Творческий проект по созданию развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста "Город детства".
проект (младшая группа)

Клементьева Антонида Алексеевна

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому воспитателю дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать нетрадиционную игровую среду, позволяющую поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации детей к условиям детского сада, обеспечить психоэмоциональное благополучие детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_grod_detstva.docx29.26 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект по созданию развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста "Город детства".

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального становления личности ребенка. Каждому воспитателю дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать нетрадиционную игровую среду, позволяющую поддерживать интерес детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, совершенствовать процесс адаптации детей к условиям детского сада, обеспечить психоэмоциональное благополучие детей?

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметной среды необходимо помнить, что развитие дошкольников зависит от того, как организовано пространство, из каких элементов оно состоит, каков развивающий потенциал игрушек и дидактических пособий и даже от того, как они расположены. Главная сложность для меня лично состояла в том, чтобы построить предметную среду с учетом ФГТ и особенностей восприятия мира малышом, которые впервые пришел в детский сад. При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие детей. Все это подтолкнуло  к поиску новых интересных форм и инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды, реализованных в рамках проекта "Город детства", основной целью которого стало формирование развивающей среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей, обеспечение психоэмоционального благополучия ребенка.

Содержание работы направлено на создание игровой среды на сказочной игровой основе. Группа представляет собой город сказочного детства, в котором вместе с детьми и педагогами «живет» кукла Веселинка, организация всего воспитательно-образовательного процесса осуществляется как бы от имени Веселинки, что позволяет малышам раскрепоститься, приблизиться к сказке, стать непосредственными ее участниками. Это своеобразная «живая» сказка, героями которой являются дети и их педагог. Живут ребята в «Городе детства» по особому расписанию, здесь нет скучных занятий, обязательных режимных моментов – есть игры – занятия, интересные встречи с героями сказок, путешествия, приключения.

Каждый прожитый день – это очередная страница сказки, а жизнь в сказке полна приключений, испытаний, путешествий, отправиться в которые детям помогает кукла  Веселинка.    

Цель проекта: целенаправленная работа по успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада с целью безболезненного приспособления к новым условиям.

Задачи:

  • организация развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • создание условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, игровой, творческой, художественной, театрализованной);
  • обеспечение психоэмоционального благополучия воспитанников, благоприятного течения адаптации;
  • содействие сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно-развивающей среды;
  • приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Перспективы развития проекта:

С детьми:

  • успешная адаптация;
  • психоэмоциональное  благополучие;
  • сформированность игровых навыков;
  • усвоение образовательной программы;
  • познавательное развитие;
  • индивидуальное  развитие;

С родителями:

  • взаимодействие с педагогами детского сада по вопросу игровой деятельности;
  • компетентность в вопросе воспитания детей, игровой деятельности;
  • вовлечение родителей к участию в реализации проекта;
  • привнесение результатов работы группы в домашние условия;
  • включение произведений детского творчества в эстетически развивающую среду, окружающую детей;

Ожидаемый результат:

  • усвоение программы развития младшей группы;
  • формирование устойчивого познавательного интереса;
  • сформированность игровых навыков;
  • сокращение сроков адаптации детей и обеспечение ее протекание в более легкой форме;
  • формирование личностных ресурсов ребенка, обеспечивающих осознанный выбор;
  • формирование сознательного отношения к социальным нормам поведения;
  • развитие отрицательного отношения к негативным факторам жизни;

Организация работы по проекту:

Содержание работы с детьми

Сроки

Ответственный

1.

Научно-методическое обеспечение проектной деятельности.

январь – май 2011года

А.А. Клементьева

2.

Организация пространственно-игровой среды «Город Детства»:

  •  сюжетно-ролевых игр "Мы играем";
  • сенсомоторного развития "Мир под рукой";
  • уединения "Маленький домик в лесу";
  • конструирования "Волшебники -  строители";
  • физкультурно-оздоровительный "В гостях у Силача";
  • театрализованный "Играем в сказку";
  • творчества "Домик Веселого карандаша";
  • музыкальный "Гусли-самогудки";
  • групповой библиотеки "Теремок сказок";
  • песка и воды "Песочные замки";
  • развивающих игр "У Елены Премудрой".
  • Ворота Знаний;
  •  Чудо-дерево;
  •  Поляна эмоций;
  • Тропинка путешествий;

В период действия проекта

А.А. Клементьева

3.

Разработка игр – занятий по проекту.

В период действия проекта

А.А. Клементьева

И.Б. Плотникова

4.

Разработка игровых маршрутов (Ворота знаний)

В период действия проекта

А.А. Клементьева

5.

Внедрение и апробация в практику игровых программ и методик:

1. «Маленькими шагами в большой мир» И.П.Афанасьева.

2. «Мы уже большие» С.М. Смолина

3. «Сто ребят и детский сад». П.С. Лебедева.

В период действия проекта

А.А. Клементьева

6.

Выявление результатов деятельности по проекту (диагностика игровых умений детей).

Ежегодно в мае.

А.А. Клементьева

7.

Создание копилки пед.секретов «Играй – город».

В период действия проекта

А.А. Клементьева

8.

Творческая самопрезентация на педсовете по успешности реализации проекта.

Апрель, 2013

А.А. Клементьева

9.

Участие в конкурсе «Лучшая развивающая среда в группе»

Март, 2013г.

А.А. Клементьева

10.

Привлечение родителей к участию в реализации проекта.

В период действия проекта

А.А. Клементьева

11.

Организация консультпункта для родителей по теме проекта

В период действия проекта

А.А. Клементьева

12.

Открытые просмотры мероприятий для родителей ДОУ.

В период действия проекта

А.А. Клементьева

13.

Практикум «Играем дома»

декабрь, 2012

А.А. Клементьева

Содержание игровой среды по реализации проекта «Город Детства»

Ворота

Знаний

Чудо Дерево

Мир под рукой

Домик Сказок

Домик Веселого Карандаша

Путешествие в:

- Вкусную страну;

- Витаминную страну;

- Бумажную;

- Квадратную;

- Круглую;

- Треугольную;

- Цветную;

- Ароматную;

- Теплую;

- Холодную;

В гости к:

- Деду Морозу;

-Солнышку;

-Бабушке в деревню;

- Зайке – зазнайке;

Чудо игрушки:

- Сундучок желаний;

- Зонтик желаний;

- Паровоз из Ромашкино;

- Чудесный мешочек;

В гостях у Чудо – дерева:

- Добрый Доктор Айболит;

- Неболейка;

- Герои сказок

- Покати горошек;

- Сорока белобока;

- Мышка – нарушка;

-Чудесный горшочек;

- Лесные жители;

- Домашние животные;

Сказки от цветика семицветика:

- «Листопад»;

- «Птички на ветке»;

- «Зимняя история»;

- «Солнышко и Дождик»;

и др.

Комплексы пальчиковых гимнастик (Семенова Т.А. «Пальчиковая гимнастика»)

«Театр пальчиков» В.С.Белая

Коробочка сказок:

- Сказка для Матрешки;

- Утенок – Цыпленок;

- Три медведя;

- Колобок;

- Курочка ряба;

- Репка;

- Золушкина избушка;

- Театр сказок;

Сказки в картинках.

Сказки самоделки.

- Цветные дорожки;

- «Чей домик»;

- «Прыг-скок по линии»;

- «Какой формы»

- «Нарисуй-ка»;

- «Раскраска»;

- «Обводка»;

- Мастерилка».

Ожидаемые результаты

Образовательные:

  • Усвоение образовательной программы ;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса;
  • Сформированность игровых навыков;

Воспитательные:

  • Сокращение сроков адаптации детей и обеспечение ее протекания в более легкой форме.

Социальные:

  • Формирование личностных ресурсов ребенка, обеспечивающих осознанный выбор;
  • Формирование сознательного отношения к социальным нормам поведения;
  • Развитие отрицательного отношения к негативным факторам жизни;

Работа началась с изучения методической литературы, а также нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.

В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды строили, ориентируясь на создание ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения. Создавая среду, учитывали ее развивающую функцию, которая предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и находиться в "зоне ближайшего развития" самого сильного в группе ребенка. Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования придерживались следующих принципов(по В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии  ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", установления оптимального контакта с детьми;
  • активности, самостоятельности, творчества– возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
  • стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
  • комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
  • эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
  • открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному "Я");
  • половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов дает возможность воспитанникам испытывать чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Итоги проекта

Таким образом, в ходе  реализации проекта по данной теме адаптация детей к детскому саду прошла в легкой степени у 70% детей группы. К созданию предметной среды были привлечены 50% родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними. Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно возросла продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

При организации предметно-развивающей среды в групповом помещении, раздевалке, на территории детского сада старались учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: закономерности психического развития, показатели здоровья дошкольников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-волевой сферы.

Мы вместе с родителями не собираемся останавливаться на достигнутом. Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.