Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.
материал (младшая группа)

Болмосова Наталия Васильевна

Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.

Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольного возраста мной было проведено эмпирическое исследование, которое проходило в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» Дошкольное отделение с участием 10 детей четвертого года жизни.

Воспитатель: Болмосова Наталия Васильевна

Цель исследования: выявить уровень сенсорного развития младших дошкольников и спроектировать игровые занятия, обеспечивающие сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры. Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап – подготовительный (подбор методов и средств диагностики);

2 этап – констатирующий (выявление уровня развития сенсорных эталонов); 3 этап – преобразующий (проведение формирующего исследования, реализация и оценки проделанной работы);

4 этап – заключительный (проведение контрольного этапа исследования, систематизация, обобщение результатов).

Опытно-поисковая работа проводилась с помощью сочетания следующих диагностических заданий: «Группировка игрушек» (методика Л.А. Венгера), «Разбери и сложи матрешку» (методика Е.А. Стебелевой), «Сложи разрезную картинку (методика Е.А. Стребелевой), «Собери цветок», «Какой предмет на ощупь» (методика М.И. Земцевой). Опираясь на теоретические исследования Л.А. Венгера, Е.А. Стребелевой, М.И. Земцевой были выявлены и систематизированы по 32 критериям и уровням особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (таблица 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._vosp.docx95.7 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение игровой деятельности и специфики ее влияния на развитие сенсорного развития дошкольников.

Для изучения игровой деятельности и специфики её влияния на развитие сенсорных эталонов детей дошкольного возраста мной было проведено эмпирическое исследование, которое проходило в МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17» Дошкольное отделение с участием 10 детей четвертого года жизни.

Цель исследования: выявить уровень сенсорного развития младших дошкольников и спроектировать игровые занятия, обеспечивающие сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры. Исследование проходило в несколько этапов:

1 этап – подготовительный (подбор методов и средств диагностики);

2 этап – констатирующий (выявление уровня развития сенсорных эталонов); 3 этап – преобразующий (проведение формирующего исследования, реализация и оценки проделанной работы);

4 этап – заключительный (проведение контрольного этапа исследования, систематизация, обобщение результатов).

Опытно-поисковая работа проводилась с помощью сочетания следующих диагностических заданий: «Группировка игрушек» (методика Л.А. Венгера), «Разбери и сложи матрешку» (методика Е.А. Стебелевой), «Сложи разрезную картинку (методика Е.А. Стребелевой), «Собери цветок», «Какой предмет на ощупь» (методика М.И. Земцевой). Опираясь на теоретические исследования Л.А. Венгера, Е.А. Стребелевой, М.И. Земцевой были выявлены и систематизированы по 32 критериям и уровням особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста (таблица 1).

Критерии:

1. восприятие формы, умение использовать геометрические эталоны;

 2. восприятие величины;

3. восприятие предметного изображения на картинке;

 4. восприятие цвета;

5. умение тактильно обследовать предметы.

Таблица 1

Характеристика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Уровень

Показатели

Баллы

Высокий

Принятие и понимание задания, выполнение по образцу, заинтересованность в конечном результате, использование метода проб; выполненные задания самостоятельно или после показа взрослым

20–15

Средний

Выполнение задания, не всегда с учетом образца, использование метода перебора вариантов, после обучения справляется с заданием, заинтересованность в конечном результате;

15–10

Достаточный

Задание выполняется без ориентации на образец – эталон, после обучения не переходит к самостоятельному способу действия, безразличен к конечному результату;

10–5

Начальный

Не понимание и не принятие задания, в условиях обучения – неадекватные действия.

5–0

В данной работе основным диагностическим методом выступают тестовые задания в игровой форме и наблюдение за поведением и деятельностью детей. Для определения уровня сенсорного развития детей четвертого года жизни были отобраны диагностические задания, которые позволяют комплексно оценить особенности формирования осваиваемых сенсорных эталонов (таблица 2).

Таблица 2

Содержание диагностических заданий

Показатели

Цель

Содержание

Стимульный материал

1.Форма (методика Л.А. Венгера)

Выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме

Обследовать игрушки, уточнить на какие формы похоже, разложить по разным коробкам

Три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонамиобразцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

2. Величина (Методика Е.А. Стребелевой)

Определение степени совершенствования практического ориентирования ребенка на размер объектов, а также наличия соотносящих действий, осознания указательного жеста, навыка повторения действиям взрослого

Сложить четырехсоставную матрешку

Матрешка (4 штуки)

3. Зрительное восприятие (Методика Е.А. Стребелевой)

Определение степени совершенствования единого понимания предметной картинки

Собрать предметные картинки, разделенные вертикально на 3 части.

Две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

4.Цвет

Определение цвета предмета и называние именно этого цвета, расположение предметов по образцу

Наложить лепестки друг на друга, называя цвета

Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый).

5. Тактильное обследование (Методика М.И. Земцевой)

Определение наличия навыков тактильного обследования предметов

Взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет

Овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки.

Подробное описание методик диагностики представлено в Приложении 1.

В процессе выполнения диагностических заданий проводилось наблюдение за поведением ребенка и фиксировались: – желание взаимодействовать со взрослым; понимание задания; возможность найти ошибки в своих действиях; интерес к итогу деятельности; – вариант выполнения задания (индивидуально, после демонстрации, после коллективных действий, неисполнение); – реакция ребенка на итог выполнения задания (конкретная 35 аналогичность модели взрослого, неявное согласие, неисполнение).

 Для количественной оценки уровня сенсорного развития по выделенным критериям учитывалось количество набранных баллов за выполненные задания:

 − высокий уровень – 5 заданий (5 баллов)

 − средний уровень – 4 задания (4 балла)

 − достаточный уровень – 3 задания (3 балла)

 − начальный уровень 1-2 задания (1-2 балла).

В целом подобранные задания позволяют выявить проблемные зоны в формировании сенсорных эталонов и отобрать адекватные развивающим задачам психолого-педагогические условия как в работе с группой детей, так и с отдельными детьми индивидуально. Рассмотрим подробнее результаты диагностики сенсорного развития детей в исследуемой группе.

Таблица 3

Количественный анализ уровня сенсорного развития детей

Ф.И. ребёнка

Задания

Баллы

Уровень сенсорного развития

1

2

3

4

5

1

Кристина

+

+

+

+

+

5

высокий

2

Дарья

+

+

+

-

+

4

средний

3

Елизавета

+

-

+

+

+

4

средний

4

Назар

+

-

+

+

-

3

достаточный

5

София

-

+

+

-

+

3

достаточный

6

Алиса

+

+

+

+

-

4

средний

7

Алёна

+

-

-

-

-

1

начальный

8

Владимир

-

-

+

-

-

1

начальный

9

Матвей

-

+

-

-

-

1

начальный

10

Марк

-

-

-

+

-

1

начальный

В таблице отмечены знаком «+» задания, которые ребенок выполнил самостоятельно, знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком или выполненные с обучающей помощью взрослого.

Остановимся подробней на анализе результатов проведения каждого диагностического задания.  

Задание 1. Форма. В ходе диагностического исследования было выявлено, что у младших дошкольников по восприятию формы 70% детей находятся на высоком уровне, они понимают и правильно выполняют задание, группируют игрушки по форме: Кристина справилась со всеми заданиями с первого объяснения, остальным задание пришлось повторить, после чего последовало правильное его выполнение; 10% дошкольников находятся на среднем уровне: Дарья выбирала игрушки, не всегда ориентируясь на образец – эталон, после обучения начала соотносит форму с образцом, 10% детей находятся на достаточном уровне: София не ориентировалась на образец, после обучения продолжала выполнять задания без учета основных принципов; 10% детей имеют начальный уровень развития данного сенсорного эталона: у Матвея так и не последовало осознания выполнения задания даже после многократного объяснения с визуальным руководством, удачное соотнесение форм было скорее случайным, чем осознанным.

Задание 2. Величина. По восприятию величины только 40% детей показали высокий уровень: Кристина и Дарья смогли сложить четырехсоставную матрешку, София и Алиса сложили после повторного показа образца; 20% детей показали средний уровень: Елизавета и Алёна смогли выполнить задание с помощью метода перебора вариантов; 20% детей показали достаточный уровень: Назар и Алиса действовали с матрешкой, не учитывая её величины, после обучения не перешли к самостоятельному выполнению задания, обучающиеся только смогли подобрать методом перебора вторую часть матрешки, 20% детей показали начальный уровень восприятия величины: Марк и  Владимир не смогли выполнить задание.

Задание 3. Зрительное восприятие. По восприятию предметного изображения на картинке 60% дошкольников показали высокий уровень, они справились с заданием, смогли сложить картинку: Кристина смогла сложить картинку, опережая озвучивание задания; 20% дошкольников показали средний уровень, они пытались соединить части в целую картинку, но без помощи не смогли это сделать, 10% детей показали достаточный уровень: А Елизавета приняла задание, но не поняла, что части нужно соединить в единое целое, в условиях обучения действовали адекватно, 10% детей показали начальный уровень: Марк не понял задание, действовал в условиях обучения неадекватно, складывал части картинки друг на друга.

 Задание 4. Цвет. По восприятию цвета 50% детей показали высокий уровень: они справились с заданием, правильно назвали все цвета; София. два раза назвала цвет не правильно, но сразу самостоятельно изменила ответ на правильный. 20% детей показали средний уровень: Алиса назвала правильно цвета, но затруднилась сложить их по образцу, после словесной инструкции задание было выполнено, Назар проявил затруднения с названием некоторых цветов, но при этом смог выложить лепестки по образцу. 20% детей показали достаточный уровень: Алёна и София приняли задание, но не поняли, что части нужно собрать в единое целое, после обучения не смогли перейти к самостоятельному выполнению задания. 10% детей показали начальный уровень: Матвей не принял задание и не выполнил его.

Задание 5. Тактильное обследование. По умению тактильно обследовать предметы 50% детей показали высокий уровень: они смогли тактильно обследовать предметы методом проб, были заинтересованы в конечном результате, 30% детей показали средний уровень: Алиса и Владимир выполнили задание способом перебора вариантов, после обучения смогли самостоятельно выполнить задание. 10% детей показали достаточный уровень: Алёна стремилась обследовать предметы, но не смогла все назвать правильно, даже при помощи взрослого, 10% детей показали начальный уровень: Марк не понял задание, и не стремился его выполнить. Обобщение полученных результатов позволяет определить уровень сенсорного развития детей исследуемой группы на начальном этапе опытнопоисковой работы (Рисунок 1).

Рис.1. Уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе опытно-поисковой работы, в %

  В целом по итогам выполнения всех заданий выявлено, что максимальный результат продемонстрировал 1 ребенок, он самостоятельно выполнил все 5 заданий. Начальный результат показали 4 ребенка, которые смогли самостоятельно выполнить по 1-2 задания, им помогал педагог.

   Анализ показывает, что 1 ребенок (10 %) смог справиться с заданиями и продемонстрировать высокий уровень сенсорного развития. Он внимательно смотрел обучение педагога, выполнял все по образцу, правильно обследовал предметы, сравнивал их по форме и величине, называл их цвет. По инструкции взрослого он правильно отыскивал объекты такого же цвета, ориентировался в контрастных размерах, а также без осложнений различал формы и соотносил их с плоскостными моделями на доске. Он сразу же принимал задания, понимал условия этих заданий и приступал к их выполнению.

  Трое детей (30 %) продемонстрировали средний уровень сенсорного развития. Они смогли справиться самостоятельно с 3 заданиями. Дети путем проб и сопоставлений отыскивали объекты конкретного цвета, ориентировались в размерах, обследовали предметы, соединяли части в целое, с помощью педагога. После показа способа выполнения задания многие из них продолжали его выполнять, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

   Двое детей (20 %) показали достаточный уровень сенсорного развития. Они не ориентируются на образец, после обучения продолжают выполнять задания без учета основных принципов. Они действовали с предметами, не учитывая их величины, после обучения не перешли к самостоятельному выполнению задания.

  Четверо детей (40 %) продемонстрировали начальный уровень сенсорного развития, выполнив одно задание. Они не понимали, не принимали задание, после обучения действовали неадекватно, не выполняли задания.

 Таким образом, было выявлено, что у младших дошкольников преобладает начальный и достаточный уровень развития сенсорных эталонов. Высокий уровень наблюдается только у 10% детей. Это говорит о необходимости целенаправленной работы с детьми по сенсорному развитию через дидактические игры.

Комплект дидактических игр, направленных на развитие сенсорной навыков детей дошкольного возраста.

  Для того чтобы обеспечить сенсорное развитие детей, на формирующем этапе мной была проведена работа следующего плана: был разработан и реализован комплект дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

   Целью данного комплекта дидактических игр является повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста.

Работая с детьми по сенсорному развитию, мы соблюдали следующие принципы:

− последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой,

− совмещение в деятельности ребенка элементов игры,

− постепенное усложнение развивающей задачи;

− привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей младшего возраста.

    В работе с детьми мы развивали их любознательность, проводили беседы, рассказывали о предметах, их свойствах, значении, внешнем виде (форма, цвет, величина, качество предметов), в результате чего совершенствовалось и развивалось восприятие. Работа по сенсорному развитию детей проводилась в хорошо освещенном, проветриваемом групповом помещении.

Для ребенка обязательно предусмотрено рабочее место, стол, стул. В уголке был представлен необходимый материал: дидактические игры, наглядно-информационные пособия, художественная литература. Системная работа по формированию сенсорных эталонов присутствовала в любых видах деятельности на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, на прогулке, в играх, на занятиях.

   Для сенсорного развития детей нами был создан центр сенсорного развития в группе, в который вошли игрушки, для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи.

  Для восприятия величины и формы в центр были включены пирамидки; с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы. Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание можно уделить выкладыванию разных предметов в коробки разной величины.

   Для того чтобы сформировать эталоны цвета в сенсорный центр поместили привлекательные игрушки, окрашенные в чистые световые тона средней светлоты и яркости, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, пластика. Детям предлагались книги с иллюстрациями и картинками, обучающие раскраски, цветные палочки, мозаики, пирамидки.

  Для развития тактильных ощущений использовались панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.).

Таблица 4

Содержание центра сенсорного развития группы

Назначение

оборудования

Игры и игрушки

Для развития мелкой моторики.

Сенсорный коврик, пуговицы, мозаика из бросового материала, крышки, прищепки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, колечки, фасоль, горох, крупы, массажные мячи.

Для восприятия формы и величины.

Пирамидки, колечки, кубики, строительный материал, предметы – вкладыши, конусы, цилиндры, кубы, емкости разной величины, матрешки, кружки, одежда для кукол разных цветов.

Для восприятия цвета.

Цветные полоски, дуги, кубики, картинки в книжках, иллюстрации, обучающие раскраски, цветные палочки, пирамидки, мозаики.

Для тактильных ощущений.

Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.). Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)  «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.)

  Для развития мелкой моторики нами использовались предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания  фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).

   Мной были изготовлены атрибуты для опытов и подобрано оборудование для сенсорного развития – игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д., мозаика: настольная и напольная, настольно-печатные дидактические игры, самостоятельные игры малышей.       Были изготовлены игры – самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Бабочки и крылья».

   В работе с дошкольниками активно использовались дидактические игры по сенсорному развитию. Дидактические игры также были разработаны и использованы для развития основных сенсорных эталонов у детей для реализации в течение одного полугодия.

Таблица 5

План реализации комплекса дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Месяц

Целевое назначение игр

Дидактическая игра

Сентябрь

Игры на развитие эталонов формы:

1. «Покажи такую же»

2. «Формы»

3.«Собери и разбери пирамидку»

4. «Собери ягод в корзину»

5. «Чудесный мешочек»

6. «Дорисуй фигуру»

7. «Опиши предмет»

Октябрь

Игры на развитие эталонов цвета:

1. «Разноцветные льдинки»

 2. «Летите в стайку»

 3. «Цвета»

4. «Какого цвета предмет»?

Ноябрь

Игры на развитие эталонов величины:

1.«Зверушки выстраиваются»

2. «Длинный – короткий»

Декабрь

Игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Сухие материалы»

2. «Найди Машу»

3. «Сравни предметы»

4.«Большой, поменьше, маленький».

5. «Кисточки»

6. «Сложи картинку»

7. «Оживи натюрморт»

Январь

Игр на развитие зрительного восприятия:

1. «Чего не стало»

2. «Запомним и повторим»

3. «Поймай взглядом»

  Подробное описание дидактических игр представлено в приложении 2.       Многие из этих игр были связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требовали словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи). В некоторых играх дети учились группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в корзину ягоды игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). Дети сравнивали предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяли существенные из них. В результате появилась возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи.

  Игра «Дорисуй фигуру» направлена на закрепление представлений ребенка о различных формах и их разновидности, а также развивает способность различать эти формы; тренирует мелкую моторику рук.

   Игра «Формы» развивает восприятие формы предметов у ребенка. С помощью игры «Опиши предмет» дети приобрели навыки зрительного обследования и анализа предметов, а также словесного описания их формы.     После чего с детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов: цвета («Разноцветные льдинки», «Летите в свою стайку», «Цвета», «Какого цвета предмет»).

   Игра «Разноцветные льдинки» направлена на закрепление представлений ребенка об основных цветах спектра, развитие умения создавать оттенки цветов с помощью смешивания красок. Перед началом игры с детьми проводились беседы о том, что такое лед, льдинки, как они образуются и как можно сделать цветные снежинки, им объяснялось, что цветные льдинки образуются, если заморозить цветную воду.

   Игра «Летите в свою стайку» дала возможность познакомить ребенка с разделением цветов на теплые и холодные, помогает различать оттенки цветов по насыщенности, а также сопоставлять и обобщать предметы по цвету. Для игры приглашались сразу несколько детей.

   Игра «Цвета» помогла закрепить представления ребенка о различных цветах и оттенках, а также развить умение различать умение предметы разных цветов.

   Во время, игры «Какого цвета предмет?» дети учились различать и называть цвета и их оттенки. Для игры использовался интерьер комнаты, а также предметы, которые находятся вокруг вас.

  Затем были подобраны игры на формирование восприятия величины.

  В игре «Зверушки выстраиваются» совершенствуется умение различать и упорядочивать предметы по величине.

  Игра «Сравни предметы» направлена на сравнение предметов, имеющих различные параметры величины.

   В игре «Большой, маленький, поменьше» дети учились определять размер предметов, закреплять их форму.

  В игре «Длинный, короткий» дети учились различать предметы по длине, употреблять в речи термины: длинный, короткий.

  Работа с детьми по сенсорному воспитанию велась и в режимных моментах, она проявлялась в складывании игрушек, размещении их на полках, учитывая при этом форму, величину, цвет.

  После чего нами были подобраны игры, способствующие тактильному восприятию младших дошкольников: «Сухие материалы», «Кисточки», «Найди Машу», «Сложи картинку», «Оживи натюрморт».

  В данных играх педагог способствовал развитию тактильных ощущений, учил детей ощупывать предметы, определять их качества и свойства.

    В играх на развитие зрительного восприятия («Чего не стало», «Запомним и повторим», «Поймай взглядом», «Посчитаем пузырьки») мы формировали умение зрительно изучать предметы, сравнивать их друг с другом, развивать умение называть предметы, их цвет, свойства.

  Работу по восприятию цвета проводиться с учётом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются.

Итоги практической деятельности по теме исследования

   По окончанию формирующего исследования была проведена повторная диагностика сенсорного развития детей. В ходе контрольного этапа исследования были использованы те же методики, которые применялись на констатирующем этапе опытно-поисковой работы.

  Рассмотрим подробнее результаты диагностики сенсорного развития детей исследуемой группы на итоговом этапе опытно-поисковой работы.

Таблица 5

Количественный анализ уровня сенсорного развития детей

Ф.И. ребёнка

Задания

Баллы

Уровень сенсорного развития

   1

   2

  3

   4

  5

1

Кристина

   +

   +

  +

  +

  +

   5

высокий

2

Дарья

   +

   +

  +

  +

  +

   5

средний

3

Елизавета

   +

   +

  +

  +

  -

   4

средний

4

Назар

   +

   +

  +

  -

  +

   4

достаточный

5

София

   -

   +

  +

  +

  +

   4

достаточный

6

Алиса

   +

   +

  +

   -

  +

   4

средний

7

Алёна

   +

   -

  +

   +

  -

   3

начальный

8

Владимир

   +

   +

  +

   -

  -

   3

начальный

9

Матвей

   -

   -

   -

  +

   +

   2

начальный

10

Марк

   -

   -

   +

  +

   -

   2

начальный

  В таблице отмечены знаком «+» задания, которые ребенок выполнил самостоятельно, знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком или выполненные с обучающей помощью взрослого.

  Остановимся подробней на анализе каждого диагностического задания. Задание 1. Форма.

  В ходе диагностического исследования было выявлено, что у детей младшего дошкольного возраста по восприятию формы 70% детей находятся на высоком уровне, они понимают и правильно выполняют задание, группируют игрушки по форме. 20% детей находятся на среднем уровне: София и Матвей выбирали игрушки, не всегда ориентируясь на образец – эталон, после обучения стали соотносить форму с образцом, 10% детей находятся на достаточном уровне: Марк не ориентировался на образец, после обучения продолжал выполнять задания без учета основных принципов;

Задание 2. Величина.

  По восприятию величины 80% детей показали высокий уровень, они смогли сложить четырехсоставную матрешку; 10% детей показали средний уровень: Алёна смогла выполнить задание с помощью метода перебора вариантов, 20% детей показали достаточный уровень: Назар и София действовали с матрешкой, не учитывая её величины, после обучения не перешли к самостоятельному выполнению задания, продолжали нуждаться в сопровождении взрослого.

Задание 3. Зрительное восприятие.

По восприятию предметного изображения на картинке 90% детей показали высокий уровень, они справились с заданием, смогли сложить картинку, 10% детей показали средний уровень: Алиса пыталась соединить части в целую картинку, после дополнительной словесной инструкции у нее это получилось.

Задание 4. Цвет.

По восприятию цвета 70% детей показали высокий уровень: они справились с заданием, правильно назвали все цвета, 20% детей показали средний уровень: Алиса, Елизавета пытались собрать цветок по образцу, но не смогли назвать цвета лепестков, после обучения с заданием справились. 10% детей показали достаточный уровень: Марк принял задание, но не понял, что части нужно собрать в единое целое, после обучения не смогли  перейти к самостоятельному выполнению задания, продолжал нуждаться в помощи взрослого.

Задание 5. Тактильное обследование.

По умению тактильно обследовать предметы 50% детей показали высокий уровень: они смогли тактильно обследовать предметы методом проб, были заинтересованы в конечном результате, 30% детей показали средний уровень: Дарья, Алиса, Елизавета выполняли задание способом перебора вариантов, после обучения смогли самостоятельно выполнить задание. 20% детей показали достаточный уровень, они стремились обследовать предметы, но смогли это сделать, только с помощью взрослого. Обобщение полученных результатов позволяет определить уровень сенсорного развития детей исследуемой группы на итоговом этапе опытнопоисковой работы.

 (Рисунок 2)

Рис.2. Уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-поисковой работы, в %

   В целом по итогам выполнения всех заданий выявлено, что максимальный результат продемонстрировали 3 детей. Они самостоятельно выполнили все пять заданий. Минимальный результат не показал ни один ребенок.

   Анализ показывает, что 3 детей (30%) смогли справиться с заданиями и продемонстрировали высокий уровень сенсорного развития. Эти дети самостоятельно выполнили от 4 до 5 заданий. По инструкции взрослого правильно отыскивали объекты такого же цвета, ориентировались в контрастных размерах, а также без осложнений различали формы и соотносили их с плоскостными моделями на доске. Не вызвали труда у этих детей и задания на сложение пирамидки и разрезных картинок. Эти дети заинтересовано сотрудничали со взрослым. Они сразу же принимали задания, понимали условия этих заданий и приступали к их выполнению.    Трое детей (30 %) продемонстрировали средний уровень сенсорного развития. Они смогли справиться самостоятельно с 4 заданиями. Дети путем проб и сопоставлений отыскивали объекты конкретного цвета, ориентировались в размерах, но путались в обозначениях контрастных форм, также им было сложно составить разрезную картинку.

  Двое детей (20 %) показали достаточный уровень сенсорного развития. Они не ориентируются на образец, после обучения продолжают выполнять задания без учета основных принципов. Они действовали с предметами, не учитывая их величины, после обучения не перешли к самостоятельному выполнению задания.

   Двое детей (20 %) остались на начальном уровне сенсорного развития, выполнив самостоятельно одно задание. Они не понимал задания в достаточной мере, после обучения продолжал нуждаться в сопровождении взрослого.

Рис.3. Сравнение показателей по уровню сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста на начальном и итоговом этапах опытнопоисковой работы, в %

  Таким образом, диагностические данные, полученные на итоговом этапе опытно-поисковой работы показывают, что уровень сенсорного развития в изучаемой группе существенно вырос, что отражено на рисунке 3.

  В ходе исследования было выявлено, что у диагностируемых детей младшего дошкольного возраста по восприятию формы 10% детей перешли с начального уровня на достаточный, 10% с достаточного на средний, один ребенок остался на среднем уровне, но улучшил свои показатели внутри этого уровня, остальные занимают высокие показатели и прогрессируют в их развитии.

   По восприятию величины 20% детей поднялись со среднего уровня на высокий и 10% подняли свои показатели с достаточного на высокий, сделав значимый скачок в сенсорном развитии, они смогли сложить четырехсоставную матрешку; 10% детей поднялись с начального уровня на средний, они смогли выполнить задание с помощью метода перебора вариантов, 10% детей совершили подъем с низкого уровня на средний, 10% детей остались на начальном уровне восприятия величины, но сделали позитивный рост внутри этого уровня.

   По восприятию предметного изображения на картинке 20% детей повысили показали со среднего уровня на высокий, они справились с заданием, смогли сложить картинку, 10% сделали скачок с достаточного уровня на высокий, 10% исследуемых повысили показали с начального на достаточный уровень.        По восприятию цвета 10% детей остались на среднем уровне, сделав прогресс внутри этого показателя, по 10% детей поднялись с достаточного и среднего уровня на высокий, 10% детей подняли показатели с начального до достаточного уровня.

   По умению тактильно обследовать предметы 30% детей сохранили показали среднего уровня, но совершили прогресс в развитии в рамках этого уровня, 10% детей совершили прогресс в рамках достаточного уровня, 10% повысили свой уровень с начального до достаточного.

  Таким образом, было выявлено, что в результате плодотворной работы с детьми на формирующем этапе у детей младшего дошкольного возраста повысился уровень сенсорного развития, дети освоили эталоны формы, цвета, величины. Остались дети с низким и достаточным уровнем развития сенсорных эталонов, с ними педагоги будут проводить индивидуальную работу по сенсорному развитию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Сенсорное развитие ребенка – это развитие его чувств и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положении в пространстве и т.д. Оно составляет фундамент его умственного развития. Чувственное познание имеет исключительно важную роль в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

  Многие отечественные и зарубежные исследователи занимались изучением сенсорного воспитания дошкольников. Среди отечественных – это З.М. Богуславская, Л.С. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.А. Катаева, Н.Н. Поддъяков, А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн. Основоположниками этой проблемы стали зарубежные педагоги: М. Монтессори, Ф. Фребель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци.   Педагогические системы воспитания Ф. Фребеля, М. Монтессори долгое время пользовались особой популярностью в Европе и России. Созданный ими дидактический материал используется для занятий с детьми и по настоящее время. Велика заслуга Е.И. Тихеевой в том, что она разработала методику использования дидактического материала, который соответствует интересам детей и не является искусственным. Е.И. Тихеева отводила большую роль в развитии сенсорного воспитания игре. Психологи доказали, что у детей сначала формируется восприятие, затем сенсорный опыт. Их взаимосвязь приводит к одновременному функционированию у ребенка разных видов мышления: наглядно - образного, практического и словесно - логического, или понятийного. Постепенно последний вид мышления вытесняет остальные. Развивать восприятие у дошкольников принято в трех направлениях: «чуткое ухо», «острый глаз», «умелые руки».

  Освоение сенсорных эталонов в дошкольном детстве проходит в три этапа: первый - от рождения до трех лет – когда ребенок различает лишь отдельные свойства предметов; второй – (от 3 до 5 лет) - когда ребенок соотносит образы свойств предметов к определенным предметам; третий (от пяти лет) – эталонное значение приобретают сами свойства предметов в отрыве от конкретного предмета.

   Изначально дошкольник знакомится с эталонами формы и цвета, затем они изучают оттенки цветов, а также варианты геометрических фигур. В последствие дети учатся обследовать форму предмета, словесно описывать его форму. Восприятие величины у дошкольника направлено на развитие глазомера.

  Игра в дошкольном детстве является ведущим видом деятельности. Игры развивают у дошкольников умение сравнивать предметы по форме, величине, размеру, цвету, способствуют их самостоятельной и совместной с товарищами деятельности, формируют внимание, память, воображение. Важное место в формировании сенсорных способностей имеют игры, именно они позволяют детям в игровой форме развивать все органы чувств и умело владеть ими. Объектом восприятия в сенсорных играх является цвет, форма, размер.

  Выделяют игры, направленные на восприятие цвета, величины, формы. К таким играм относятся: «Сравни предметы», «Формы», Угадай какой цвет?», «Зверушки выстраиваются» и т.д. Эти игры позволяют раскрыть и сформировать представления ребенка о предметах и их свойствах.    Правильное педагогическое руководство игрой является наиважнейшим условием сенсорного воспитания дошкольников. Выделяют три этапа дидактической игры: подготовка, проведение, анализ. Педагог должен тщательно планировать игру, готовить дидактический материал, подбирать место и время её проведения, готовить к игре детей и готовиться сам, проводить игру, а затем анализировать игровые действия, проговаривать достижения и неудачи. Только правильная организация игры поможет дошкольникам с удовольствием освоить новые игры, играть всем коллективом, а затем и самостоятельно.

  Мной было проведено диагностическое исследование по выявлению уровня сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста. На первом констатирующем этапе исследования мы выявили у детей второй младшей группы исходный уровень сенсорного развития и развития сенсорных эталонов.

    На втором этапе мы проводили формирующее исследование, во время которого с детьми младшего дошкольного возраста проводились занятия, упражнения, дидактические игры. Целью данного этапа было повышение уровня сенсорного развития.

   По окончании формирующего этапа, мы провели контрольное исследование, целью которого было: выявить итоговый уровень сенсорного развития у младших дошкольников. Результаты исследования показали положительную динамику в сенсорного развития детей изучаемой группы.   Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное развитие. Следовательно, в воспитательный процесс необходимо внедрять как можно больше дидактических игр, упражнений для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление дошкольников со свойствами предметов.

  В ходе написания данной исследовательской работы были достигнуты поставленные цели и решены задачи. Результаты показала, что разработанный мной комплекс дидактических игр по сенсорному развитию является эффективным и практически значимым.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание диагностических методик

Задание №1

  Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера). Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.   Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонамиобразцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)

   Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».  Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку

Задание №2

   Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную, (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.

   Оборудование: четырёхсоставная матрёшка. Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.

  Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно

Задание №3

Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке. Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье).

  Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

  Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.

Задание №4

  Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов. Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки (красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал. Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки, называя цвета.

  Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.

Задание №5

  «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (адаптированный вариант методики Земцовой М. И.) Задание направлено на проверку уровня сформированности навыков тактильного обследования предметов. Оборудование: овощи: картофель, помидор, огурец; фрукты: яблоко, груша, апельсин; игрушки: деревянная матрёшка, мягкий медвежонок, пластмассовый кубик, газетная бумага, наждачная бумага и др., фланелевые очки. Проведение обследования: взрослый показывает ребёнку предметы, выложенные на столе, ребенку одеваются фланелевые очки, взрослый просит на ощупь определить, назвать и описать предмет.

  Обучение: взрослый надевает фланелевые очки и показывает, как нужно обследовать и описывать предмет, и просит сделать ребенка так же. Если и после этого ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый по очереди даёт предметы и просит ребёнка описать их, задавая вопросы «Какой формы? Какой предмет на ощупь? и т. д.»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 

План реализации комплекса дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Месяц

Дидактическая игра

Сентябрь

Игры на развитие эталонов формы:

1. «Покажи такую же»

2. «Формы»

3. «Собери и разбери пирамидку»

4. «Собери ягод в корзину»

5. «Чудесный мешочек»

6. «Дорисуй фигуру»

7. «Опиши предмет»

Октябрь

Игры на развитие эталонов цвета:

1. «Разноцветные льдинки»

2. «Летите в стайку»

3. «Цвета»

4. «Какого цвета предмет»

Ноябрь

Игры на развитие эталонов величины:

1. «Зверушки выстраиваются»

2. «Длинный – короткий»

Декабрь

Игры на развитие тактильных ощущений:

1. «Сухие материалы»

2. «Найди Машу»

3. «Сравни предметы»

4. «Большой, поменьше, маленький.

5. «Кисточки»

6. «Сложи картинку»

7. «Оживи натюрморт»

Январь

Игры на развитие зрительного восприятия:  

1. «Чего не стало»

2. «Запомним и повторим»

3. «Поймай взглядом»

Игры на развитие эталонов формы

Д/И «Покажи такую же»

  Оборудование: игрушка зайка, набор геометрических фигур.

  Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь, умение называть цвет фигуры.

  Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель отдельно показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

«Формы»

  Цель: научиться находить предметы, похожие на определенные геометрические формы.

  Ход игры: Вы выбираете одну из форм - квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, круг, овал, пятиугольник или трапецию. Цель игры - за 1 минуту назвать 3 предмета, которые имеют подобную форму. Например. Вы выбрали прямоугольник, ребенок может назвать следующие предметы: книга, телевизор, шкаф. Если ребенок выполнил задание правильно, получает 1 балл. Теперь называть предмет может следующий участник игры. Повторять предметы нельзя.

   Второй вариант игры - использование изображений предметов, которые напоминают различные формы. Покажите ребенку картинки с такими предметами (смотреть рисунок) и спросите, на какие формы они похожи.

Д/И «Собери и разбери пирамидку»

Цель: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании».

Д/и «Чудесный мешочек»

  Цель: развивать эталоны формы и размера.

  Ход игры: Тот, кого я вызову, должен на ощупь угадать, что за предмет ему попался, и рассказать, какой он. Называть предмет не надо. Все должны сами догадаться, что это. Описание должно быть точным и полным. Если сказать, что этот предмет вытянутый, будет непонятно, о чем вы говорите. А вот если сказать, что она вытянутая, продолговатая, гладкая, то вы догадаетесь, что это. О каком предмете я говорила? Послушайте еще раз: она вытянутая, продолговатая, гладкая (морковь)».

   Ребенок выходит к столу и на ощупь угадывает предмет. Дает описание. Желающие высказывают свои догадки. Воспитатель задает вопросы: «Угадали, что это? Кто думает так же? Кто думает по-другому? Посмотрим, о каком предмете говорил Ваня».

  Если ответы неправильные, следует предложить ребенку уточнить описание, подумать, о чем еще следует рассказать (какой предмет на вкус, по цвету).

«Дорисуй фигуру»

  Цель игры: развивать репродуктивное и творческое воображение. Оборудование: несколько рисунков с изображением фигур различной формы (образцы показаны на рисунке).

  Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сказать, как называется фигура, и дорисовать их. Объясняет ребенку, что при дорисовывании нельзя ни уменьшать, ни искажать форму фигуры. Если ему трудно дается выполнение этой задачи, покажите, как нужно дорисовать, на одной из фигур. Когда ребенок дорисует все фигуры, попросите вырезать их и разложить так, чтобы вместе оказались фигуры одинаковой формы (отдельно квадраты, отдельно ромбы и т. д.). Обратите внимание ребенка на разновидности одной и той же формы.

«Опиши предмет»

  Цель: научить детей обследовать и описывать предмет.

  Ход игры: Для игры можно использовать различные предметы или игрушки. Возьмите любую игрушку и на ее примере покажите ребенку, как нужно этот предмет исследовать. Сначала дайте ему общую характеристику - какая это игрушка (например, это машинка - смотреть рисунок), как с ней играют, какую форму имеет ее контур. Затем обратите внимание на отдельные части и мелкие детали с точки зрения формы (круглые колеса, трапециевидное лобовое стекло, круглые фары, пятиугольные двери и т.д.). Затем выберите другой предмет и предложите ребенку сделать то же, что  перед тем делали вы. В игре победителем становится тот, кто правильно назовет большее количество деталей.

   Играя, ребенок должен овладеть такой последовательности обследования предмета:

- выделять общую форму предмета по его контуру

- выявлять основные части предмета и называть их форму (круглые колеса, трапециевидной лобовое стекло)

- определять пространственное размещение основных частей

- указывать пространственное расположение мелких частей относительно друг друга.

   Если ребенок, описывая предмет, имеет некоторые проблемы, вы можете помочь ей наводящими вопросами, можно даже выделить какую-то деталь и попросить назвать ее форму и т. д.

Игры на развитие эталонов цвета

«Разноцветные льдинки»

  Цель: познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.

Задачи:

- знакомить детей со свойствами воды в жидком и твердом состоянии, показать, как цветная вода превращается в лед.

 - закреплять знание цветов (желтый, красный, синий, зеленый). Оборудование: 3 баночки с водой, гуашь красного, синего, желтого, формочки.

  Ход игры: Воспитатель ставит на стол перед ребенком гуашь красного, желтого и синего цветов и говорит, что перед ней волшебные краски. Если их смешивать друг с другом, могут образоваться другие цвета.

   Спрашивает, например, какие цвета следует соединить, чтобы образовался оранжевый, зеленый или фиолетовый цвет?

Дети отвечают.

Воспитатель дает ребенку возможность поэкспериментировать с красками. Если что-то не будет получаться, помогает найти соответствующие сочетания. Но делает это так, чтобы у ребенка возникло ощущение, что он сам сделал это открытие.

   Дети смешивают цвета и наблюдают собственными глазами, что когда смешать красную и желтую краски, то получится оранжевый цвет, если смешать синюю и желтую краски - он получит зеленый цвет, а если красную и синюю - то фиолетовый.

  Ребенку будет гораздо интереснее, если игра не остановится только на получении зеленого, фиолетового и оранжевого цветов. Пусть он попытается создать различные оттенки этих цветов - желто-зеленый, сине-зеленый, светло-фиолетовый и другие. Когда все возможные сочетания цветов будут приготовлены, разлейте воду в маленькие формы и заморозьте. Летом это можно сделать в холодильнике, а зимой на улице. Ребенку будет очень интересно изготовить лед, к тому же цветной, летом. А зимой можно предложить ребенку украсить цветными льдинками елку возле дома или в парке.

   Дети замораживают воду в формочках. Оставляют для полного замерзания воды.

   Затем дети с помощью воспитателя осторожно вынимают замерзшие льдинки из формочек, украшают полученными ледяными игрушками ветки деревьев.

  Из полученных льдинок также можно выложить картину на снегу, построить крепость или домик и т.д.

«Летите в стайку»

   Цель: познакомить ребенка с разделением цветов на теплые и холодные. Задачи:

 - закрепить способности различать оттенки цветов по насыщенности;

- сопоставлять и обобщать предметы по колерам.

   Оборудование: 24-30 карточек: по 4 - 5 оттенков по насыщенности 7 цветов спектра, 7 стульев.

  Ход игры: Воспитатель готовит карточки, раскладывает 6 карточек - красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цветов - по одной на каждый стул. Показывает детям приготовленные карточки и объясняет, что они волшебные. Их чары заключаются в том, что стоит только взять какую-нибудь карту в руку, как сразу превратишься в веселую птицу такого же цвета, как и карточка.

  Воспитатель раздает каждому ребенку по одной карточке различных оттенков и объясняет ребенку, что когда ведущий (на первых порах эту роль придется выполнять взрослому) даст команду "Летите к своей стайке", каждая "птичка" должна полететь к стулу, на котором лежит карточка соответствующего цвета, затем вернуться к ведущему, чтобы принять следующую "птичку" и снова найти похожий на нее цвет и т. д.

  Дети выполняют.

  Когда дети учатся быстро и правильно сопоставлять основной цвет с его оттенками, игру можно усложнить и предложить детям разместить "птичек» в их стайке по убыванию или возрастанию насыщенности оттенка - от темного до светлого и наоборот.

Игра «Цвета»

   Цель: закрепить представления ребенка о различных цветах и оттенках. Задачи: развивать умение различать предметы разных цветов;

 - знакомить с различными цветами и их оттенками;

 - учить различать цвета.

 Оборудование: секундомер.

  Воспитатель предлагает ребенку в течение 1 минуты назвать 3 предмета определенного цвета. Ребенок называет предметы. Если он назовет их правильно - получает один балл, и тогда наступает ваша очередь сделать то же, а если ошибется - не получает ни одного балла, но следующий ход все равно переходит к вам. Воспитатель называет предметы. Повторять предметы не разрешается. Стоит начать с основных цветов спектра, а затем перейти к разнообразным оттенкам.

«Какого цвета предмет?»

  Цель: различать и называть цвета и их оттенки.

  Задачи: закрепить умение различать цвета.

  Оборудование: предметы в групповой комнате детского сада.

  Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть цвет стен, потолка, окон, штор и т. д. Затем выбрать какой-то объект и просит ребенка сказать, из каких цветов он состоит. Если ребенок отвечает правильно, то дальше она может выбрать какой-то предмет и спросить вас, какого он цвета, а вы должны ответить.

  Начинается игра с объектов достаточно простых по цвету, а дальше усложняйте задачу - выбирайте предметы с несколькими оттенками, с редкими сочетаниями цветов. Если возникнут осложнения, воспитатель помогает ребенку определить цвет предмета, сравнить предметы по цвету, найти точно название для каждого цвета или оттенка.

Игры на развитие эталонов величины

Д/И «Зверушки выстраиваются»

    Приготовьте 10 цветных картонных полосок одинаковой ширины, которые отличаются по длине на 1 сантиметр (от 1 до 10 см). Полоски разложите перед ребенком на столе вертикально (то есть так, чтобы «ширина» была по горизонтали, а длина - по вертикали, смотреть рисунок) и расскажите о них ребенку сказку: «В одном лесу жили - были звери. Все они были разные: и маленькие, и большие. Однажды лев, царь зверей, решил собрать всех жителей леса и определить, кто из них какой высоты: кто высокий, я кто низкий. Собрались звери у льва и начали выстраиваться в ряд от самого низкого до самого высокого. Толкались, сопели, а выстроиться так и не смогли. Помоги им выполнить эту задачу».

    Посоветуйте ребенку выбрать сначала маленькую полоску, затем - наименьшее среди оставшихся и т. д. Если возникнут трудности, предложите ребенку померить полоски. Когда все звери выстроятся в ряд, спросите ребенка, кто из животных, по его мнению, мог бы попасть в этот ряд, пусть назовет маленьких зверей, средних и больших по высоте.

   Ту же игру можно провести, спрашивая, например, кто широкий (или толстый) независимо от роста. В этом случае следует повернуть полоски на 90 градусов, чтобы они отличались друг от друга по ширине.

Д/И «Сравни предметы»

    Перед началом этой игры желательно научить ребенка образа "сравнения". Приготовьте различные предметы, например, две книги одинаковой толщины, но разного формата, две пирамидки (широкую и узкую), два карандаша (длинный и короткий) и т.п.. (Рисунок прилагается).

   Покажите ребенку карандаши и спросите, чем они отличаются, а чем похожи. Нужно, чтобы ребенок определил, что они отличаются по длине, а подобные по толщине. Затем предложите ему сравнить таким же образом книги, две пирамидки. Если эти действия будут прибегать неплохо, предложите сравнить книгу с карандашом или каким-либо другим предметом.

Д/И «Большой, поменьше, маленький»

   Оборудование: геометрические фигуры разного размера.

   Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

  Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И « Длинный – короткий»

   Оборудование: Ленточки, плоскостные палочки разной длины и цвета.

   Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «Длинный – короткий», «длиннее – короче», развивать воображение, мышление.

   Ход игры: Игра проводится с 2-3 детьми. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Игры на развитие тактильных ощущений

Игра «Сухие материалы»

   Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др. Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Игра «Найди Машу»

    Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша,

 Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет.

Игра «Кисточки»

   Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки. Ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой».

Дидактическая игра «Сложи картинку»

    Цель: учить детей составлять сложную картинку из частей.

  Материал: наборы сюжетных картинок и разрезных.

  Ход игры. Предложить детям сложить картинку путём накладывания, по образцу или памяти.

Дидактическая игра «Оживи натюрморт»

   Цель: уметь определять на ощупь фрукты.

  Материал: карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги.

  Ход игры. Детям предлагаются карточки с изображением фруктов из бархатной бумаги. Задание: с закрытыми глазами определить, какой фрукт изображён.

Игры на развитие зрительного восприятия

Упражнение: «Чего не стало»

   Цель: Развитие зрительной памяти, зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предмета

  Ход упражнения:

Педагог показывает детям панно «Вкладыши», полностью собранное.

Затем дети закрывают глаза. Педагог прячет один круг и спрашивает у детей, какого круга не стало (по цвету, величине).

Упражнение: «Запомним и повторим»

  Цель: Развитие зрительной ориентировки при восприятии цвета, формы, величины предметы

  Ход упражнения:

  Педагог показывает детям, как собрать панно «Вкладыши». Дети должны в точности повторить последовательность сборки панно. Задание выполняет каждый ребёнок. Пре повторении упражнения количество собранных вкладышей увеличивается.

Упражнение: « Поймай взглядом»

Цель: Активизация зрительного восприятия

Ход упражнения:

  Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

Упражнение: «Посчитаем пузырьки»

Цель: Активизация зрительного восприятия

          Формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно - моторного координации.

Ход упражнения:

   Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).