Как реализовать программу сенсорного развития дошкольников
статья
Предварительный просмотр:
Как реализовать программу сенсорного развития дошкольников
В условиях перехода на ФГОС и следования в образовании принципам системно-деятельностного подхода разработка программного содержания, включающего стимулирование непосредственной познавательной деятельности детей, которая, в свою очередь, содействует гармоничному развитию, сохраняет высокий приоритет. Сложность обеспечения сенсорного развития дошкольников заключается в том, что оно имеет основополагающий характер, но ввиду особенностей детского восприятия не может быть выделено как самостоятельная область учебно-воспитательной деятельности. Вместе с тем возможность разработки вариативного программного содержания, предоставленная регулятором, позволяет включить практики развития чувственного восприятия детей в повседневную педагогическую деятельность, опираясь на существующие методические разработки и авторские программы (например, «Развивайка» авторства Г. А. Воронцовой).
Значение сенсорного развития дошкольников не может быть переоценено, поскольку оно:
- Является базисом для гармоничного возрастного развития.
- Помогает упорядочить представления ребенка, полученные в хаотичном порядке, об окружающем мире и зоне ближайшего развития.
- Способствует развитию внимательности, наблюдательности, эстетичности, творческого начала.
- Стимулирует отработку мелкой моторики, глазомера.
- Готовит к последовательному переходу от игровой к продуктивной и непосредственно учебной активности, дает возможность успешно овладевать новыми способами предметно-познавательной деятельности.
- Обеспечивает расширение словарного запаса ребенка.
- Положительно влияет на развитие различных видов памяти — зрительной, слуховой, моторной, образной.
Содержание большинства авторских программ сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, разработанных воспитателями и методистами с учетом реалий образовательной практики, заключается преимущественно в создании условий для обучения младших дошкольников предметным действиям (выделение отдельных признаков, их соотнесение), которые впоследствии усложняются и становятся более разнообразными. После овладения эталонными представлениями чувственный опыт дополняют абстрактной составляющей, что способствует развитию творческого начала и воображения. Неоценимым является вклад сенсорного воспитания в процесс развития дошкольников с дефектами развития, испытывающими сложности адаптации и социализации. В таком случае развитие органов чувств может нести компенсаторную направленность или быть первой ступенькой на пути к образовательным успехам.
В качестве средств сенсорного развития дошкольников можно использовать комплекс педагогических методов. Ввиду того, что в большинстве детских садов сенсорное воспитание детей только начинают практиковать активно, на начальном этапе лучше выбрать наиболее простые и доступные:
1. Дидактические игры и упражнения, организуемые по принципу добровольности участия, свободы самовыражения с учетом возрастного фактора. Обучающая направленность в комплексе с игровым компонентом позволяет воспитателю с легкостью включить малышей в процесс специфической развивающей деятельности, действуя не открыто, а опосредовано. Систематическое проведение дидактических игр способствует развитию познавательной активности, инициативности, открывает широкие возможности для обогащения чувственного опыта, формирует самостоятельности при решении интеллектуальных задач.
2. Конструирование — создание построек из материалов разной фактуры (деревянных кубиков, специальных пластмассовых блоков, тканевых модулей), изготовление поделок из природных материалов — обеспечивает возможность развития органов чувств в ходе увлекательной деятельности, которая, что немаловажно, обеспечивает комплексное, а не точечное влияние. Успех конструирования гарантирован только после того, когда ребенок научиться успешно различать свойства предметов, учитывать их характеристики (форму, размер, цвет) при создании цельной конструкции. В данном случае дошкольникам крайне важна поддержка и мотивация со стороны взрослых, поскольку при условии получения помощи на начальных этапах большинство малышей приобретает неподдельный интерес к данному виду продуктивной деятельности, систематически тренируя все навыки сенсорики.
3. Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, валяние шерсти, скрапбукинг и т.д.) является приоритетным направлением сенсорного воспитания детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в постановке новых приоритетных целей и задач возрастного развития. Процесс переноса образов и картин, рисуемых в воображении, на бумагу или иной материал, требует точного понимания пространственных отношений предметов, их свойств и характеристик. Для того чтобы красиво изобразить или вылепить какой-то объект, предварительно необходимо с ним детально познакомиться: запомнить размер, величину, форму, расположение его элементов. Преимущественно малыши изображают то, что им хорошо знакомо. Но если ребенок не в полной мере овладел сенсорными навыками, результаты творческой деятельности будут не устраивать его самого, поэтому переход к данному виду активности должен быть поступательный, последовательный и осуществляться при обширной педагогической поддержке, что в полной мере соответствует методическим рекомендациям и программному содержанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа сенсорного развития детей 1,5 - 2 лет Умники и умницы
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внеш...
Программа сенсорного развития детей 2-3 лет Умники и умницы
В ряду всех познавательных процессов ощущение и восприятие занимают место первоисточника информации в целостном процессе познания: на основе ощущений развивается восприятие, затем память, речь, а восп...
Программа сенсорное развитие
Муниципальное казенное дошкольноеобразовательное учреждение «Детский сад «Байр»359010, Республика Калмыкия,Яшалтинский район, с. Яшалта, ул.Ленина,88 (847 45)91230e-mail: f...
Дополнительная образовательная программа по сенсорному развитию дошкольников 2-4 лет в ДОУ в процессе творческой деятельности.
Дополнительная образовательная программа....
Дополнительная образовательная программа "Сенсорное развитие " на 2019-2020 учебный год
Цель программы - Создание оптимальных условий для сенсорного развития детей раннего возраста, через различные виды деятельности....
Сенсорное развитие дошкольников с задержкой психического развития
Целью сенсорного развития является формирование у ребенка полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического...
Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.
Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольн...