Патриотическое воспитание детей
методическая разработка (младшая группа)
Важно воспитать детей в духе патриотизма.Прививать любовь и уважениек традициям малой родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАТРИОТИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3 февраля 2016 г. в Клубе лидеров в Но-во-Огареве Президент РФ В. В. Путин сказал: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение дошкольников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях. В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека [1].
Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма [2].
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д. [3]
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В связи c вышеизложенным, мы предположили что, большое значение может иметь ознакомление дошкольников с географическим, историческим, природно-экологическим, национальным, культурным своеобразием родного города.
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели исследование уровня развития представлений о родном городе на базе МБДОУ г. Чебоксары среди детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этап эксперимента.
На констатирующем этапе эксперимента были проведены исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста при помощи анкетирования. Результаты исследования приведены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
В результате исследования на констатирующем этапе было выявлено, что 10% детей имеют высокий уровень развития представлений о родном городе, 35% детей имеют средний уровень, а 55% детей обладают низким уровнем развития представлений о родном городе.
На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень представлений о родном городе достаточно низкий, для повышения его необходимо вести работу по формированию развития представлений о родном городе для детей старшего дошкольного возраста.
При проведении работы по формировании представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе МБДОУ мы учитывали:
- содержание навыков нравственности должно определяться с учетом возрастных особенностей старших дошкольников;
- в педагогический процесс должны быть включены экскурсии по родному городу, способствующих формированию нравственно – патриотических чувств;
- в процессе проведения экскурсий по родному городу необходимо применять различные методические приёмы и использовать составленные тематические вопросы;
- была создана положительная мотивация детей, способствующая проявлению интереса у детей к истории родного города и повышению эффективности формирования нравственно – патриотических чувств.
После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования методом анкетирования на контрольном этапе исследования приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
По результатам, приведенным на рисунке 2 видно, что результаты улучшились: 15% детей показали высокий уровень представлений о родном городе, 45% детей выявили средний уровень, а 40% детей остались на низком уровне. В результате результат улучшился в среднем на 15% от показателей на констатирующем этапе эксперимента.
Таким образом по результатам нашего исследования мы выяснили, что работа по развитию представлений о родном городе обогащает знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой формируют любовь к традициям своего народа и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №9. – С. 98 – 101.
- Князьевская, С.В., Демидова, Л.В., Канапеева, Э.Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 35-38.
- Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е.Ю. Александрова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-660039-1441021130.jpg)
Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/31/picture-261116-1369976119.jpg)
Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-1237587-1586424531.jpg)
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/22/picture-1243000-1587576024.jpg)
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/06/picture-175747-1373100317.jpg)
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...