Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе развивающих игр
опыты и эксперименты

Зиновьева Елена Валерьевна

Развитие логического мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

        

                                                                Зиновьева Елена Валерьевна

                                                                воспитатель МБДОУ

                                                                «Детский сад № 171» г. Зимы

        Развитие логического мышления является фундаментом для развития способностей дошкольника. По мнению психологов, ребенок, не овладевший логическим мышлением, сталкивается с трудностями в обучении в школе.

Работая с дошкольниками, я обратила внимание на то, что дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, доказательстве выдвинутых предположений, решении логических задач, задач на пространственное преобразование, головоломок, ребусов, отгадывании загадок и другое. Одной из причин данных трудностей является недостаточное развитие у детей логического мышления.

         Проанализировав литературу, я пришла к выводу, что многие педагоги, такие как Михайлова З.А., Поддъяков Н.Н., Зак З.А. сходятся во мнении, что использование игровых технологий способствуют развитию развитие логического мышления детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий является действенным средством воспитания у детей к математике, логике и доказательности рассуждений, умении сосредотачивать внимание на поставленной проблеме.

        Исходя из этого, я определила цель дальнейшей работы:

        создание условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр.

Для решения данной проблемы я поставила задачи, которые представлены на слайде:

  1. изучить методическую и педагогическую литературу по проблеме развития логического мышления дошкольников;
  2. составить картотеки игр и пособий на развитие логического мышления дошкольников;
  3. внедрить в практику работы использование различных видов игр, направленных на развитие логического мышления дошкольников;
  4. составить памятки и провести консультации для родителей об использованию при занятиях с ребенком игр, развивающих логическое мышление;
  5. представить опыт работы на семинарах и конференциях различных уровней

Детство - это самый важный этап жизни ребенка, именно в этот период ребенок всесторонне развивается, приобретает опыт общения со сверстниками. Поэтому, для гармоничного воспитания дошкольников, в моей работе важным инструментом является творчество, для этого я использую игровые технологии познавательного и развивающего характера, которые способствуют развитию различных психических процессов, формируется воображение, приобретается опыт общения со сверстниками.

Важным этапом работы стало пополнение развивающей предметно-пространственной среды. В группе имеется центр активности «Математика», который пополнен  шашками, шахматами, мозаиками, разнообразным лото, лабиринтами, блоками Дьенеша, палочками Кюизенера, играми на классификацию, настольно-печатными играми, счетными палочками, строительными наборами. Кроме того созданы картотеки занимательных вопросов, загадок, считалок, задач в стихотворной форме, задач-шуток, головоломок, игр на ориентировку на листе бумаги, игр на составление узоров и игр на передвижение. Огромную помощь в организации данного центра оказывали родители воспитанников.

Данные игры используются в ходе проведения непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Исходя из психологических особенностей каждого возраста ребенка, я применяю разные игры, следуя от простого к сложному.

Особое внимание я уделила играм на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из наборов геометрических фигур. Средствами этому служили такие игры как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамимо». Эти игры интересны не только детям, но и взрослым. В процессе игры детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное. В ходе данных игр дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта путем приобщения к зрительному и мыслительному анализу.

Очень интересными для детей были игры с блоками Дьенеша. Данные игры направлены на развитие логического мышления, развития представлений о форме, цвете, величине предмета, формировании представлений о множестве и операциями над множествами, освоение детьми средств и способов познания. Предлагаю детям использовать еще одно пособие с логическими блоками Дьенеша, заменяющее кодовые карточки, их можно использовать самостоятельно.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур позволило разнообразить занятия с детьми, сделать их интереснее и помогало детям освоить ориентирование в пространстве и закономерностях.

В работе с детьми использовались не только готовые логические блоки, но и блоки, изготовленные с детьми и родителями из цветной бумаги и различного картона. Также были изготовлены карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.

Для развития внимания и смекалки использовала игры со счетными палочками, например «Составление треугольников и квадратов из определенного количества палочек». А также более сложные задания на перестроение фигур: это задачи, в которых для изменения фигуры надо переложить определенное количество палочек или убрать определенное количество. В процессе решения таких задач дети овладевают способами самостоятельного поиска решения задачи, не используя готовых способов и образцов решения.  

При организации непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное» использую прописи  Гавриной С.Е., в которых собрано большое количество заданий на развитие логического мышления, такие как игры:

«Разложи игры в коробку», «Раскрась пирамидку», «Найди одинаковый коврик», « Что должно быть в пустой клетке».

Также на занятиях я использовала загадки, загадки – шутки, занимательные вопросы, в процессе решения которых дети анализировали количественный, пространственный, временные точки зрения

например:                 Нас 7 братьев,

                    летами все равные,

                    а именем разные.

                    Отгадайте, кто мы. (дни недели).

Данные задания позволяют детям устанавливать причинно следственные связи, выявлять закономерность.

При организации для индивидуальной работы с детьми использовала игры: «Найди 10 отличий», лабиринты, «Собери картинку», «Собери узор», «Найди одинаковые варежки». 

Особое внимание уделяла работе с родителями: знакомила с приемами руководства играми на развитие логического мышления и методикой их проведения на родительских собраниях, в ходе организации круглого стола и развлечения с участием родителей, где давала советы родителям по использованию той или иной игры.

Также проводились подгрупповые и индивидуальные беседы и консультации. Родители с большой заинтересованностью изучали рекомендации, памятки, буклеты по практическому применению развивающих игр. Охотно участвовали в различных КВН, викторинах. Придумывали необычные интересные игры и задания для тематических родительских собраний.

Для педагогов нашего учреждения мною были даны консультация на тему «Игровые занимательные задачи для дошкольников» и мастер-класс «Использование блоков Дьеныша в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

В результате наблюдений за детьми и опросам родителей выявлено, что дети стали лучше отгадывать загадки, решать логические задачи и головоломки, рассуждать, отстаивать свое мнение.

В перспективе на будущее я планирую и дальше продолжать работу по развитию умственных способностей детей, логического мышления, умения рассуждать и логично выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог стать интересной и инициативной личностью.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (игр - головоломок, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в развитии логического мышления детей дошкольного возр...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ  МАТЕРИАЛОМ  Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения и...

"Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом"

Современный мир развивается очень быстрыми темпами, и для системы  образования на сегодняшний день, очень важной задачей является  развитие гибкой личности, способной быстро адаптироваться к...

План по самообразованию "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе развивающих игр и упражнений"

План по самообразованию "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе развивающи игр и упражнений"...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом»

Цель логических игр: Развитие логического мышления, как основы интеллектуального развития дошкольников в процессе развивающей игры....

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с блоками Дьенеша...