Духовно – нравственное воспитание.
статья

Николаева Галина Валериановна

Духовно – нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложнейших проблем, которая стоит в нашем обществе как никогда остро. В современном мире, материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно – нравственного воспитания для разностороннего развития личности. В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно – нравственное воспитание – процесс долговременный. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание

Уважаемые коллеги вашему вниманию хотелось бы представить свой опыт работы. Своё выступление я хотела бы начать словами известного педагога:

«Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, - ничего, чем человек есть человек».          В. Белинский

Духовно – нравственное воспитание – это одна из актуальных и сложнейших проблем, которая стоит в нашем обществе как никогда остро.

В современном мире, материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому нельзя недооценивать значимость духовно – нравственного воспитания для разностороннего развития личности.

В настоящее время основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

Духовно – нравственное воспитание – процесс долговременный. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Дошкольный возраст – уникальный возраст, возраст, когда закладывается фундамент личности детей. Поэтому закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который закрепляет приоритет духовно – нравственного воспитания дошкольников. Одна из задач ФГОС ДО – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Одной из основных целей работы с детьми является формирование основ духовно – нравственных, ценностных ориентации детей. Именно сегодня, при такой нестабильной атмосфере в нашем обществе нужно дать детям такие понятия как долг, честь, совесть, покояние, любовь и преданность Отечеству.

Для эффективной работы с детьми я выделила следующие задачи: формировать любовь к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; формировать интерес к народным обычаям; формировать у детей чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к другим национальностям; воспитывать чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу; воспитывать бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся в сочувствии.

В своей работе мы используем следующие направления духовно – нравственного воспитания:

  1. Духовно – нравственное направление
  2. Воспитательно – оздоровительное направление
  3. Культурно – познавательное направление
  4. Нравственно – трудовое направление

1. Духовно – нравственное направление, которое включает в себе проведение организованной образовательной деятельности, беседы, ситуативные разговоры на темы нравственности и морали. В группе вместе с детьми и их родителями создали «Уголок старины», где воспитанники знакомятся с предметами быта и народными костюмами, их названиями, предназначением. Дошкольникам очень нравиться надевать народные костюмы, они с интересом изучают и обследуют экспонаты. Дети, начиная с младшей группы, знакомятся с русскими народными потешками, сказками, колыбельными песнями, предметами обихода и их назначением, изготавливаем поделки и подарки к праздникам, играем в народные игры, разучиваем песни; прививаем любовь к своей семье, родному городу. Со старшими детьми, кроме занятий, проводятся беседы и ситуативные разговоры о семье и членах семьи, обсуждения поступков героев и детей, о любимой времени года, о народных приметах, о добре и зле, о жадности и щедрости, о дружбе мальчиков и девочек, о добрых словах и добрых делах, о бедности и богатстве, о послушание и непослушание, о боге. Организовываются передвижные выставки к памятным датам: День Победы, День Матери и т.д.

Россия славится мастерами, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Воспитанники знакомятся с изделиями декоративно-прикладного искусства русских мастеров.

2. Воспитательно – оздоровительное направление осуществляется нами через поведение тематических, народных и православных праздников. Например: «Праздник Осени», «День Народного Единства», «День пожилых», «День Матери», «Новый год», «Рождество», «День Защитника Отечества», «Масленица», «8 марта», «Пасха», «День Победы», «Выпускной бал», «День защиты детей», «Троица», «День России», «День Республики». С помощью этих праздников учим сохранять народные традиции, развиваем у детей потребность желание самим участвовать в них. Наш опыт показал, что праздники в детском саду положительно влияют на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают родным о своих впечатлениях. Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для духовно – нравственного развития народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми. С помощью родителей мы разработали копилку народных игр («Чувашская вышивка», «Чаваш террилле лото», «Собери пазлу») и альбомов («Чаваш халах уявесем», «Сапка юррисем», «Украшения из серебра и бисера»). Организуются подвижные, ролевые, строительные игры.

3. Культурно – познавательное направление ведется нами через экскурсии:

1) объектам социального назначения (Национальная библиотека, школьная библиотека лицей № 2, аптека, музей чувашской вышивки, кукольный театр, магазин «Магнит», почта России, Чебоксарская детская художественная школа № 4 им. Э. М. Юрьева);

2) военным памятникам (Мемориальный комплекс «Победа»);

3) памятникам великих людей (И. Я. Яковлев, К. В. Иванов, Чапаев, Николаев, Михаил Сеспель, Ю. А. Гагарин).

Организовываем целевые прогулки, где наблюдаем за природными изменениями, за растением, за деревьями.

Наши дети частые гости национальной библиотеки, где им рассказывают о происхождении книг, о их разнообразии; знакомят с культурой разных народов. Воспитанники выступают на праздниках «Праздник Осени», «День дошкольного работника», «День пожилых», «День Матери», «Новый год», «День Защитника Отечества», «День Победы», «День России», «Масленица», «Выпускной бал». Так же мы показываем нашим воспитанникам познавательные фильмы, мультфильмы и презентации: «Осенний лес», «Мир вокруг нас», «День Народного Единства», «Край в котором ты живешь», «Откуда пришел Дед Мороз», «Хохломская и дымковская игрушка», «Православная культура». Прослушиваем сказки разных народов, аудиозаписи гимн России и Чувашской Республики. В детском саду организовали встречу с участником войны, где с особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят ветеранам сувениры. Так же традицией в нашем саду стало проведение конкурсов чтецов: «Мы помним! Мы гордимся!», спортивного соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья», «Парад дошколят». С воспитанниками провели праздник для МВД в честь дня защитника Отечества и в конце подарили подарок каждому герою.

4. Нравственно – трудовое направление осуществляется нами через формирование трудовых навыков самообслуживания, уборка группы и территории, труд по интересам, подарки к праздникам для родителей и сотрудников детского сада. В группе вместе с детьми и их родителями создали центр по патриотическому воспитанию, где имеются поделки разных народов: ложки, доски, куклы, сувениры, чувашские вышивки,  флажки, гимн и герб, портрет В. В. Путина и М. В. Игнатьева. Наши дети и родители активно участвуют в акциях «Цветы ветерану», «Бумажный бум», «Единство в наших сердцах», «Цветы для милых дам», «Покормите птиц зимой», «Кормушка для птиц», «Дари добро», «Подари игрушку», «Шоколадный подарок каждому ребенку», «День Спасибо». С помощью таких акций мы формируем у детей чувство ответственности, взаимной заботы, щедрости и любви.

Духовно – нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями дошкольного учреждения и семьи. Поэтому мы работаем совместно с родителями наших воспитанников. Родители вместе с детьми активно участвуют в конкурсах поделок к тематическим праздникам. Проводим нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, играми, показами деятельности детей.  Воспитанники с помощью своих родителей изготавливают альбомы «Мое село», «Традиции моей семьи», «Я – семья, род – народ» и с интересом рассказывают про них своим сверстникам. Каждый год наш детский сад организовывает праздник «Национальное блюдо разных наций», где родители и их дети презентуют блюдо, описывают его и угощают.

Таким образом, дошкольники, характеризуя свои поступки и литературных героев, осознают нравственные ценности добра и зла, жадности и щедрости, бедности и богатстве, послушание и непослушание; стремятся проявить милосердия и сострадания в любой ситуации, делают добрые дела для воспитателей, близких, друзей; стараются поступать справедливо во взаимоотношениях с сверстниками, взрослыми, жить по нравственным основам с окружающей природой, в социуме; отмечают значимость положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, пожилым людям, к ветеранам, к своим обязанностям; гордятся своей малой Родиной, своими родителями; стремятся проявить интерес к истории и культуре своей Родины; расширился кругозор и обогатился словарный запас. Совместная работа родителей и детей объединила семьи воспитанников. В перспективе работу духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста необходимо продолжить. С детьми и родителями надо использовать новые интересные формы и методы работы.

Подведя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию духовно – нравственного воспитания дошкольников многогранна и никогда не кончается. И мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданинами родной страны.

Терпения, добра и милосердия Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...