Учебно-игровая ситуация "Куклы – обереги"
план-конспект занятия

Галина Анатольевна Куликова

Интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Куклы – обереги

Учебно-игровая ситуация

Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация»

Цель: привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества и выполнить русскую обереговую куклу на основе традиционной технологии.

Образовательные задачи:

     * Расширять знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле.

    * Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

    * Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

    * Совершенствовать мелкую моторику.

    * Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.

    * Расширять словарный запас (оберег, лоханная).

    *Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Развивающие задачи:

    * Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток.

Воспитательные задачи:

     * Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность

Предварительная работа:

*    Занятие  в избе по народному творчеству «История тряпичной куклы»

*  Рассматривание иллюстраций происхождение ниток, тряпичных кукол, тканей.

 *  Чтение сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма

      *   Совместное изготовление кукол родителей с детьми

      *   Сюжетно- ролевые игры « Семья», пение песенок

      *   Заучивание пословиц о труде.

      *   Заучивание потешек, игры «У Маланьи у старушки»

 *   Проведение Мастер-класс для родителей «Изготовление тряпичных кукол»

Оборудование: тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, картон прямоугольной формы, мешочки с травой, оберег « Божье око», чеснок, горох, камушки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель встречает ребят в русском народном костюме и приглашает войти в группу, которая украшена как старинная изба. Дети заходят, располагаются, и воспитатель начинает свой рассказ.

2. Введение в тему. Мотивация деятельности.

Воспитатель: В далеки времена, придумали наши предки куклы-обереги. Люди всегда верили в духов, обожествляя живую и неживую природу. Они сегодня напоминают нам о своем существовании, живя в старинных легендах и сказках.

Я  сегодня приглашаю вас на выставку, которая посвящена тряпичной кукле. Давайте посмотрим, какая она.

3. Беседа «Кукла – оберег»

Воспитатель: Почему куклу назвали тряпичной?

Предполагаемые ответы детей:  Потому что она сделана из тряпочек.

Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков. Поэтому ее еще называли « лоханной»

Воспитатель показывает разноцветные лоскутки ткани.

Воспитатель: Кто, ребята, запомнил, как называется кукла?

Воспитатель: А кто делал эти  куклы?

Предполагаемые ответы детей.

Эти куклы делали мамы, бабушки.

Воспитатель: Правильно, дети, эти куклы  в старину делали бабушки, мамы для своего сына или дочки.

Воспитатель:  А как же она  ее делала? Кто расскажет?

Предполагаемый ответ ребенка: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, рвала на полоски и скручивала куколку.

Воспитатель:  для чего они их делали?

Предполагаемые ответы детей: Они их делали для того, что бы дети играли,  не плакали и не баловались . Они говорили « Поиграй, мое дитя, и не балуйся»

Воспитатель: Почему у куклы нет лица?

Предполагаемые ответы детей:

В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали  разные предметы и верили, что они их оберегут.

Воспитатель: Правильно ребята. С куклой не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней  и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом, приносила счастье.

Оберегом служила не только тряпичная кукла. Оберегом служило «Божье око»-  этот оберег вешался над кроваткой ребенка: камушки,  маленькие букетики и мешочки  с сушеный травой, желуди, веточка цветущей рябины,  чеснок, горох.

Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям. А вы хотите его сделать и подарить? Для кого?

4. Пословицы о труде.

Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем тряпичную куклу оберег. Чтобы сделать красивую куклу оберег, нужно потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде?

Предполагаемые ответы детей:

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,

«Кто не работает, тот не ест»,

« За всякое дело берись смело»

«Дело мастера боится»

5.Правила создания куклы – оберега.

Воспитатель: Создавая куклу- оберег нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.
  2. Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить.
  3. Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой.
  4. В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.

6.«Мастерская добрых дел» - изготовление куклы – оберега.

Воспитатель предлагает сесть за столы и изготовить  куклу оберег из ниток.

Воспитатель. Мы с вами изготовим куклу из ниток. Посмотрите, что нам нужно для изготовления куклы?

Предполагаемые ответы детей: Для работы  нам нужны разноцветные нитки, ножницы, картон.

Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы. Выбираем клубок ниток, из которого будет изготовлен оберег. На картон прямоугольной формы тесно наматываем круговыми движениями нитки.

Нитки должны плотно прилегать друг к другу. Намотанные нужной толщины нити сверху завязываются ниткой. Нижний край нитей разрезается ножницами. Отделяется нужное количество нитей для рук - завязываются ниткой. Оставшиеся нити - юбка. Она украшается орнаментом.

7. Целевые обходы педагога.

Контроль организации рабочего места.

Контроль правила выполнения техники безопасности.

Оказание помощь детям, испытывающим затруднение.

8. Анализ поделок.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают работы.

Воспитатель: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

9. Игра «У Маланьи, у старушки»

У Маланьи, у старушки (хлопают в ладоши)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)

Семь сыновей (показать семь пальцев)

Все без бровей (очертить брови пальцами)

Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)

Вот с такими носами

(Показать длинный нос растопыренными руками)

Вот с такими усами

(Очертить пальцами длинные гусарские усы)

Вот с такой головой

(Очертить большой круг вокруг головы)

Вот с такой бородой

(Показать руками большую окладистую бороду)

Они не пили не ели

(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)

На Маланью все глядели

(Держа руки у глаз похлопать ресницами)

И все делала вот так

(Ребенок показывает любое движение).

10. Итог работы:

Вот мы и справились с работой, а сейчас самое время чаю с медом отведать.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него волшебной.

11. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональное учебно -игровое пособие "Муха -Цокотуха"

Все знают сказку "Муха -цокотуха".На материале сказки создано пособие. все герои сказки выполнены из картона.С обратной стороны -магнит, поэтому фигурки можно использовать не только на столе. на полу ...

статья:Создание детских учебно-игровых проектов.

в рамках музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей! ( Мы входим в мир прекрасного)» Федерального государственного учреждения культуры Государственного Русского  музея с учётом тре...

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

Учебно – игровое пособие к учебно – электронной мультимедиатеке по лексической теме «8 Марта. Женские профессии» для детей с ОВЗ.

Учебно – игровое пособие к учебно – электронной мультимедиатеке по лексической теме «8 Марта. Женские профессии» для детей с ОВЗ....

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиотеке по лексической теме «Весна. Признаки весны»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние животные»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...

Учебно-игровое пособие к учебно-электронной мультимедиатеке по лексической теме «Домашние птицы»

Пособие представляет собой    текстовый материал, направленный на активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи и развитие связн...