Математическое развитие - основа развития сенсорных представлений дошкольников
статья на тему

Кузнецова Лариса Павловна

Статья о развитии сенсорных представлений дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – ОСНОВА РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ПАРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кузнецова Лариса Павловна воспитатель

МБДОУ « Детский сад №73 – ЦРР», г. Бийск

Дошкольники интенсивно растут, познают окружающий мир и более осознанно его воспринимают. В силу своего природного любопытства, ребёнок учится обследовать предметы разделяя их на группы и находит между ними соотношения. Задавая вопросы взрослым, дети, однако, пытаются найти ответ сами путём опытов и экспериментов.  Ведь ещё В. Сухомлинский писал: «мышление начинается с удивления».  

Воспринимать окружающий мир ребёнок умеет с рождения: зрением, слухом и т.д.

И всё же, жизнь предъявляет свои требования: нужно уметь не только видеть, слышать, чувствовать, но и правильно разделить предметы на всех присутствующих (торт поровну на гостей, стулья для всех поставить), передавать контуры предметов  определённой формы и цвета. Для всех этих действий требуются математические зная. Природное любопытство ребёнка, его стремление побольше узнать об окружающем дают возможность начать обучение в раннем детстве. Дети многое узнают друг от друга в общении и игре, но без участия взрослых эти знания не систематизированы и даже случайны.

Дошкольников необходимо знакомить не только со свойствами предметов, но и учить детей выделять свойства, которые называют величиной: учить измерять при помощи промежуточных мер и самому принципу измерения величины.

Математическое развитие – это изменения в познавательной деятельности, в результате которой у детей происходит формирование элементарных математических представлений и логики.

У дошкольников интерес к цвету, форме и другим признакам предмета – спонтанен. Они помогают детям лучше ориентироваться в предметах и ситуациях. Упорядочивая и связывая их друг с другом мы способствуем формированию понятий.

Чтобы научит ребёнка устанавливать взаимосвязь знаний о признаках цвета, формы и количества, координировать их и выражать в речи – нужно целенаправленно и систематично различать, называть, сравнивать и упорядочивать свойства предметов.

Постепенно мышление ребёнка теряет свою непосредственность и становится более схематичным, подвижным и динамичным.

Сенсорное воспитание занимает одно из центральных мест в дошкольной педагогике. В жизни ребёнок сталкивается с огромным количеством форм, красок и величин, а так же других признаков окружающих предметов (игрушки, домашняя утварь). В природе имеются свои сенсорные признаки: разнообразие цветов, звуков, запахов. Дети всё это воспринимают и без направленных воспитательных мероприятий.

Отличительной особенностью сенсорного развития дошкольников  является то, что зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет рассмотреть все детали, их качество и взаимосвязь. Таким образом, формируется акт рассматривания, а ведь дошкольники рассматривают предмет только при действии с ним. В ходе рассматривания они решают такие задачи: найти и выделить нужный предмет, установить его особенность, индивидуальность, определить признаки или части отличающие или объединяющие его с другими предметами, создать образ нового предмета.

Сенсорное развитее дошкольников – это особая познавательная деятельность, которая имеет свои цели и задачи, способы и средства  для их осуществления. Чем точнее сформированы способы обследования предмета, тем совершеннее будет восприятие образа. Поэтому главным в развитии восприятия дошкольника является освоение новых обследовательских действий (по содержанию, структуре, характеру) и освоение сенсорных эталонов.

Сенсорное воспитание необходимо для полноценного восприятия окружающей действительности, познания мира, это первая ступень в чувственном опыте. От уровня сенсорного развития, зависит умственное, физическое, эстетическое воспитание, т.е. его умение слышать, видеть, осязать окружающее.

Сенсорное развитие ребёнка – это его восприятие внешних свойств предметов: формы, цвета, величины, положения в пространстве, запахов и т.д. Именно в раннем и дошкольном возрасте совершенствуется деятельность органов чувств, накапливается представление об окружающей действительности. Дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. У ребёнка повышается активность, становятся более разнообразными и скоординированными их действия.

От того, насколько развиты сенсорные эталоны у ребёнка, будет зависеть его готовность к обучению в школе. Исследования психологов показали, что значительная часть трудностей при начальном обучении, связано с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Как результат: искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в поделках на уроках ручного труда, невозможность восприятия образов движений на уроках физкультуры.           

Ребёнок-дошкольник ещё не умеет связывать между собой временные пространственные и причинные последовательности и включать их в широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваивает при непосредственном восприятии вещей и деятельности с ними. Ребёнок обращает внимание на видимые признаки предметов, но не учитывает «невидимые» черты.

При математической подготовке важно обучать измерению, как способу количественной характеристики окружающего. Это даёт возможность детям пользоваться условными мерами при измерении сыпучих, жидких веществ и протяжённостей. При этом у детей развивается глазомер, что важно для сенсорного развития.

При классификации предметы объединяют по общим признакам. Объединение группировок упорядочивает представление детей об окружающем и к 4-5 года ребёнок классифицирует предметы по цвету и форме. Он чаще использует общие признаки для группировок и может разделять группы на подгруппы.

Способность различать – это определение предметов окружающего мира. Ориентируясь вначале на явно выступающие признаки, ребёнок постепенно узнаёт: как выглядит предмет, каков на ощупь, что можно делать с ним, предмет существует независимо от ребёнка.

Самая трудная тема при обучении математике -  временные представления (время).  В дошкольном возрасте формируют такие представления как: смена времён года, смена дня и ночи, последовательность понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра. Сложность заключается в большом количестве понятий, которые ребёнку необходимо просто заучить.

Бесценный материал для формирование количественных представлений – геометрический материал. (Длина – пространство, но выражается числом). Геометрические фигуры имеют ориентацию (на плоскости, в пространстве), они обладают чувственно воспринимаемыми наглядными свойствами и качествами, что позволяет использовать их в математическом развитии ребёнка едва ли не с первых дней его жизни.

Литература

  1. Альтхаус Дагмар, Дум Эрна Цвет – форма-количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. под ред. В. В. Юртайкина.  -  М.: Просвещение, 1984, - 64с., ил.
  2. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 320. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – 14: Просвещение, 1983. – 96с., ил.
  4. Хамидулина Р. М. Математика. Подготовка к школе. Сценарии занятий. / Р. М. Хамидулина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 302с. (Серия «Дошкольное образование»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом

В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родит...

Пути развития и формирования сенсорных способностей дошкольников с нарушением слуха

Методические рекомендации по организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями по слуху Образовательная область "Познавательное развитие"...

Цикл конспектов индивидуальной совместной деятельности по развитию у детей сенсорных представлений и конструктивной деятельности с использованием технологии развивающей игры

В данной методической разработке представлены задания для формирования сенсорных представлений с использование технологии развивающей игры для детей с нарушением интеллекта первого-второго года обучен...