Консультация для родителей детей средней группы: «Что таит в себе игра?»
консультация (средняя группа)

«Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет»

С. Макаренко

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Игра – центральная деятельность ребёнка, наполненная для него особым смыслом и значением, она – необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Именно игра даёт возможность педагогам и родителям без лишней нагрузки преподать множество жизненных уроков, помочь справиться со страхами, неуверенностью, повысить самооценку.

Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем, же интересом, что и ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burlutskaya_o._konsultatsiya.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Истринский профессиональный колледж – филиал

Государственного образовательного учреждения

Высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Факультет переподготовки и повышения квалификации

Консультация для родителей детей средней группы: «Что таит в себе игра?»

Итоговая практико-значимая работа

                                                                   Выполнила слушатель

                                                программа

                                                                         повышения квалификации

                                                                   «Организация игровой

деятельности дошкольников»

                                                         Бурлуцкая О. В.

                                                     группа 2 – 17

Истра, 2017

«Каков ребенок в игре, таков он будет и в работе, когда вырастет»

С. Макаренко

Дошкольное детство – уникальный возрастной период, обладающий особой логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями.

Игра – центральная деятельность ребёнка, наполненная для него особым смыслом и значением, она – необходимая составляющая здорового развития ребёнка. Именно игра даёт возможность педагогам и родителям без лишней нагрузки преподать множество жизненных уроков, помочь справиться со страхами, неуверенностью, повысить самооценку.

Как правило, участие родителей в жизни детей проявляется через игру. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности. Необычное свойство – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить песочные замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем, же интересом, что и ребенок.

В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано, прежде всего, с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны;  старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот, в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.

Каждый из нас хочет, чтобы наши дети выросли активными, умными, самостоятельными. Но не каждый знает, что первый, пусть самый маленький, но очень-очень важный шажок к этому – это игра (казалось бы веселая и только развлекательная затея).

Мы часто слышим от своих детей: «Поиграй со мной!» Но, уважаемые родители, положа руку на сердце, часто ли вы соглашаетесь на такое предложение ребенка!? А сколько радости, неподдельного восторга мы видим, когда все-таки смогли отодвинуть домашние дела и забыть про усталость! Помните, уважаемые родители, что такие простые, но такие желаемые для детей слова: «давай поиграем» - дорогого стоят, потому, что игра в жизни дошкольника – это не только удовольствие и радость для ребенка. Игра развивает память, мышление, речь, воображение, координацию движения, мелкую моторику рук, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни ребенка.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения и навыки. В игре могут развиваться те способности детей, о которых подчас не подозревали даже не сам ребенок, ни его родители.

Играя со своими детьми, вы, уважаемые родители, откроете много важного и для себя самого. К своему удивлению вы увидите, что не только вы сможете научить своих детей чему-то новому, полезному. Игра – это процесс обоюдный и обратный. Вы увидите, что вы сами тоже сможете поучиться у своих детей правильному реагированию на ту или иную ситуацию, ведь дети по природе своей эмоциональны и добры, чутки и непосредственны. Взрослая жизнь зачастую заставляет забывать нас об этих истинах, а дети напоминают нам, взрослым, чтобы мы тоже были когда-то детьми, помогают нам вернуться в добрый мир детства, забыв хоть на немного о проблемах, неурядицах, неудачах.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше  вспомните, насколько хорошо вы  объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Существуют различные типы игр: подвижные, малоподвижные, дидактические, логические, математические, настольно-печатные, речевые, сюжетно-речевые и т. д. Поэтому поиграть с ребенком вы, уважаемые родители, можете везде: на прогулке, дома, в гостях и даже по дороге в детский сад. Главное, не отказывать ребенку, а всегда иметь в своей памяти варианты игр, в которые можно поиграть в той или иной ситуации. Старайтесь привлекать к своим играм и ваших друзей, соседей, просто незнакомых детей, гуляющих вместе с вами в парке или на детской площадке. Ведь в играх, особенно коллективных, формируется и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитывается воля и характер.

Играйте со своими детьми, уважаемые родители! И вы увидите, что вы всегда будете в чем-то выигрывать! Ваши дети будут развиты, воспитаны, активны – а это уже выигрыш!

Рекомендации родителям:
– Подбирайте для игр яркие, красивые игрушки, учитывайте размер (напольные игрушки должны быть большими, для игр за столом нужны небольшие, хорошо просматриваемые игрушки).
– Играя с ребёнком, опуститесь рядом с ним, чтобы ребёнок чувствовал себя равным вам.
– Обязательно покажите, как играть с новой игрушкой. Не умея в неё играть, малыш быстро потеряет интерес к подарку.
– Озвучивайте ваши игровые действия, это стимулирует ребёнка к активной речи.
– Подберите время для игровой деятельности. На прогулке бегайте, играйте вместе с детьми. Побуждайте к двигательным упражнениям на специализированных горках.
– Повторяйте игры. Дети не сразу запоминают правила, слова игры, а когда игра уже хорошо усвоена, можно пофантазировать, добавить в знакомую игру новые элементы.
Игра – это естественный способ обучения социальным навыкам, соблюдение правил игр, ожидание своей очереди, соперничество, переживание неудачи – все это пригодится ребёнку в будущем!

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого. 

Сколько времени нужно уделять  игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. 

Библиографический список
1. Игра и дошкольник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб., 2008.
2. Мир детства: дошкольник / под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы «Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему».

Консультация для родителей детей средней группы«Психологические аспекты воспитания у детей заботливого отношения к окружающему»....

Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Программные задачи:       Образовательные задачи:- расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в ж...

Консультация для родителей детей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

расширение представлений родителей о значимости развития мелкой моторики в общем развитии ребенка....

Консультация для родителей детей средней группы “Гендерное воспитание детей дошкольного возраста”

                             Детско-родительский клуб «Мы вместе». Консультация для родителей на тему...

Консультация для родителей детей средних групп "Воспитание интереса у детей к музыке"

Все родители мечтают разглядеть в собственном ребёнке хотя бы маленький росток будущей талантливости, порадоваться рано проявившемся у него «удивительным» способностям. Кроме того, наверно...

Консультация для родителей детей средней группы на тему: «Детям знать положено правила дорожные!»

Уважаемые родители! Все мы знаем, что беду легче предупредить, чем потом справляться с ее последствиями! Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно п...

Консультация для родителей детей средней группы Тема «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигател...