Патриотическое воспитание детей
методическая разработка (младшая группа)

Толокнова Галина Георгиевна

Важно воспитать детей в духе патриотизма.Прививать любовь и уважениек традициям малой родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolskogo.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

3 февраля 2016 г. в Клубе лидеров в Но-во-Огареве Президент РФ В. В. Путин сказал: «У нас нет никакой, и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо».

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — одна из главных задач современного общественного развития. Жизненное самоопределение дошкольников никогда не было простым делом, а в современной социально-экономической ситуации оно значительно усложнилось. Это происходит по той причине, что в нынешнем, относительно свободном обществе, девальвируются многие нравственные ценности, без которых человеку невозможно стать полноценной, адекватно сформированной личностью. Отсюда становится очевидным, что главными критериями решения социальных проблем в современном российском обществе должны выступать духовно–нравственные ценности, любовь к своей Родине, к своему народу, осознание ценности созидательной деятельности человека во всех её проявлениях. В этой связи, одной из важнейших функций образовательных учреждений выступает становление ценностных ориентаций, наряду с развитием нравственных качеств формирующейся личности учащегося, — в качестве фундаментальных основ гражданского самоопределения, социально-личностного развития и успешной самореализации молодого человека [1].

Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма [2].

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов формирования знаний о трудовой деятельности взрослых и т. д. [3]

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. В связи c вышеизложенным, мы предположили что, большое значение может иметь ознакомление дошкольников с географическим, историческим, природно-экологическим, национальным, культурным своеобразием родного города.

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели исследование уровня развития представлений о родном городе на базе МБДОУ г. Чебоксары среди детей старшего дошкольного возраста. Исследование проходило в 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный этап эксперимента.

На констатирующем этапе эксперимента были проведены исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста при помощи анкетирования. Результаты исследования приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Результаты исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

В результате исследования на констатирующем этапе было выявлено, что 10% детей имеют высокий уровень развития представлений о родном городе, 35% детей имеют средний уровень, а 55% детей обладают низким уровнем развития представлений о родном городе.

На основе полученных результатов, мы пришли к выводу, что уровень представлений о родном городе достаточно низкий, для повышения его необходимо вести работу по формированию развития представлений о родном городе для детей старшего дошкольного возраста.

При проведении работы по формировании представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе МБДОУ мы учитывали:

- содержание навыков нравственности должно определяться с учетом возрастных особенностей старших дошкольников;

- в педагогический процесс должны быть включены экскурсии по родному городу, способствующих формированию  нравственно – патриотических чувств;

- в процессе проведения экскурсий по родному городу необходимо применять различные методические приёмы и  использовать составленные тематические вопросы;

- была создана положительная мотивация детей, способствующая проявлению интереса у детей к истории родного города и повышению эффективности формирования нравственно – патриотических чувств.

После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента по тем же методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Результаты исследования методом анкетирования на контрольном этапе исследования приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Результаты исследования уровня развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

По результатам, приведенным на рисунке 2 видно, что результаты улучшились: 15% детей показали высокий уровень представлений о родном городе, 45% детей выявили средний уровень, а 40% детей остались на низком уровне. В результате результат улучшился в среднем на 15% от показателей на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом по результатам нашего исследования мы выяснили, что работа по развитию представлений о родном городе обогащает знания детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой формируют любовь к традициям своего народа и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2014. – №9. – С. 98 – 101.
  2. Князьевская, С.В., Демидова, Л.В., Канапеева, Э.Р. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – №3. – С. 35-38.
  3. Александрова, Е.Ю. Знакомим дошкольников с родным городом / Е.Ю. Александрова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 112 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста. Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе.

Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её стать подлинным патриотом...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...