Выступление на педсовете " Развитие мелкой моторики и творческой фантазии у дошкольников"
консультация по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Бабаян Мариета Вачиковна

Приемы развития мелкой моторики

 

         Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  Как же развивать мелкую моторику у детей?Ответ довольно прост: конечно же, в игре. Существует много разнообразных игр, занятий, позволяющих не только увлечь ребенка, но и принести ему пользу. В своей работе я поделюсь  с приемами развития мелкой моторики  через аппликации из природного материала.

         Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Во-первых, это способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

 Любая задача должна заключать в себе следующее:
Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.
Развивать творческую фантазию, воображение и активность.
Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а так же познавательный интерес.
Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом.
Воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.

         Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их  на практике. Один и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике

Аппликация из гороха.

Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать половинки недробленого гороха. Горох можно приклеивать как на клей ПВА, так и на пластилин. После приклеивания гороха работу необходимо положить под пресс до полного высыхания. Работу можно раскрашивать гуашью, красками, лаком для ногтей.

Аппликация их фасоли.

Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать целую фасоль приблизительно одинакового размера. Фасоль приклеивать на клей ПВА. Работу надо смазывать частями, фасоль хорошо прижимать. Работы будут иметь привлекательный вид, если их покрасить гуашью и покрыть лаком.

Аппликация из манной крупы.

Работы из манки увлекательны и очень нравятся детям. Предлагая детям шаблоны, у каждого ребенка получается своя неповторимая работа. Для работы понадобятся плотный цветной картон, клей ПВА, гуашь, манка.

Аппликация из крупы.

Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

 аппликация

Аппликации из соломы — необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

 аппликация

Аппликация из засушенных растений.

Простейшая аппликация - из листьев. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников.

Заготовка из природного материала.

Собирать растения можно круглый год, т.к. у каждого времени года есть свои возможности: семена ясеня, клена собирают зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья дикорастущих растений, в начале лета собрать тополиный пух, а в разгар его заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже – осенние листья. Особенно богатую палитру красок дает осень.

Сбор и заготовку растений можно проводить в любое время дня. Не следует превращать заготовку растений в истребление зеленых насаждений – ломать ветки деревьев, кустарников ради сбора листьев. Осенью листьями будет покрыта вся земля. Для сбора растений надо использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работа!

Технология засушивания растений.

Подготовить растения для выполнения из них аппликаций можно по-разному; засушить их под прессом или сушить под горячим утюгом.

Засушивают под прессом: если собранные растения влажные, их предварительно просушивают. Листья, траву и цветы кладут внутри книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, сверху кладут фанеру или дощечку, а на нее груз 10-15 кг. Ежедневно листья проверяют, перекладывая их на сухие страницы старых книг. В течение 4-6 суток растения полностью высыхают.

Другой способ: позволяющий быстро получить засушенные растения: на стопу газет кладут листья, сверху покрывают одной газетой. Затем проглаживают горячим утюгом, после чего переворачивают на другую сторону, передвигают на новое сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 мин. Этот способ засушивания особенно хорош для листьев клена, кустарников, осоки и других трав.

Многие растения при высушивании теряют свой первоначальный цвет. Из опыта известно, что это происходит с растениями, имеющими голубые и белые цветки. Травы тоже меняют цвет. Растения хорошо переносящие засушивание - это тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики, красный мак, шиповник.

Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Фон, оборудование и клей.

Для фона используют бархатную бумагу, черную или пастельных тонов, белую. Фоном могут служить кукурузные листья, листья серебристого тополя, малины, мать-и-мачехи. Их наклеивают на весь картон.

Для работы потребуются такие инструменты как ножницы, пинцет, кисть, иголки, нитки, клейстер из картофельного крахмала, т.к. он не оставляет пятен на изделии. Плотные листья приклеивают ПВА. Клеящие составы наносят тонким слоем или капельками в одном-двух местах на обратную сторону растений.

Аппликации из засушенных растений хрупкие, ломкие, они требуют более легкого груза.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика.

Картины из цветов и листьев.

 Природа создала растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами своей богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.

Но для создания даже простых произведений нужно иметь не только художественный вкус, но и представление о правилах композиции и цветосочетании. Работы, созданные без учета этих правил не вызовут отклика у зрителя и не привьют ему хороший вкус.

Фон не следует делать слишком ярким, пестрым, он должен гармонировать с композицией и подчеркивать ее. Так на темный фон лучше укладывать светлые цветы, и наоборот.

Картину желательно выполнять в одной тональности, без большого разнообразия красок. Надо следить, чтобы листья соответствовали цветам. Нельзя сочетать в одной композиции весенние и осенние цветы. Каждая картина должна выражать какую-нибудь идею, даже в простое панно можно вложить фантазию и выразить настроение автора.

К теме “Аппликация из засушенных растений” идет подготовительная работа. Перед занятиями учащиеся рисуют натюрморты, цветы к празднику, оформляя в виде поздравительной открытки, просто предметы, знакомясь тем самым с композицией, симетрией, ассиметрией, цветом и его влиянием на окружающее.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами работы с сухими растениями ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно.

8-14.png

9524.jpg

К 7 годам дети осваивают новые способы прикрепления деталей. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priem.docx571.67 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы развития мелкой моторики

         Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.  Как же развивать мелкую моторику у детей?Ответ довольно прост: конечно же, в игре. Существует много разнообразных игр, занятий, позволяющих не только увлечь ребенка, но и принести ему пользу. В своей работе я поделюсь  с приемами развития мелкой моторики  через аппликации из природного материала.

         Аппликация весьма актуальна при работе с детьми. Ведь первые впечатления о величине предметов, их форм и расположения в пространстве у ребенка складываются при помощи тактильно-двигательного восприятия. Во-первых, это способствует развитию интеллекта у детей, а во-вторых, готовит ребенка к более быстрому овладению навыком письма. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

 Любая задача должна заключать в себе следующее:
Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.
Развивать творческую фантазию, воображение и активность.
Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер, а так же познавательный интерес.
Тренировать мышцы рук и обучать ловкому обращению с различным материалом.
Воспитывать в себе усидчивость, доброжелательность, аккуратность, умение работать индивидуально и в коллективе.

         Различные материалы вызывают у детей стремление изучить, исследовать их  на практике. Один и тот же предмет, изображенный разными материалами, в разной технике зрительно будет восприниматься по иному, так как каждый материал имеет свой язык выразительности, различные цвета, формы, фактуры, обогащают зрительный и тактильный опыт ребенка, стимулируют желание применить их на практике

Аппликация из гороха.

Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать половинки недробленого гороха. Горох можно приклеивать как на клей ПВА, так и на пластилин. После приклеивания гороха работу необходимо положить под пресс до полного высыхания. Работу можно раскрашивать гуашью, красками, лаком для ногтей.

Аппликация их фасоли.

Для выполнения данного вида работ необходимо отобрать целую фасоль приблизительно одинакового размера. Фасоль приклеивать на клей ПВА. Работу надо смазывать частями, фасоль хорошо прижимать. Работы будут иметь привлекательный вид, если их покрасить гуашью и покрыть лаком.

Аппликация из манной крупы.

Работы из манки увлекательны и очень нравятся детям. Предлагая детям шаблоны, у каждого ребенка получается своя неповторимая работа. Для работы понадобятся плотный цветной картон, клей ПВА, гуашь, манка.

Аппликация из крупы.

Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

 аппликация

Аппликации из соломы — необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

 аппликация

Аппликация из засушенных растений.

Простейшая аппликация - из листьев. Для работы понадобятся высушенные листья цветов, деревьев, кустарников.

Заготовка из природного материала.

Собирать растения можно круглый год, т.к. у каждого времени года есть свои возможности: семена ясеня, клена собирают зимой. Ранней весной можно засушить цветы и листья дикорастущих растений, в начале лета собрать тополиный пух, а в разгар его заготовить разные цветы лесов, полей, лугов и чуть позже – осенние листья. Особенно богатую палитру красок дает осень.

Сбор и заготовку растений можно проводить в любое время дня. Не следует превращать заготовку растений в истребление зеленых насаждений – ломать ветки деревьев, кустарников ради сбора листьев. Осенью листьями будет покрыта вся земля. Для сбора растений надо использовать любую встречу с природой. Чем разнообразнее собранный материал, тем легче будет с ним работа!

Технология засушивания растений.

Подготовить растения для выполнения из них аппликаций можно по-разному; засушить их под прессом или сушить под горячим утюгом.

Засушивают под прессом: если собранные растения влажные, их предварительно просушивают. Листья, траву и цветы кладут внутри книжки. Книжки с растениями можно накладывать друг на друга, сверху кладут фанеру или дощечку, а на нее груз 10-15 кг. Ежедневно листья проверяют, перекладывая их на сухие страницы старых книг. В течение 4-6 суток растения полностью высыхают.

Другой способ: позволяющий быстро получить засушенные растения: на стопу газет кладут листья, сверху покрывают одной газетой. Затем проглаживают горячим утюгом, после чего переворачивают на другую сторону, передвигают на новое сухое место и снова проглаживают. Листья высыхают в течение 2-3 мин. Этот способ засушивания особенно хорош для листьев клена, кустарников, осоки и других трав.

Многие растения при высушивании теряют свой первоначальный цвет. Из опыта известно, что это происходит с растениями, имеющими голубые и белые цветки. Травы тоже меняют цвет. Растения хорошо переносящие засушивание - это тюльпаны, георгины, золотые шары, пионы, гвоздики, красный мак, шиповник.

Кроме того, необходима бумага (белая или цветная, в зависимости от задумки), клей ПВА или стразы на клеевой основе.

Фон, оборудование и клей.

Для фона используют бархатную бумагу, черную или пастельных тонов, белую. Фоном могут служить кукурузные листья, листья серебристого тополя, малины, мать-и-мачехи. Их наклеивают на весь картон.

Для работы потребуются такие инструменты как ножницы, пинцет, кисть, иголки, нитки, клейстер из картофельного крахмала, т.к. он не оставляет пятен на изделии. Плотные листья приклеивают ПВА. Клеящие составы наносят тонким слоем или капельками в одном-двух местах на обратную сторону растений.

Аппликации из засушенных растений хрупкие, ломкие, они требуют более легкого груза.

Для сюжета можно использовать шаблон. Распечатав его на бумаге или нарисовав от руки, на него приклеивают листья при помощи клея. Не обязательно следовать рисунку четко, можно использовать его только как основу. Чем больше проявляется во время работы фантазия, тем интереснее будет работа.В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика.

Картины из цветов и листьев.

 Природа создала растения удивительной формы и раскрасила их всеми цветами своей богатой палитры. Удачно используя этот природный материал, легко сделать оригинальные работы.

Но для создания даже простых произведений нужно иметь не только художественный вкус, но и представление о правилах композиции и цветосочетании. Работы, созданные без учета этих правил не вызовут отклика у зрителя и не привьют ему хороший вкус.

Фон не следует делать слишком ярким, пестрым, он должен гармонировать с композицией и подчеркивать ее. Так на темный фон лучше укладывать светлые цветы, и наоборот.

Картину желательно выполнять в одной тональности, без большого разнообразия красок. Надо следить, чтобы листья соответствовали цветам. Нельзя сочетать в одной композиции весенние и осенние цветы. Каждая картина должна выражать какую-нибудь идею, даже в простое панно можно вложить фантазию и выразить настроение автора.

К теме “Аппликация из засушенных растений” идет подготовительная работа. Перед занятиями учащиеся рисуют натюрморты, цветы к празднику, оформляя в виде поздравительной открытки, просто предметы, знакомясь тем самым с композицией, симетрией, ассиметрией, цветом и его влиянием на окружающее.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной программой. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами работы с сухими растениями ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно.

8-14.png

9524.jpg

К 7 годам дети осваивают новые способы прикрепления деталей. Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей.Систематическое обучение детей разнообразным способом аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития мелкой моторики и творческих возможностей вашего ребенка

Развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связано между собой.Представленные здесь творческие упражнения для пальчиков будут очень интересны вашим детям и вам. Они развивают не только речь, ...

Авторская программа по развитию мелкой моторики и творческих способностей детей "Волшебные комочки"

Методическое пособие для воспитателей детских садов и педагогов дополнительного образования. В пособии представлена программа и серия апробированных НОД по развитию творческих способностей дошкольнико...

Выступление на семинаре "Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте"

У     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассужд...

Пластилинография как средство развития мелкой моторики и творческих способностей дошкольника

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графи...

Доклад на педсовете "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования"

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности....

Выступление на ГМО "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"

Выступление на ГМО "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры"...

Выступление на МО "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста"

Материал выступления на методическом объединении учителей-логопедов...