Комплексное воздействие на формирование произносительных навыков.
статья (младшая группа)

Григорьева Анна Александровна

Статья на тему:"Комплексное воздействие на формирование произносительных навыков."

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ.

     В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная , поэтапная обработка всех  звуков родного языка. Начинать следует не с наиболее  часто нарушаемых у детей звуков : с, ш, р, л и других , а с простых : и, ф, т, ы и других, артикуляция которых содержит в себе элементы артикуляции сложных звуков. Последовательно отрабатывая чёткое произношение всех гласных и согласных звуков , добиваются постепенного усвоения ребёнком фонематической системы языка.

    Систематические , последовательные занятия по обработке всех звуков ( проводятся со второй младшей группы и кончая старшей ), а также по дифференциации звуков одновременно готовят детей к обучению грамоте. В процессе этих занятий у ребёнка вырабатываются и кинестетические ощущения ( ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата ) , что помогает ему овладеть правильной артикуляцией звуков.

    Итак, в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежит отработка ( в определённой последовательности) гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Это способствует формированию правильного звукопроизношения , т.е. является профилактическим направлением логопедической работы в детском саду. Но очень важно и второе направление - коррекция различных нарушений речи.

    У младшего дошкольника должно быть отработано чёткое произношение всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих ( ж, ш, ч, щ ) и спорных ( р, л ). Работа проводится в определённой последовательности : поэтапно осваиваются родственные группы звуков. Например, осваивая согласные , дети вначале учатся произносить губно-губные звуки ( м, б, п ), затем губно-зубные ( в,ф ), переднеязычные ( н, д, т ) , заднеязычные ( к, г, х ).

    Чёткое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребёнка звуков , более сложных по артикуляции.

    Занятия по исправлению дефектов произношения проводят в определённой последовательности. Все артикуляционные упражнения распределяются по следующим видам :

    1) постановка звука;

    2) автоматизация навыка произношения звука в слогах ( прямых, обратных, закрытых, со стечением согласных );

    3) автоматизация навыка произношения звука в словах;

    4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

    5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков;

    6) автоматизация звука в разговорной речи.

    При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

    Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребёнок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы  и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие звучания, восприятие речевых движений, в том числе собственных ( с помощью зеркала ), ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображённой с помощью различных пособий.

    Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений ( шпатель, зонд ). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на её основе механическим путём речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение  или движение. Связанные с определённым положением или движением речевых органов кинестетические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпосылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции.

   Третий способ - смешанный. При нём механическое воздействие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путём подражания и с помощью словесных пояснений.

   Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произношения звуков.

    В процессе восприятия у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает задачи формирования  у них правильного звукопроизношения , чёткого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами , развития голосового аппарата.

    Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов , идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит , систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

    Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении , но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения , знание некоторых методических приёмов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно поможет им в организации речевых занятий дома.

    Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки ; посоветовать какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста.

    В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания , вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

    Для развития речи применяется метод имитации. Он заключается в том , что и обучающий и обучаемый - оба говорят одно и тоже, но говорят по-разному : обучающий несколько энергичнее, чем в разговоре со взрослыми , артикулирует звуки своей речи и выразительно интонирует речь , а обучаемый слушает и повторяет , имитирует его речь, старается усвоить речедвижения ( артикуляции и модуляции голоса ) и понять смысл ( соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предмета , действиями и т.д. ) .

    Закономерности усвоения родной речи состоят в том , что речь усваивается интуитивно ( неосознанно ) в процессе развития ряда способностей :

    1) способности человека заставить работать мускулатуру своих органов речи - артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации, просодемы и слышать их;

    2) способности соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т.е. понимать их как смысловые элементы речи ;

    3) способности соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т.е. оценивать их ;

    4) способности запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения , познания , речевой  регуляции и планирования поведения человека.

   При этом надо знать, что ребёнок не сразу начинает контролировать движения всех мускулов , и ему нужно помочь научиться делать это. Например , движения мелких мускулов начинают контролироваться позже, чем движения крупных мускулов.

    Развивая правильную речь ребёнка , необходимо готовить не только его артикуляционный аппарат , но и голосовой и дыхательный аппараты. Ясная дикция и чёткое произношение могут быть выработаны только при правильном речевом дыхании. Этому способствуют игры на развитие речевого дыхания и занятия на звуки ф, в, в процессе которых у ребёнка вырабатывают достаточно длительную воздушную струю, направленную посередине языка. Игры на развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата одновременно способствуют развитию голосового аппарата.

    Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях , но она может входить и в содержание других занятий. Например , при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения , выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания . слухового внимания, голоса, темпа речи и др.

    Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Так, во время утренней  речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат детей , уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука ; на прогулке и в другие режимные моменты - поупражнять отдельных детей в отчётливом произношении слов. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хоровые и речевые дидактические игры, например , с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей , а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том , чтобы помочь детям  своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребёнком , организация и проведение речевых игр - всё это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

    Проведение дидактических игр ( хороводных, подвижных ( с произнесением слов ) , сюжетно-ролевых, словесных  , а также использование речевого материала ( звукоподражательных слов, потешек, поговорок, пословиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок , рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания , артикуляционного и голосового аппаратов ) сопровождается показом наглядного материала : предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей, настольных игр, кинофильмов, диапозитивов, диафильмов и т.д.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительных умений и навыков у детей старшего дошкольного ввозраста

В современной жизни человеку необходимо обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и уметь ставить перед собой цель, уметь достигать ее,  уметь адекватно себя оцени...

«Влияние речевой ритмики на формирование произносительных навыков дошкольников имеющих нарушения слуха»

В дошкольный период особое место занимает использование речевой ритмики как одного из эффективных приемов работы над произносительной стороной речи. Он основан на обучении детей подражанию крупн...

Фоноритмика, как способ развития слухового внимания и формирования произносительных навыков у детей с ОНР

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов). Испол...

Проект Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ (практико-ориентированный проект)

Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте. Этапы проекта: 1. Изучение нормативных документов, регламентирующ...

Формирование произносительных навыков воспитателем.

Формирование правильного произношения - это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окру...

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д

Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...