаимодействие педагогов.
  3. Взаимодействие с родителями.

Деятельность в рамках проекта:

Чтение художественной литературы:

Ф.Тютчев «Весенние воды»

В. Жуковский «Жаворонок»

Я. Ролонский «Пасхальные вести»

К. Случевский «Воскрес»

К. Бальмонт «Вербы»

С. Есенин «Пасхальный Благовест»

Стихи о празднике Пасха.

Фольклорные произведения (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).

Познание:

      Занятие на тему «Что такое Пасха?»

       Занятие на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»

       Занятие на тему «Украшение пасхального яйца»

       

Коммуникация:

  Рассматривание картин: И. Левитан «Весна», П. Александров «Катание на    деревянных качелях. Пасха»

  Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке», «Почему мы красим яйца?»

 

Художественное творчество:

        Рисование: «Весенняя картина», «Вербочки», «Солнце и солнечный день», роспись  пасхальных яиц, театральные  маски.

        Лепка: «Украшение пасхальных яиц», «Куличи»

       Аппликация «Пасхальное яйцо»

       Участие детей в конкурсе «Пасхальная радость».

Музыка:

      Слушание: песнопения Свято – Троицкой Лавры, пьесы П. И. Чайковского «В церкви», «Пасхальный благовест».

      Пение: «Пасха в гости к нам пришла» муз. С. Крупа – Шушариной, И. Яворовской, «Здравствуй, лучик солнечный» муз. М. Быстровой, «Весна красна» муз. И. Якушиной.

      Хороводы: русский народный хоровод «Весна красна», закличка «Солнышко».

 

Социализация:

     Сюжетно - ролевые игры с правилами, театрализованные игры, пасхальные игры: «Прокати яйцо», «Солнышко», «Царевич – королевич», «У кого дольше яйцо прокрутиться?»,

  Физическая культура: 

   Утренняя гимнастика « Солнышко»,   Подвижные игры: «Дедушка Рожок», «Горелки», «Карусель»,  «Золотые ворота», «Горелки».

   

 Безопасность:

    Разговор – обсуждение техники безопасности при изготовлении  поделок.

    Соблюдение правил в подвижных играх.

   

    Труд:

    Изготовление поделок для выставки.

    Разучивание пословиц о труде.

  Формы работы с родителями:

  • Поиск информации о русских народных традициях.
  • Оформление консультаций в родительском уголке:

         «Об истории празднования Пасхи»

        «Что рассказать детям о празднике?»

         «Красим яйца с детьми»

  • Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных    текстов.
  • Помощь в изготовлении поделок для выставки, атрибутов, костюмов к сказкам, театру русских народных сказок.
  • Привлечение родителей в проведение праздника «Пасхальная радость».

Презентация проекта:

Представление актуальности проекта.

Праздник «Пасхальная радость».

Выставка «Пасхальная радость».

Постановка новой задачи:

Узнать, как празднуют Пасху в других странах.

Цитата по теме:

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите “Добрый день”,

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков.

Ход:

В зал входит Хозяюшка, здоровается с детьми: «Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы! Поздравляю вас с самым большим христианским праздником. Вы, конечно, знаете какой праздник наступил?

-Праздник Пасхи!

- Правильно. Пасху называют праздником праздников, торжеством из торжеств.

Песня «Пасха в гости к нам пришла»

-Скажите, ребята, а какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (ответы детей: пасха, куличи, крашеные яйца)

-Этот праздник богат не только вкусным угощением, богат он обычаями и традициями. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет», а дети обращались к солнцу с закличками.

Дети читают заклички о солнышке:

1. Солнышко - ведерышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покажись,

Красное, нарядись!

2. Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек!

3. Солнышко, обогрей,

Малых деток пожалей!

Выйдут детки погулять,

Будут бегать и играть.

-Праздник Пасхи длится целую неделю. Она не похожа ни на какую другую в году, и называется она Светлой. И какая бы погода не стояла в эти дни на дворе: и тепло и солнце и даже дождик славят воскресение Иисуса Христа.

Дети читают стихотворения:

1. Поселились птицы в гнездах,

Снег растаял, как свеча

Пахнет сладким духом воздух

Золотого кулича!

Дождик солнечный закапал

В этот день святых чудес

И, меня целуя, папа

Говорит: «Христос воскрес!»

2. Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола

Чтобы праздник был раздольный,

Чтоб душа запеть могла!

-В Светлую неделю каждый, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню и позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон.

Слушание в записи колокольного звона.

- пасхальная неделя полна играми, плясками, развлечениями. Не бывало раньше ни одной Пасхи без катания на качелях. В каждом дворе устанавливались качели для детей, а в общественных местах и для взрослых. На качелях катались все желающие. Особенно веселились молодые парни и девушки, они водили веселые хороводы и пели частушки.

Хоровод «Во поле береза стояла»

-Как и на любой другой праздник, на праздник Пасхи принято дарить подарки. Традиционным подарком было и остается пасхальное яйцо. Хотите узнать, откуда появилась эта традиция? По христианскому преданию первое яйцо подарила ученица Иисуса Христа Мария Магдалина римскому императору Тиберию, сказав: «Христос воскрес! ». Император очень удивился: «Как кто- то может воскреснуть из мертвых? В это трудно поверить, так же трудно, как в то, что это белое яичко станет красным. »

-И тут произошло чудо: яйцо покраснело! И с тех пор люди стали красить яйца на Пасху и дарить их со словами «Христос воскрес! »

- В старину пасхальные яйца назывались крашенки, писанки, узорки. Делали их из стекла, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расписывали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.

-Мы с вами тоже готовили разные яйца, готовили их дети и взрослые из других групп. Давайте подойдем к нашей выставке и рассмотрим их поближе.

-Яиц изготавливали много: для подарков родным и близким, а так же для игр. Хотите поиграть с пасхальными яичками?

-Особым развлечением, свойственным именно Пасхе, является игра «Катание яиц».

(Дети по очереди подходят к горке и прокатывают яичко, если яйцо касается сувенира, участник забирает его в подарок)

-Вторая игра называется «Чье яйцо дольше крутится»

(По команде дети раскручивают свои яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель)

Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке»

От души повеселились

И немного переутомились.

Нам пора и отдохнуть

И поесть пасхальных блюд.

Ешьте пасху, растягаи,

Угощайтесь пирогами

Яйца крашенные есть

Их так много, что не счесть.

С пасхой светлой поздравляю

И здоровья всем желаю.

Я хочу поздравить всех

И сказать: «Христос Воскрес! »

Как праздновали Пасху в других странах.

Педагог:

- На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек, а особенно дети, имели возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.

На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.

Дети рассматривают иллюстрации пасхальных яиц: из дерева, кости, скорлупы, камня, ниток, фарфора, металла, украшенных бисером, драгоценными камнями и т. д.

Праздновать Пасху в Австралии принято с пасхальными яйцами из шоколада или сахара. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента — билби. Этот зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи.

На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо —торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед посещением церкви.

Пасха в Болгарии

По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба.

Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.

Пасха во Франции

Главным символом Пасхи во Франции является колокольчик.

Только во Франции можно встретить пасхальные украшения и подарки в виде рыбок и колокольчиков.

Дома украшают разноцветными гирляндами и красными ленточками

Пасха в Польше

Одна из старых традиций – «мокрый понедельник» – в понедельник все поляки стараются щедро полить друг друга водой. Вода льется на головы отовсюду: из окон, балконов, «взрываются» пакеты наполненные водой на мостовых, в вагонах метро, но все довольны и никто не жалуется.

Остаться в этот «мокрый» день сухим, считается крайне плохой приметой – вода приносит здоровье, прибыль в хозяйстве и удачу.

Пасха в Швеции

Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками - желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большую конфету.

Педагог: Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.

Вы много нового о Пасхе узнали на занятии. Расскажите об этом родителям, поделитесь с друзьями.

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес -

"Воистину Христос воскрес!"

-А сейчас я все приглашаю за наш пасхальный стол к чаю - самовару с ароматными пасхальными куличами, да яичками.

Анализ работы

Работа над проектом позволила выстроить отношения сотрудничества детей, родителей, воспитателей, дать возможность каждому ребёнку проявить творческие способности, помогла созданию благоприятного климата в группе.
Приобщение к народному творчеству способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Произведения народного декоративно-прикладного искусства показывает ребёнку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Гармоничная связь народного искусства с бытом проявляется не только в декоративно-прикладном творчестве. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа. «Народное искусство даёт творцу и зрителю – даже самому маленькому – цельную, мажорную, гуманитарную картину мира, его универсальную художественную модель». Поэтому работа над проектом продолжается


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Пиктограммы "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", "Весёлые клоуны".

Пиктограммы: "Веселье",  "Грусть",  "Подари цвет радости", " Весёлые клоуны".Чему дети научатся:Устонавливать связь между эмоциями и цветом.Видеть связь между своим хорошим настроением и нас...

Тема: «Радость».

Конспект занятий. Тема: «Радость». Цели: -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное с...

Конспект занятия по теме "Радость и злость"

Игра-путешествие в замок зого волшебника Грустиплача с целью помочь Смешарику вернуть смех.  Знакомство с эмоциями. Осмысление своего эмоционального состояния....

Реализация ФГТ. Конспект занятия "Радость и грусть"

Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой ...

С радостью в "Радость"

Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....

Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений

В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".

Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....