Организация развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития
методическая разработка на тему

Верхоглядова Александра Леонидовна

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей младшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_sreda_v_gruppe_mladshego_vozrasta.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды
в младшей группе детского сада

Область художественно-эстетическое развитие.

Образовательная система выполняет жизненно важную функцию – а именно функцию помощи и поддержки при вхождении воспитанников в мир социального опыта. Если бы не было педагогов, то культура человечества регрессировала бы, его поступательное развитие остановилось. Одним из необходимых условий в обучении и воспитании становится создание развивающего пространства в ДОУ. Организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны учитывать всё, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка: закономерности психического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также эмоционально-потребностной сферы. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в своей профессиональной деятельности.

Для детей этого возраста3-4 лет – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

При проектировании предметно-развивающей среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих, позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 – активная

3 - спокойная

Предметно-развивающая среда   группы должна быть спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ

Например:

•      Центр познавательного развития

•      Центр речевого развития

•      Центр физического развития;

•      Центр художественно-эстетического развития

•      Центр социально-коммуникативного развития

Центр художественно-эстетического развитие  стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина.   В уголке изо -деятельности имеются игры на развитие мелкой моторики рук, раскраски, трафареты, карандаши и народные игрушки. Книжный уголок размещён рядом с зоной художественно-эстетического развития. Все книги обновляются, новые книги выставляются в соответствии с программой  по чтению.

Музыкальный уголок должен быть оснащен:

        Музыкальными инструментами фабричными и самодельными: металлофон, бубен, барабан, балалайка и т.д.

•        Музыкально-дидактическими играми: "Солнышко и дождик", "Узнай и назови", "Наш оркестр" и др.

•        Атрибутами к подвижным музыкальным играм: "Кот и мыши", "Кошка и котята" и др.

•        Народными музыкальными инструментами: шумелками, деревянными ложками, птичками-свистульками

•        Шумовыми инструментами для детского оркестра.

•        Ленточками, цветными платочками, яркими султанчиками - атрибутами к танцевальным импровизациям по сезону.

•        Ширмой настольной и набором игрушек.

•        Фотоальбомом, текстами песен, музыкальными открытками и книгами.

•        Магнитофоном и дисками с записями классической и народной музыки, звуками природы, различными сказками.

Для конструктивной деятельности в группах создан строительно-конструктивный центр. Он содержит разнообразный строительный материал, который хранится на открытых стеллажах. Для построек имеются схемы,  модели транспорта.  Здесь дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

Центр сенсорного развития, которая  способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов. Игровой материал способствует легче адаптироваться к образовательному учреждению.

В построении развивающего пространства учитывался принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности.

 Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В игровом центре  на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровой центр оснащен уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами,  машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Матрёшка».

2015г.Задачи:Обучающие:Учить детей украшать изображение в нетрадиционной технике «горошек» (рисование пальчиком).Учить пользоваться изобразительными материалами.Учить составлять узор, заполняя к...

Организация развивающей среды в группе среднего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе среднего дошкольного возраста в области художетсвенно-эстетического развития....

Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....

Перспективный план развития группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Рисование»

Перспективный план  развития группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно – эстетическое развитие», направление «Художественное творчество&ra...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Аппликация»

Перспективный план группы среднего дошкольного возрастаОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно обр...

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество» Непосредственно образовательная деятельность «Лепка»

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», направление «Художественное творчество»Непосредственно об...

Конспект организованной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Лепка «Дерево»

- Учить детей создавать выразительный образ осенней березы, творчески применяя разные техники лепки (раскатывания, прищипывания, сглаживания).- Выразительные возможности. Развивать чувство ф...