СЮЖЕТНАЯ ШИРМА КАК МАРКЕР РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.
статья (младшая группа)

Кумилина Татьяна Юрьевна

 

Одним из ключевых аспектов выполнения ФГОС ДО является организация педагогами развивающей предметно-пространственной среды. Именно в этих условиях, по мнению ученых, развитие ребенка будет проходить целенаправленно, разносторонне,  полноценно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetnaya_shirma_kak_marker_razvivayushchey_predmetno.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЮЖЕТНАЯ ШИРМА КАК МАРКЕР РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ.

Рассматривая педагогические условия организации детской игровой деятельности,  нас заинтересовало предложение ученого С.Г. Доронова, рассматривающего маркеры игрового пространства как средства,   позволяющие обозначить место игрового действия, его обстановку и т.д.

В качестве такого маркера нами была изготовлена сюжетная ширма, которая используется при организации сюжетно-ролевых игр с воспитанниками.  Она помогает территориально обозначить границы игры, сформировать игровое пространство; играет огромную роль в создании сюжета, замысла игры.

Цель игрового маркера заключается в оптимизации предметно-пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.  

Задачи: 1. Совершенствование умений объединять несколько сюжетных линий в одну.

2. Создание условий для расширения игровых взаимодействий воспитанников.

3. Развитие творческого воображения дошкольников.

Новизна сюжетной ширмы заключается в том, что она обладает широкими игровыми возможностями, многофункциональна в использовании,  имеет возможность применения  несколькими детьми одновременно. Кроме того, сюжетная ширма трансформируема и легко переносится в любой уголок групповой комнаты.

Ширма выполнена с учетом соблюдения требований СанПиН-13: изготовлена из ДСП, покрыта безопасной краской, не вызывающей аллергических реакций у дошкольников и имеющей возможность обработки поверхностей. Также нами использовался подручный материал (файлы разных размеров, предметные и сюжетные картинки, безопасные крючки, самоклеющаяся пленка, ткань и др.).  Каждый разворот ширмы имеет определенную игровую направленность:

- Юный строитель.

- Больница.

- Магазин.

- Почта.

- Парикмахерская.

- Семья.

- Ателье.

- МЧС.

Для самостоятельной, а также совместной со взрослым игровой деятельности дошкольников в рамках направленности каждого разворота ширмы продумана примерная тематика сюжетных линий.

Например, для организации сюжета игры «В гости к бабушке» в рамках разворота «Семья» в кармашки ширмы вкладываются семейные фотографии, на крючки размещается фартук, парик, бигуди (для создания образа бабушки).

Для организации игрового сюжета «Отправляем посылку» на ширме размещается сюжетная картинка с изображением почтовых коробок разной величины, указывается их стоимость. Выставляются весы, предлагаются деньги, сумки, пакеты, на крючках размещается униформа почтальонов (темный короткий халатик).

Небольшие сюжетные линии дают  возможность воспитанникам дополнительно находить новые повороты игрового взаимодействия: упаковать посылку, сделать покупки для пересылки в подарок бабушке, приход в магазин, консультации продавца, объявления о распродажах, оплата покупок и т.д.

Кроме того, при помощи сюжетной ширмы можно организовать игровое взаимодействие между несколькими сюжетными линиями (например, надо зайти в парикмахерскую, постричь ребенка или зайти в больницу к врачу). И все это на достаточно маленькой площади и с минимальным количеством игрового оборудования

Безусловно, варианты развития сюжетно - ролевой игры будут зависеть от имеющегося социального опыта дошкольника и умение использовать этот опыт в процессе игр. Но именно при помощи разработанной нами сюжетной ширмы этот социальный опыт можно расширить путем грамотного и постепенного применения ее в игровой детской деятельности.

В качестве эффективного результата использования ширмы можно выделить  следующее:

- развитие диалогической речи,

- обогащение социального опыта воспитанников,

- снижение уровня конфликтности при распределении игровых ролей,

- развитие коммуникативных навыков.

Таким образом, использование сюжетных ширм при организации игровой деятельности дошкольников позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим игровым средством, а также позволяет сохранить и без того ограниченное групповое пространство «современных» детских садов, построенных по старым нормативам.  

Литература:

1. Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Как играть с ребенком. Москва, 2012.

2. С.Г.Доронов. Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Москва, 2016.

3. Н.А Виноградова, Н.В. Позднякова. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. АЙРИС-ПРЕСС  Москва 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Многофункциональный маркер развивающей предметно-пространственной среды ДОО «Многофункциональный дом»

laquo;Многофункциональный дом» рассчитан на все возрастные категории детей от 3 до 7 лет, занимает мало места при хранении, легко трансформируется, многофункционален, вариативен, что позволяет ...

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды

Применение многофункциональной трансформирующей ширмы позволяет педагогу создавать условия для поддержания детской инициативы, самостоятельности в различных видах деятельности, способствоват...