Игра в духовно-нравственном воспитании дошкольников
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Филько Наталья Алексеевна

Трудно переоценить воспитательное значение игры, ее всесторонне влияние на развитие ребенка. При умелом руководстве взрослого, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_v_duhovno-nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад «Машенька»

Игра в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Подготовила:

учитель-логопед

 высшей квалификационной категории

 Филько Н.А.

Тамбовская область, Тамбовский район, п. Строитель

2019 г.

Игра в духовно-нравственном воспитании дошкольников

 Трудно переоценить воспитательное значение игры, ее всесторонне влияние на развитие ребенка. При умелом руководстве взрослого, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.

 Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Уже Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей.

 В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка - это мощная сфера так называемой "самости" - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

 Игра важна для развития детей любого возраста, но особенно - в дошкольником, когда она является ведущим видом деятельности. И именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.

 Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.

 Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей общению между собой и взрослыми. В играх преподаватель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают взрослого с детьми, помогает установить с ними более тесный контакт. Она пришла на помощь воспитанию, обучению и развитию ребенка.

 Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11, 25). Поэтому именно в игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы нравственности и красоты. «Не наука делает людей благополучными, - писал русский поэт И. А. Крылов, - а честность и добрая совесть». К этому хочется добавить замечательные слова св. Амвросия Оптинского: «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни». А жить и учиться с игрой веселее и интереснее.

    Сюжетная игра дошкольников важна для развития способности к воображению, регуляции действий и чувств. В игре приобретается опыт взаимопонимания и взаимодействия с другими детьми, происходит всестороннее развитие ребенка, активное познание им окружающего мира и себя в нем. В игре, в воображаемой ситуации ребенок может наиболее полно реализовать себя "здесь и теперь", достичь состояния эмоционального комфорта. В возрасте пяти лет дети увлеченно играют в такие сюжетно-ролевые игры как "дочки-матери", "магазин", "больница", "почта" и т.п. Эти игры через ролевое поведение включают ребенка в познание окружающего социального мира. Посредством взятой на себя роли ребенок имеет возможность проиграть "взрослые" взаимоотношения

   Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение для детей, так как приобретенный в играх опыт социального взаимодействия оказывает влияние на формирование навыков поведения. Известно, что, играя, ребенок действует реально. Поэтому, руководя игрой детей, православные педагоги должны больше обращать внимание на то, чтобы в ней, особенно сюжетно-ролевой игре, ребенок не становился духовно близоруким, не утрачивал духовные устремления, не допускал сердечной порчи. Необходимо, чтобы в игровые действия и игровую среду не проникали приспособления и обман, хитрость и лицемерие, жестокость.

   В игре воспитателю следует охранять духовную жизнь ребенка, не допускать, чтобы приспособление и подражание дурному стали доминирующей силой в игровых действиях и реальных устремлениях детей. Дети должны отдавать предпочтение духовным ценностям.

   В сюжетно-ролевой игре жизнь ребенка удерживается педагогом на той ступеньке, на которую она поднялась. Через развитие сюжета она ведется дальше вверх, углубляясь и делаясь духовнее и содержательнее. Развитие таких тем сюжетно-ролевых игр, которые бы включали в себя сюжеты сказок, библейских легенд, мифов, былин, должно стать важной частью духовной пищи ребенка. Таким образом, сюжетно-ролевая игра превращается в средство искания Образа и Подобия Спасителя и Божией Матери.

    В старшем дошкольном возрасте повышается значение дидактических игр, режиссерских, театральных, драматизации. Отмечается увлеченность детей изготовлением игрушек своими руками, интерес к разным ручным ремеслам. Разнообразные сюжетные, театральные, образные игрушки помогают детям самостоятельно усваивать знания о религиозной жизни, режиссировать и проигрывать сюжеты монастырской жизни, богослужения и т. п.

    Игрушки-забавы, игрушки-самоделки способствуют созданию особой праздничной атмосферы в детском саду во время празднования Рождества Христова, Пасхи, Преображения и других православных праздников. Такие игрушки помогают в познании национально-исторического наследия. Архитектурные конструкторы позволяют детям самостоятельно собирать макеты Троицко-Сергиевой Лавры, Московского кремля, Храма, который дети посещают с педагогами и родителями.  В играх детей важным моментом является следующий: постепенный переход от идеального сказочного эталона  к идеальному библейскому и далее - к библейской реальности. Поэтому педагогам не следует проводить резкой грани между сказками и библейскими сюжетами, легендами, так как все это для детей - образы идеального эталона.

 Я предлагаю10 игр, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.

 1. «Подбери цвет»

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов - антонимов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

 Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

 Добро - зло

 горе - радость

 хорошо - плохо

 трудолюбие – лень

 жадность – щедрость

 трусость – храбрость

 любовь – ненависть

 грубость – вежливость

 мир – война

 темнота – свет

 дружба – вражда

 грязь - чистота и т. д.

 2. Шарик с пожеланиями

 Задачи: расширять словарный запас слов и учить детей использовать их в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог напоминает детям о том, что каждому человеку приятно слышать добрые пожелания.

 В простой свободной обстановке вы можете поиграть в игру - пожелание.

 Надуйте небольшой шарик и предложите всем присутствующим подкидывать его от одного человека к другому так, чтобы шарик не падал на пол и на другие предметы. При этом ведущий должен включить магнитофон или играть на любом музыкальном инструменте.

 Через короткое время ведущий останавливает музыку. Человек, который последним коснулся шарика до остановки музыки, должен сказать всем присутствующим или какому-нибудь одному человеку пожелание вслух.

 3. 5 орешков.

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что у каждого человека есть хорошие качества.

 Предложить детям назвать хорошие качества человека. Вызываются 2-3 ребенка, которые по очереди называют слова. За каждое правильно сказанное слово дается орешек. Выигрывает тот, кто наберет 5 орешков. Качества: хороший, добрый, заботливый, трудолюбивый, нежный, верный, ласковый, любящий, честный, работящий, умный, щедрый, смелый, целеустремленный, усидчивый, веселый, доброжелательный, отзывчивый, скромный, общительный, чистоплотный и т. д.

 4. «Помоги дедушке и бабушке.

 Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, желание помочь, милосердие, сострадание.

 Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что в семье дети должны проявлять заботу о бабушках и дедушках, которые в свое время заботились и заботятся о своих внуках. Тогда через много лет вы получите те отношения, к которым стремились. Ваши внуки станут интересоваться вашим здоровьем, настроением, будут заботиться о вас.

 Игра. На столе в беспорядке сложены газеты, книги, очки «упали» на пол. Рядом, возле стула, стоит корзина. Вокруг нее разбросаны клубки шерсти, возле стула лежит «упавший» бабушкин платок.

 Вызываются двое детей. Кто быстрее окажет помощь? Один ребенок помогает навести порядок на столе для дедушки. Укладывает стопкой книги, отдельно кладет стопкой газеты, поднимает с пола очки. А другой, собирает в корзину клубки, поднимает и вешает на стул бабушкин платок.

 5. Пасхальный кулич

 Задачи: побуждать у детей желание знать, какие продукты используют для приготовления кулича, пасхи.

 Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

 На доске в беспорядке расположены рисунки с изображением продуктов: мука, сахар, зелень, яйца, колбаса, огурцы, молоко, помидоры, дрожжи, картофель, масло, морковь, соль.

 Задание: оставить только те продукты, из которых можно приготовить пасхальный кулич. Остальные рисунки надо убрать.

 6. «Заветные буквы»

 Задачи: учить детей среди нескольких букв выбирать нужные.

 Предварительная работа: провести беседу о праздновании Пасхи.

 На магнитной доске расположен рисунок с изображение пасхального яйца. Рядом расположены буквы из магнитной азбуки. Детям предлагается поместить на пасхальном яйце те две буквы, которые всегда пишут на пасхальных яйцах и куличах.

 7. «Розовые очки»

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош. И нужно видеть в нем только хорошее.

 Педагог объясняет ребятам, что означает выражение «смотреть сквозь розовые очки». После этого читает стихотворение.

 Вы вздыхаете уныло,

 Видя в таксе — крокодила,

 В апельсине — кожуру,

 В лете — страшную жару,

 Пыль в шкафу, на солнце пятна…

 Дело в зренье, вероятно.

 Так воспользуйтесь советом,

 Маленькие старички, —

 НАДЕВАТЬ ЗИМОЙ И ЛЕТОМ

 С РОЗОВЫМ СТЕКЛОМ ОЧКИ.

 Те очки вам будут впору…

 Вы увидите — и скоро

 В таксе — лучшую подружку,

 В апельсине — сока кружку,

 В лете — речку и песок,

 А в шкафу — одни наряды…

 Знаю, будете вы рады!

 А затем предлагает примерить «розовые очки» самим детям и они, выбрав, любого ребенка, говорят о нем только хорошее.

 8. «Волшебный стул»

 Задачи: создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых; расширять запас вежливых слов и учить их использовать в определенных ситуациях.

 Подготовительная работа. Педагог обращает внимание детей на то, что каждый человек хорош по-своему: один — прекрасно поет; другой — приветлив, добр к людям, всегда готов помочь; третий — надежен в деле и т. п. Он предлагает организовать игру «Волшебный стул». Дети делятся на группы по 4—5 человек. Один из них садится на «волшебный» стул. Дети говорят только о его хороших поступках.

 На «волшебный» стул садятся дети по желанию, как бы передавая эстафету друг другу.

 Первый этап — игра проводится в микрогруппах.

 Второй этап — игра проводится с участием всех детей группы.

 9. Свеча

 Задачи: расширять словарный запас слов, учить детей правильно строить предложения и стараться не повторять сказанное.

 Предварительная работа. Педагог читает несколько пожеланий в стихотворной форме, а затем предлагает поиграть в игру.

 Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

 10 Ангел-хранитель.

 Задачи: учить детей проявлять любовь к другим, милосердие, сострадание.

 Предварительная работа. Педагог напоминает детям, что каждому христианину Бог при крещении дает Ангела-Хранителя, который невидимо охраняет человека от всякого зла, предостерегает от грехов. Он наш помощник и покровитель. Он ведет нас правильной дорогой, уводя от опасностей. Но человек не видит своего ангела.

 Игра. Педагог предлагает поиграть в игру «Ангел-хранитель». На полу расставлены препятствия. Вызываются двое детей. Одному завязывают глаза. Другому - предлагается аккуратно провести невидящего ребенка мимо препятствий, т. е. стать его ангелом-хранителем.

 Советы организаторам

 1. Если игра понравилась детям, проводите ее неоднократно. Постарайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в игре.

 2. Если есть дети, которые не изъявят особого желания играть, ни в коем случае не заставляйте их — они имеют право выбора.

3.Особое внимание обратите на тональность игры, которую вы зададите. Поэтому обязательно участвуйте в игре с детьми на равных. Ваша помощь особенно нужна там, где ребенок говорит мало.

4.Не бойтесь пауз, тишины, когда дети молчат, не находят что сказать. Разрядите обстановку: спокойно скажите, что так просто, без усилий не всегда найдешь нужные слова. Но необходимо учиться и стараться. От ваших слов станет уютнее, и группа заговорит.

Игры и игрушки - одно из активных средств нравственного воспитания дошкольников. В детских играх и игрушках, как в зеркале, отражается культура нации, народа, государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ И ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Использование квест – игры в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Реализация Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России предполагает использование соответствующих образовательных технологий. Одной из них является квест - игра....

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...