Главные вкладки

    «Современные формы организации деятельности дошкольников: ситуации педагогического взаимодействия».
    статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    КОЛИНИЧЕНКО ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

    Эта тема очень важна, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Современные формы организации деятельности дошкольников: ситуации педагогического взаимодействия»

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Современные формы организации деятельности дошкольников: ситуации педагогического взаимодействия».

    Эта тема очень важна, т.к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

    Согласно ФГОС ДО – основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для позитивной социализации его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.)

    Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

    Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

    Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни.

       В связи с введением ФГОС перед педагогами ДОУ встала задача создания модели образовательного процесса с использованием новых форм его организации.  

       Теоретически, кажется, все понятно, однако на практике возникает множество вопросов: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности. Формы организации образовательной деятельности – это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.

    Включает в себя:

    - Образовательную деятельность

    - Наблюдения в природе

    - Экскурсии

    - Практическую деятельность

    - Проектную деятельность

    - Исследовательскую деятельность

    - Досуги, праздники

    В перечень форм образовательной деятельности для каждой образовательной области входят:

    № п/п

    Образовательная область

    Формы образовательной деятельности

    1

    Социально – коммуникативное развитие

    - Непосредственно – образовательная деятельность

    - Чтение художественной литературы

    - Прогулки

    - Продуктивная деятельность

    - Игровые ситуации

    - Сюжетные игры

    - Ситуативный разговор

    - Свободное общение

    - Индивидуальная работа

    - Трудовые поручения

    - Самообслуживание

    2

    Познавательное развитие

    - Непосредственно – образовательная деятельность

    - Дидактические игры

    - Индивидуальная работа

    - Элементарные опыты

    - Наблюдение

    - Игровые проблемные ситуации

    - Прогулка

    - Экологические акции

    3

    Художественно – эстетическое развитие

    - Непосредственно – образовательная деятельность

    - Индивидуальная работа

    - Предварительная работа

    - Дидактические игры

    - Игра на музыкальных инструментах

    - Разучивание песен, игр, хороводов

    - Беседа

    - Театрализованная деятельность

    - Чтение художественной литературы

    - Слушание музыкальных произведений

    - Музыкально – ритмические движения

    - Праздники

    4

    Речевое развитие:

    - НОД

    - Индивидуальная работа

    - Дидактические игры

    - Беседа

    - Ситуативный разговор

    - Отгадывание загадок

    - Игровые ситуации

    - Рассматривание иллюстраций

    - Пальчиковая гимнастика

    - Артикуляционная гимнастика

    5

    Физическое развитие:

    - НОД

    - Дыхательная гимнастика (Тренажеры)

    - Закаливающие мероприятия

    - Подвижные игры

    - Игровые упражнения

    - Индивидуальная работа

    Все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. Однако сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции « не над ребенком, а вместе с ним».

    Модели взаимодействия педагогов с детьми

    1

    2

    3

    Цель

    Вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками.

    Акцент на организационно-деловую, обучающую и дисциплинирующую сторону педагогического процесса и его результативность.

    Учитывать желания детей.

    Педагог легко подчиняется противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

    Обеспечить чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, развитие индивидуальности. Акцент на воспитание у детей определенных нравственных качеств и черт характера.

    Лозунг

    Делай, как Я

    Делай, как хочешь

    Сделаем ВМЕСТЕ

    Способы взаимодействия

    Наставления, разъяснения, запрет, требование, нотация.

    Уход за ребенком, наблюдение.

    Принятие, понимание, поддержка.

    Тактика

    Диктат, опека, жесткая дисциплина. Высокая степень контроля. Опора на интеллектуальные возможности детей.

    Максимум свободы, минимум контроля

    Сотрудничество, совет, просьба, побуждение к действию, предложение, «опосредованное» требование. Опора на положительное в личности ребенка.

    Роль

    Педагог - начальник

    Взаимодействие строится «от педагога»

    Педагог-миротворец

    Взаимодействие строится с учетом интересов детей и их взаимоотношений

    Педагог-партнер

    Взаимодействие строится «от ребенка»

    Организация

    Выполняет руководящие, организаторские функции, а дети - только исполнители.

    Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляя нерешительность и колебания. Непоследователен в предъявлении требований к детям.

    Разъясняет вводимые правила поведения, оценки. Учит управлять своим поведением, принимать решения. Предоставляет возможность проявить самостоятельность, поощряет ответственность детей

    Позиция по отношению к ребенку

    НАД ребенком (давление)

    РЯДОМ, но НЕ ВМЕСТЕ (приспособление)

    ВМЕСТЕ с ребенком

    ( равноправные отношения)

    Отношение к своим ошибкам

    Не любит и не умеет признавать свои ошибки. Попытается «спустить дело на тормозах», замаскировать допущенные им ошибки.

    Не боится признавать свои ошибки, не придает этому особого значения.

    Умеет признавать свои ошибки, несмотря на то, что это трудно.

    Отношение к детям

    Сухость в обращении с детьми. Слабый интерес к ребенку как к личности. Избирательно относятся к детям. Есть «любимчики», гордость группы и  «неспособные», «серая масса»

    Открыт для общения с детьми, предоставляет им много свободы.

    Доброжелательное и ровное отношение ко всем воспитанникам

    Оценка детей

    Низко оценивает возможности и способности детей. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Поддержку получают послушные, умные дети.

    Ситуативен и непоследователен в оценочных высказываниях в адрес детей. Переоценивает их возможности.

    Оценка объективная, «поддерживающая», стимулирующая дальнейшее развитие. Эмоциональная поддержка всегда, как бы ни поступили дети

    Ожидания

    Беспрекословное послушание и повиновение. Желания детей для него мало значат.

    Находится во власти желаний детей, постоянно пытается их учесть, но это не всегда ему удается. В связи с этим часто непоследователен в принимаемых решениях и действиях, недостаточно решителен.

    Ждет эмоционального отклика, общения, проявления индивидуальности. Учитывает желания и интересы  детей, особенности их взаимоотношений.

    Важной формой обучения детей дошкольного возраста является совместная деятельность с воспитателем. Воспитатель создает предметно – развивающую среду, организует игровую деятельность, направленную на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребенок – ребёнок». Взрослый сопровождает показ указаниями, одобряет удачные действия детей, помогает тем, кто затрудняется действовать без показа, далее дети могут играть самостоятельно [10].

    Таким образом, в настоящее время приоритет отдается индивидуально - ориентированному обучению. Основные формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста: фронтальная, индивидуальная, групповая, подгрупповая игровая деятельность. Основное внимание необходимо уделять тому, чтобы каждый ребенок продвигался в соответствии со своими возможностями. Главным показателем качества обучения является прогресс в развитии ребенка.

    В зависимости от вида совместной деятельности педагога с детьми существуют различные методы взаимодействия с ними.

    Мне хотелось бы поговорить о самых распространённых видах совместной деятельности и формах взаимодействия с детьми.

    Виды совместной деятельности:

    • Взаимодействие в игровой деятельности;
    • Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности;
    • Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода.

    1. Наиболее эффективны в работе с детьми косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения.

    Взаимодействие при игровой деятельности;

         Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

       Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры.

       

    В игровой деятельности детей должна просматриваться последовательность и систематичность, иначе построить диалог с детьми будет сложно и даже проблематично. Игра для педагога – это время для наблюдения за детьми, их действиями, словами, общением со сверстниками. Он должен анализировать игровые замыслы детей, увидеть их переживания. Только в этом случае он сможет правильно скорректировать игру и не нарушит ее ход, а значить органично будет взаимодействовать с детьми.

    Воспитатель на игровые занятия должен приходить с заготовками нескольких игр, для того чтобы дать подумать над темой игры и предоставить детям сделать выбор самостоятельно. Умело помочь остановиться на самой интересной. Это развивает их инициативу. Педагог вовремя должен увидеть потерю у детей интереса к игре и своими действиями поддержать его. Можно задействовать новые персонажи, изменить тактику игры, дать возможность детям самим предложить продолжение игры по их сюжету. А порою и воспитателю стать полноправным участником игры, это очень «заводит» дошколят и делает отношения между ними более близкими.

    Совместная игра с взрослым может быть игрой-придумыванием. Чтобы такая игра не вылилась в индивидуальное придумывание каждого участника, начинать ее нужно не на пустом месте, а с известного какого-то сюжета. Дополнение игры делать на основании новых сюжетных событий, предложенных детьми и вовремя остановить детские фантазии, чтобы не сделать игру бесконечной. Умелое руководство педагога сделает его желанным участником любых игр, а сам процесс игры принесет полноценные плоды в развитии дошкольника.

    1. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок.

    Взаимодействие при организации проблемно – поисковой (проектной) деятельности

    Проблемное обучение характеризуется, прежде всего, самостоятельным поиском решения различных проблем, способствует осмысленному усвоению знаний, развитию навыков творческой деятельности, самостоятельности, активности. Потребность ребёнка в этом способе возникает тогда, когда невозможно решить задачу с помощью известных способов. В связи с этим при разработке содержания развивающего обучения, особенно пристального внимания, требует отбор не только тех знаний, которые дети должны усвоить в процессе самостоятельной поисковой деятельности, но и тех, которые предназначаются для прямой передачи.

    Совместную деятельность воспитателя с детьми надо организовать так, чтобы появилась особенная активность ребёнка, чтобы дети могли спорить, доказывать истину, свободно общаться друг с другом. Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно, усваивающий всё в готовом виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Чтобы обучение способствовало развитию мышления дошкольника, необходимо использовать такие методы, которые дадут ребёнку возможность осмыслить учебный материал. Необходима опора на значимый для ребёнка вопрос, когда дошкольник оказывается перед противоречивым выбором, иногда делает ошибку, а затем самостоятельно исправляет её. Особенно выделяется в педагогике в настоящее время проблемно-поисковый метод.

    Организация дискуссий стимулирует поиск правильного решения. Необходимость объяснить способы действия товарища включает всех детей в процесс решения задачи (даже в тех случаях, когда ребёнок практически не действует). Создание проблемных ситуаций, постоянное сотрудничество детей с воспитателями позволяет не заботиться о поддержании дисциплины, не надо следить за тем, что бы дети не отвлекались. При такой организации никаких побочных средств для привлечения внимания не требуется. Одновременно возникает и деловое сотрудничество внутри детского коллектива. Дети активно включаются в поисковую ситуацию, и в процессе решения игровой или практической задачи, помогают друг другу.

    Кроме того, знания должны вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта; активизировать познавательные интересы, стремление к усвоению новой информации; стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации); повышать уровни самоконтроля, самоорганизации и самооценки.

    Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Пусть дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такая стратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги …»

    Искусство педагога заключается в умении правильно оценить как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание педагог должен уделять неправильным ответам. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, взрослый помогает им понять свою ошибку и подводит к поиску нового способа. Прежде всего, должна поощряться познавательная активность ребёнка. Организация непосредственно образовательной деятельности должна способствовать тому, чтобы ребёнок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

    Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

    Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

    Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

    Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

    Проблема;

    Проектирование или планирование;

    Поиск информации;

    Продукт;

    Презентация.

    Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

    Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

       Проекты осуществлялись через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций « Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.

    1. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

    Проблема гендерной социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации — одна из важнейших и актуальных проблем в воспитании.  

    Особенности взаимодействия с учетом гендерного подхода

    Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.

    Наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания является четвертый год жизни. Уже на четвёртом году жизни дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.:

    Роль детского сада в гендерном воспитании очень важна, но все же, очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье.

         В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

          Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое.

         А женщины, по мнению ученых, правильно воспитывать мальчиков не могут, только по одной простой причине: у них другой тип мозга и другой тип мышления. Кроме того, педагог-женщина, естественно, не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Поэтому при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию. Так, например, когда на занятии воспитатель обращается с вопросом к детям, то первыми всегда поднимают руку девочки. При ответе на вопрос они стараются, чтобы их ответ был полным, смотрят в глаза педагогу и т.д. Мальчики не торопятся с ответом, потому что более тщательно обдумывают его. Речь у мальчиков развита хуже, чем у девочек, поэтому они вынуждены потратить большее количество времени для того, чтобы подобрать нужные слова и высказать их. В результате всего этого, в глазах воспитателя девочки выглядят более знающими и умеющими и получают больше положительных оценок и похвал. А у мальчиков на фоне этого формируется низкая самооценка, они теряют уверенность в себе и своих возможностях. В связи с этим первоочередной задачей является обучение воспитателей осуществлению дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, как при общении с ними, так и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.

    При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

    При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Аналогичным образом может быть построена и театрализованная деятельность.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПОЗНАНИЮ РОДНОГО ГОРОДА КАК СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТОВ СВОЕЙ СТРАНЫ.

    Формирование начальных знаний о родном городе   - одна из основных задач нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения се...

    ЛЭПБУК – современная форма организации деятельности детей.

    В стремительно меняющейся действительности для того, чтобы соответствовать современным требованиям ФГОС ДО, педагогам дошкольного образования необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием,...

    Интерактивная игра как современная форма организации деятельности детей в соответствии с ФГОС

    Федеральные государственные образовательные стандарты оптимизировали качественные изменения в воспитательно-образовательном процессе каждого дошкольного учреждения, активизировали процесс внедрения со...

    Протокол педагогического часа "Использование современных форм организации работы по ФЭМП с учетом ФГОС ДО"

    Данный документ подтверждает мое выступление по теме "Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" на педагогиче...

    "Современные формы организации взаимодействия ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС ДО "

    Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необ...

    Мастер-класс для молодых специалистов: "Современные формы организации взаимодействия МБДОУ с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"

    Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых специалистов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....