семинар-практикум "Ум на кончиках пальцев"
консультация (младшая группа)

Буркица Татьяна Викторовна

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Игры со шнурками.

3. Игры с прищепками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Ум на кончиках пальцев"27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум родителей на тему «Ум на кончиках пальцев»

Цель: показать родителям приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) Показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;

2) Обозначить взаимосвязь развития мелкой моторики рук и речи дошкольника;

3) Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Участники: родители и педагог.

Оборудование: шаблоны, прищепки, шнуровка, литература по пальчиковой гимнастике.

Ход семинара.

1. Организационная часть

Организационный момент

Воспитатель:

 «КОМПЛИМЕНТЫ»

Стоя в кругу, родители берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание! Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Наше собрание мне хотелось бы начать с загадки:

Пять да пять – родные братцы,

Так все вместе и родятся.

Если вскапываешь грядку,

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие «пять» да «пять»,

Угадайте, как их звать?

(Пальцы.)

Действительно, это пальцы.

Тема нашего семинара-практикума посвящена как раз им, а точнее – развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

(В. Сухомлинский).

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игрывозраст развития творчества, воображения, любознательности.

В практике моей работы с детьми прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием мелкой моторики рук у каждого ребёнка. Это важно на протяжении всего дошкольного детства. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиватьсяречь и мышление ребёнка, отпадут проблемы в обучении не только в 1 классе, но и в дальнейшем.

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д., тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ РАЗВИВАЕТСЯ: -сила руки; -ловкость руки; -переключаемость с одного вида движений на другой; -внимание; -глазомер; -зрительная память; -усидчивость; -аккуратность; -фантазия; -образное мышление; -подготовка руки к письму

1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

В процессе занятий с детьми пальчиковой гимнастикой я, обратила свое внимание на то, что она бывает разная по уровню сложности.

Статическая пальчиковая гимнастика представляет собой проработку лишь одного упражнения. Давайте с вами сделаем несколько вариантов пальчиковой гимнастики

  • Коза
  • Очки
  • Цветок
  • Лодочка

Динамическая пальчиковая гимнастика, это комплекс упражнений представленный в основном в стихотворной форме. Например на основе потешек.

  • Водичка-водичка
  • Сорока-ворона

Также комплексы пальчиковой гимнастики подбираются в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Тема: мебель.

Стол стоит на толстой ножке.

Тема: зима.

«Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили. (имитировать лепку комков)

Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками)

С горки мы потом катались. (вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки)

Съели суп и спать легли. (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку)

Рыбка.

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула,

(Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

2. Кроме пальчиковой гимнастики есть и другие способы развития мелкой моторики рук. Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. 

Упражнение «Кружок»

Цель - закреплять знания о геометрической фигуре - круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота -
Вся веревка завита.

Упражнение «Облака»

Цель – упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца - (методическое указание - следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака –
Кучерявые бока,
Облака кудрявые
Целые, дырявые,
Легкие воздушные, 
Ветерку послушные.
(С. Михалков)

Игра «Повтори узор»

Цель - развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка.
Один игрок придумывает узор, второй - повторяет.

Упражнение «Бусы»

Цель – учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их ( или - Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»

Игра « Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»

Цель - воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый) 

Игра «Колеса для машин»

Цель - формировать у детей представления о транспорте, воспитывать стремление к познанию окружающего мира.

Игры  в которых предлагается детям продевать шнурок в отверстие. Например яблоко с червячком или детям предлагается продевать шнурок в деревянную заготовку, либо что-либо пришивать шнурочком, как ниткой.

3. Игры с прищепками.

Польза игр с прищепками. Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, счет, математические представления, развивать логическое мышление, творческое воображение. А с детьми постарше и алфавит можно выучить, и цифры. Приглашаю вас поиграть с прищепками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ум на кончиках пальцев

Семинар для родителей младшей группы ДОУ. Рекомендации родителям о развитии мелкой моторики у младших дошкольников. Анализ игрушек, предлагаемых нашим рынком, а также возможность использовать подручны...

"Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев" ( В.А.Сухомлинский)

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формирования речи у ребёнка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее вл...

"Сказки на кончиках пальцев"

В этой работе представлены упражнения пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи ребенка и улучшают мелкую моторику...

Чудеса на кончиках пальцев

Консультация для родителей о значении развития мелкой моторики....

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Сказки на кончиках пальцев

Пальчиковые игры. Пальчиковые сказки. Развитие мелкой моторики в игровой, коммуникативной, творческой форме...