Работа по правовому воспитанию
методическая разработка (подготовительная группа)

Веретутина Наталья Васильевна

Обобщение опыта по правовому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravovoe_vospitanie_v_detskom_sadu.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме «Правовое воспитание дошкольников» Воспитатель^Веретутина Н.В.

 Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной ее актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка. Согласно закону «Об образовании в РФ» (№273 – ФЗ от 29.12.2012 г.) дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и регулируется ФГОС дошкольного образования. Дошкольное образование направлено, в том числе на формирование личностных качеств детей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (ст. 64) . С первых шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения). Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников. Чтоб научить и сформировать в наших детях правильное правовое поведение, воспитать личность, в своей работе я особое внимание уделяла « Ознакомлению дошкольников с основами правового сознания». Для начала, ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка: - Декларация прав ребенка (1959) - Конвенция ООН о правах ребенка (1989) Следующим этапом работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. В ходе предварительной работы определились 2 направления в предстоящей работе: Работа с детьми: Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие социальных навыков; формирование правового знания. По данному направлению работы мной были поставлены следующие задачи: • Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений: сказки, стихи, пословицы и поговорки и т.д.) ; • формировать представления о здоровом образе жизни; • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения; • Развивать социальные навыки; • Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков; • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово; • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека; •Разъяснить общественные нормы и правила поведения; •Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:  Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в⎫ моей работе с детьми;  Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл⎫ каждого права;  Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную⎫ работу. Опираясь на педагогическую технологию (Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребёнка») я пришла к выводу, что ребёнку легче будет понять документ, если он будет представлен ему в доступной форме, т.е. с использованием сказки: «Изучаем права с любимым персонажем». Был составлен перспективный план работы в данном направлении, и для знакомства с правами была выбрана сказка А. Толстого «Приключение Буратино», где герои сказки помогли разобраться в смысле и особенностях каждого права. Параллельно с чтением отдельных моментов сказки знакомила детей со знаками – символами «Права ребёнка». Так появился «Цветик - Семицветик» - каждый лепесток, которого был соответствующим символом – правом.  Право на имя∙  Право на воспитание в семье∙  Право на образование∙  Право на лечение∙  Право на отдых∙  Право на защиту от жестокого обращения∙  Право на жильё∙ Наши встречи проходили в клубе «Правознайка» один раз в неделю/ Знакомя детей с правом на имя, проводила такие игры, как, «Угадай имя по знаку Зодиака», «Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай». Право на семью – все вместе участвовали в фотовыставке «Моя семья», читали и обсуждали сказки «Золушка», «Морозко», «Двенадцать месяцев». Право на медицинское обслуживание – играли в сюжетно - ролевую игру «Больница», беседовали о профессиях врача и медсестры,о  крае там, где мы живём, где живут наши родители, где получаем образование, и отдыхаем – это тоже одно из важных прав, данных человеку большой страны. Предварительная работа и работа по закреплению материала были включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяло избежать их излишней заорганизованности. Обучение основам правового сознания я планировала через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру. Для повышения интереса к данной теме: Проводила с детьми: - Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Больница», «Выбираем дежурного» и др. Театрализованные и дидактические игры «Чьи права нарушены? », «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке» - игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и умений. - на занятиях закрепляли знания о профессиях родителей, их праве на труд - валеологические игры, беседы, кружок «Спортивная карусель» в нетрадиционной форме знакомили детей, как вести здоровый образ жизни; - читали художественную литературу, сказки, стихи; - проводили праздники и вечера развлечений, где закреплялись основные права детей;

 Организовывала: • Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач) • Продуктивные виды деятельности (выставка рисунков детей, создание эмблемы, плакатов). • В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п. Всю свою работу, старалась построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитывалось право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков. В конце года из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он человек огромного общества. Работа с родителями: Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка. Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, Декларации прав ребёнка и других документов было проведено предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данных правовых документах. Было опрошено 13 родителей моей группы. Выявлен: 23,1% (3 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка. 23.1% (3чел.) – слышали о данных документах 53,8% (7чел) – знают, но в содержание не вникали Исходя из первоначальных показателей, наметились следующие задачи: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения. Для этого родителям была предложена папка – передвижка «Правам ребёнка посвящается». Позднее при обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы: Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете? Как вы понимаете права человека? Ребенка? Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем? Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем? При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство. В дальнейшем фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: «Форт Боярд», «День Матери», «Папы - Защитники Отечества», «День восьмое марта», «Осенины»и др. Подводя итоги работы с родителями, (на родительском собрании) я отметила, что процент информированности родителей о правовых государственных документах изменился: 76,9% (10чел.) - познакомились с документами. 23,1% (3чел.) – знают, но в содержание не вникали. А наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.

 В своей работе использовала литературу:

1. Журналы: «Дошкольное воспитание»- 2000 №3; 2005 №6, 8 «Ребенок в детском саду» - 2002 №4, С. 77-79, 2002 №5 С. 82-84 «Дошкольная педагогика» - 2010.- №5, С.22-26, 2008.-№7.-С.46-48 «Обруч»- 2004.- №6 С.21-23

2. Боровкова Е.Б. Формирование нравственного здоровья дошкольников. М.- 2002. 3. Макарова Т.В. Ларионова Г.Ф. «Толерантность и правовая культура дошкольников»

 4. Симоненко О.С. «Право есть и у меня»//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как и зачем мы работаем по правовому воспитанию?

Уважаемые родители, мы с вами живем в правовом обществе и от этого уже не убежать и не спрятаться. Да и что скрывать, все вы очень хорошо осведомлены о своих правах. К сожалению, о правах детей часто ...

" Формы и методы работы по правовому воспитанию с родителями и детьми"

Это доклад на методическом обьединении о проделанной работе по правовому  воспитанию с детьми и используемые методы и формы работы....

Приемы работы по правовому воспитанию для старших дошкольников

в данной работе предлагаютсЯ приемы работы с дошкольниками...

Педагогический проект-как форма работы по правовому воспитанию в детском саду.

В презентации предоставлены материал проекта в старшей группе  детского сада  по правовому воспитанию....

Авторская методическая разработка на тему: "Система работы по правовому воспитанию дошкольников"

В разработке представлен опыт по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Разработка содержит обширный материиал для проведения НОД, развлечений, дидактические игры,  справочный ...

Система работы по правовому воспитанию дошкольников

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Данная разработка поможет закрепить знания детей о себе, о своей семье, воспитывать ласковое, чуткое отношение к близким, потребность радовать их своими добрыми делами....