Публикация "Особенности развития детской одаренности у воспитанников ДОУ"
статья

Антохина Елена Александровна

Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий, дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми. Индивидуальный подход к дошкольникам оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детской одаренности у воспитанников ДОУ в рамках концепции А.И. Савенкова

Особенности психического развития одаренных детей.

При описании особенностей развития одаренных детей,  А.И. Савенков ставит познавательную потребность на первое место. Развитие познавательной потребности происходит без сомнения благодаря важной особенности человеческой психики – эмоциям, а проявление познавательной потребности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Исследователи, изучавшие этот процесс, утверждают, что умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения. . [1.135].

Рассматривая феномен одаренности, А.И. Савенков помимо познавательной потребности выделяет следующие особенности развития, свойственные одаренному ребенку:

  1. Сверхчувствительность к проблемам (способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, это обеспечивает ребенку прорыв к неизвестному);
  2. Высокий уровень развития логического мышления, его гибкость и метафоричность (способность действовать в соответствии со строгими законами логики, находить новые стратегии решения, проводить простые и сложные аналогии, а затем на их основе создавать  нечто принципиально новое);
  3. Склонность к задачам дивергентного типа (создаваемые этими задачами ситуации, не подавляют, а стимулируют активность ребенка);
  4. Высокая концентрация внимания (высокая степень погружения в задачу, возможность успешной настройки на восприятие информации);
  5. Отличная память (высокая эффективность действия операционных механизмов памяти, структурирование информации, эрудированность);
  6. Способность к оценке (обеспечивает развитие самодостаточности, самоконтроля, уверенности в принятии решения);
  7. Перфекционизм (стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям);
  8. Самостоятельность (умение регулировать собственное поведение и эмоции, независимость суждений, ответственность за поступки);
  9. Лидерство (интеллектуальное превосходство над другими, взятие на себя роли руководителя);
  10. Соревновательность (укрепление и закалка характера)
  11. Эмоциональная открытость (уязвимость, одаренным детям видно то, что не замечают другие, у них более тонкое понимание картины мира);
  12. Творческое восприятие случайностей (способность видеть такое, что никогда не стали бы искать преднамеренно);
  13. Высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. [1.172].

Перечень, характеризующий особенности одаренных детей, представлен А.И. Савенковым на основании его исследований. Таким образом, по его мнению, детская одаренность, это сложный сплав генетических особенностей и влияний внешней среды. [2.35].

Традиционные образовательные средства как фактор развития детской одаренности в ДОУ.

В своих работах А.И. Савенков обращает внимание на образовательные средства как фактор развития детской одаренности, среди, которых выделяет следующие:

  1. Художественная деятельность – это особое средство развития детской одаренности. Как считает автор, влияние искусства на психику ребенка по действительности приближается к высокоэффективному психотерапевтическому воздействию. Искусство, по его мнению, обращено к глубинам человеческой психики и его развивающий потенциал проникает легко и естественно в глубины подсознания, определяя в итоге и направленность личности, стиль мышления. [1.401].  Искусство – одно из самых эффективных средств формирования интуиции. Большая часть того, что активизирует в структуре личности художественная деятельность, происходит на интуитивном уровне. Художественная деятельность должна создавать условия для осознания ребенком собственного творческого опыта как способа жизнедеятельности. В функции развития входит создание условий для преобразования старого опыта в новый;
  2. Игра  занимает не менее важное место. В процессе игры  происходит освоение, исследование окружающего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Поисковая активность, проявляющаяся в стремлении к новизне, выступает важным фактором стимулирования игровой активности ребенка. Продолжительность и интенсивность игр, в которых он реализует свою поисковую активность, зависят не только от его умений, но в большей степени определяется возможностями разнообразия и изменчивости условий,  в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой. Именно, поэтому и не только в ДОУ, особое внимание уделяется предметно-развивающей среде и ее наполнению;
  3. Игрушка – непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Главная ее задача, по мнению А.И. Савенкова, предотвращать скуку и пробуждать любопытство, давая пищу проявлениям исследовательской активности ребенка. [1.406]. По мере взросления, с развитием образного мышления  игрушка приобретает еще одну функцию – функцию образа реального объекта, а развитие теоретического мышления приводит к тому, что игрушка начинает рассматриваться как модель, символизирующая предмет реального мира. А. И. Савенков отдает предпочтение игрушкам способным к трансформациям и к тому, чтобы можно было изучать их возможность и устройство. Поэтому в ДОУ особое внимание уделяется конструированию и связанной с ней деятельностью;
  4. Исследовательская практика  как фактор развития одаренности, имеет огромное значение в жизни ребенка. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. В связи с этим А.И. Савенков, считает, что деятельность детей должна строиться  как самостоятельный творческий поиск. [1.411].  

В настоящее время исследовательские методы в работе с детьми, активно используются в практике ДОУ, ведь развитие навыков исследовательского поведения – одно из важнейших направлений совершенствования их интеллектуально-творческого потенциала.

                                                 Список литературы.

  1. Савенков А.И. Психология детской одаренности. -  М.: Генезис, 2010.
  2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. -  М.: Академия, 2000.
  3. Шадриков В. Д., Богоявленская Д. Б., Бабаева Ю. Д., Холодная М. А. и др. Рабочая концепция одаренности. – М.:, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности "

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности....

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Развитие детской одаренности»

Совместная деятельность педагогов, детей и родителей...

Система работы ДОО по развитию детской одаренности в условиях реализации ФГОС ДО

В условиях реализации ФГОС ДО всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. Существует достаточно много исследований и разработок в рамках развития детской ...

Программа по развитию детской одаренности дошкольников

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в сис...

Детский театр - как технология развития детской одаренности.

Произнося слово "одаренность", мы подчеркиваем, что в психике ребенка есть нечто такое, что им "не выучено", а то, что ему "даровано"....

Детский сад-школа: создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности

laquo;Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, ...

Психолого- педагогические подходы к развитию детской одаренности и работе с одаренными детьми

Одаренность сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.Целостный подход к рассмотрению одаренн...