Лекция для воспитателей «Взаимодействие с гиперактивным ребёнком»
консультация

Богданович Татьяна Сергеевна

Данный материал изучен и проанализирован мной в рамках выполнения плана самообразования. 

Лекцию подготовила педагог – психолог Просветова Татьяна Александровна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sam-1.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с гиперактивным ребёнком».

(Лекция для воспитателей)

Лекцию подготовила педагог – психолог Просветова Татьяна Александровна.

Используемая литература:

К.К. Лютова., Г.Б.Монина тренинг эффективного взаимодействия с детьми –СПб.: издательство «Речь» 2005 – 190с.,ил.

Практическая психология образования/под редакцией И.П.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528с.

Цель: повысить уровень психологической  компетенции педагогов, познакомить со способами предупреждения и коррекции гиперактивности у детей.

Гиперактивность. Никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей, воспитателей детских садов, учителей, как эта, весьма распространённая в дошкольном возрасте. Гиперактивность –совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивность у детей проявляется не свойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью и импульсивностью. Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет. Пики проявления данного синдрома совпадают  с пиками психоречевого развития 6 – 7 лет. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается, по крайней мере, в 4 раза чаще, чем у девочек.

К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило снижается.  Но надо помнить, что гиперактивным детям необходимо комплексная коррекционная работа, проводимая настойчиво и последовательно с первых лет жизни ребёнка, лишь в этом случае проявления синдрома будут преодолены.

Диагноз. Не смотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, психологи, дефектологи, в настоящее время среди родителей и педагогов бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, либо просто «распущенность» ребёнка или результат неумелого воспитания. Причём чуть ли не каждого ребёнка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей.

Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. Педагог,  приняв к сведению рекомендации специалистов (невролога, психолога, осуществляет процесс обучения ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности развития и поведения, семейную обстановку.  А также крайне необходимо привлекать родителей ребёнка. Совместно с ними разрабатывать стратегию взаимодействия  и составлять индивидуальную программу развития  такого ребёнка (разъяснения причин возникновения гиперактивности). Только в случае подобного комплексного подхода происходит последовательное воспитание и обучение гиперактивного ребёнка.

Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самих разнообразных факторов. Важнейшую роль играют те факторы которые сказываются на развитии головного мозга во время беременности – 85% случаев, соматические заболевания раннего возраста, инфекции, травмы, трудные или преждевременные роды). Другие возможные причины – наркомания у матери, приём токсических препаратов вовремя беременности, генетическая обусловленность. Именно минимальная мозговая дисфункция является причиной возникновения школьных проблем примерно половины неуспевающих учащихся. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны так же случаи умственной отсталости, задержки психического развития, эмоциональных нарушений.

Особенности гиперактивного ребёнка. Основные признаки гипердинамического синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Ребёнок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведёт или плохо учиться. Его ноги и руки в постоянном движении, он ёрзает на стуле, не успокаивается не на минуту и не способен концентрировать внимание на чём – то одном. Заинтересовавшись чем –то, он забывает о предыдущем и не одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое  постоянство интереса. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм! Но гиперактивность нельзя отожествлять с агрессией.

Наблюдаются трудности восприятия и усвоения учебного материала, дефекты речи, трудности в формировании навыков  чтения, письма и счёта, лёгкие неврологические нарушения. Подобное состояние сопровождается нарушениями сна.  Когда ребёнок устаёт, гиперактивность усугубляется. Гиперактивный ребёнок импульсивен, и не кто не рискнёт предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из – за происшедшего. Легко переносят наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Это самый шумный ребёнок в детском коллективе.

Лечение гиперактивного ребёнка должно проводиться с учётом его психологических особенностей. Специалисты утверждают, что некоторые дети с диагнозом «синдром гиперактивности» обладают достаточно высокими компенсаторными возможностями.  Однако для включения компенсаторных  механизмов необходимо наличие определённых условий. Прежде всего, ребёнок должен развиваться в благоприятной (без интеллектуальных нагрузок, ровной эмоциональной атмосфере. Желательно, чтобы он обучался по специальной программе.

В работе с гиперактивными детьми  используются направления: 

1. по отработке дефицитарных функций (внимание, контроля поведения, двигательного контроля);

2. по отработке конкретных навыков взаимодействия со взрослями и сверстниками;

3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.

При развитии дефицитных функций коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции (например, дефицита внимания или контроля поведения). Это связано с тем, что гиперактивному ребёнку трудно быть одновременно и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Когда в процессе занятий будут достигнуты, положительные результаты, можно переходить к следующим функциям. С гиперактивными детьми необходимо проводить занятия в малых подгруппах (2 – 4 человека)  и только после этого приглашать его участвовать в общегрупповых занятиях. Все занятия желательно проводить в занимательной для ребёнка форме.

Рекомендации.  Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. Время приёма пищи, выполнение домашних заданий и сна должно соответствовать распорядку дня.

Необходимо чётко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность.  Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребёнка, но его активность надо направлять и организовывать: если он бежит куда – то, то пусть это будет выполнением какого – то поручения. Нельзя пытаться воздействовать на ребёнка  строгими наказаниями в виде бесконечных ограничений, окриков, нотаций (ведь зачастую такого ребёнка считают просто непослушным и невоспитанным) так как это противопоказано состоянию его нервной системе, которая неспособна справляться с подобной нагрузкой. Избегайте резких запретов, начинающихся со слов «нет», «нельзя». Скорее всего, он тут же отреагирует непослушанием, либо вербальной агрессией. Надо говорить сдержано и дать ребёнку возможность выбора.

Самое главное подчинить его действия цели и приучить  достигать её.

Включение в обучение игровых ситуаций – один из способов, способствующих эмоциональной стимуляции ребёнка и более его успешному освоению знаний. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачи, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Завышенные требования к таким детям и увеличение учебных нагрузок ведут к переутомляемости, снижению самоконтроля, капризам и отказу от учёбы вовсе.

В старшем дошкольном возрасте гиперактивного ребёнка приучают к усидчивости. Когда он набегается  и устанет, ему нужно предложить заняться лепкой, рисованием, конструированием, причём нужно постараться, чтобы интерес к такому занятию побуждал ребёнка довести  начатое дело до конца.  На первых порах требуется настойчивость взрослых.  Постепенно усидчивость станет для него нормой и и поступив в школу, он сможет усидеть за партой весь урок.

Гиперактивный ребёнок, как никто другой, требует чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение помогают приятные тактильные ощущения (поглаживания, массаж).

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ним в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе.

Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребёнок получает вознаграждение. Причём  необходимо, чтобы задания были выполнимы для ребёнка и физически и по времени. Их выполнение необходимо проконтролировать.

Если взрослый хочет добиться того, чтобы гиперактивный ребёнок выполнял  указания и просьбы, надо научиться давать инструкции для него.  Инструкции ребёнку должны быть очень чёткими и краткими (не более 10 слов). В противном случае ребёнок просто «выключиться» и не услышит вас. Не стоит давать несколько заданий сразу. В силу своей импульсивности ему трудно переключиться с одного вида деятельности на другой.

Гиперактивного ребёнка необходимо чаще хвалить за успехи и достижения (так как такому ребёнку делают огромное количество замечаний, в связи с этим страдает его самооценка, поощрять (например, выдавать жетоны, которые в течение дня менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дополнительное время для игры и т.д).

Зачастую  гиерактивные дети склонны к манипулированию родителями, воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие. Гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко  и спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, то желательно, чтобы не было криков, эмоционального приподнятого тона. Будучи чувствительным  и восприимчивым, он скорее присоединиться к вашему настроению. Эмоции его захлестнут и станут препятствием  для дальнейших успешных действий.

Усталость гиперактивный ребёнок может  проявлять в виде двигательного беспокойства, которое зачастую принимают  за активность. Быстрое утомление приводит к нарастанию  гиперактивности, от которой страдают сами дети и все окружающие. Поэтому, чтобы не допускать перевозбуждения, рекомендуется ограничить пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей. По возможности надо ограничит ребёнка от длительных занятий на компьютере  и от просмотра телевизионных передач.

Родители, стремясь дать возможность своему ребёнку израсходовать избыточную энергию, записывают в различные спортивные секции. К сожалению, это не всегда способствует успокоению ребёнка (если во время пребывания ребёнка в кружке он подвергается многочисленным наказаниям со стороны взрослого, то, скорее всего, это будет способствовать только нарастанию  гиперактивности если секцию посещает большое количество людей и ребёнок  не взаимодействует с тренером один на один, то, очевидно, он вряд ли успокоится).