Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию из бумаги "Волшебное оригами".
методическая разработка (старшая группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Содержание

 

1.Целевой раздел

1.1                          Пояснительная записка……………………………………………….3

1.2                          Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы…4

1.3                          Принципы и подходы к формированию программы……………….5

1.4                          Анатомо-физиологические особенности и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………5

1.5                          Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………8

1.6                          Планируемые результаты освоения программы детьми старшего дошкольного возраста …………………………………………………..8

2. Содержательный раздел

      2.1    Содержание психолого-педагогической работы…………………...9

      2.2    Интеграция с другими направлениями развития детей ……………9

      2.3    Формы, методы и приёмы работы с детьми на занятиях кружка  ..10

      2.4    Структура организации образовательного процесса ………………11

3. Организационный раздел

     3.1     Условия реализации программы …………………………………….22

     3.2     Список литературы …………………………………………………...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_mir_origami.docx67.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 33

                                                                             Утверждаю:

                                                                                                                     заведующий МАДОУ д/с № 33

                                                                                                                      ____________Батталова И.И.

                                                                                                                      Приказ от

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА  КРУЖКА ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ

« ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

     

Принята на заседании

педагогического совета  №1                                    Разработала: Немченко Н.А.

МАДОУ детского сада № 33                                                                воспитатель

                             

                                                             Г. Энгельс

Содержание

1.Целевой раздел

  1.     Пояснительная записка……………………………………………….3
  2.     Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы…4
  3.     Принципы и подходы к формированию программы……………….5
  4.     Анатомо-физиологические особенности и психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………5
  5.     Характеристика детей с общим недоразвитием речи………………8
  6.     Планируемые результаты освоения программы детьми старшего дошкольного возраста …………………………………………………..8

2. Содержательный раздел

      2.1    Содержание психолого-педагогической работы…………………...9

      2.2    Интеграция с другими направлениями развития детей ……………9

      2.3    Формы, методы и приёмы работы с детьми на занятиях кружка  ..10

      2.4    Структура организации образовательного процесса ………………11

3. Организационный раздел

     3.1     Условия реализации программы …………………………………….22

     3.2     Список литературы …………………………………………………...24

        

  1. Целевой раздел.
  1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию «Волшебный мир оригами» разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), является нормативным документом и условием реализации образовательной программы МБДОУ детского сада № 65.  Дополнительная образовательная программа (далее Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ  от 15 мая 2013 г. № 26 об образовании СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  4. Устав МБДОУ детского сада
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
  6. Образовательной программы МБДОУ детского сада № 65;
  7. Коллективный договор МБДОУ детского сада № 65.

Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию кружковой работы в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.

Программа характеризует модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Программа реализуется в форме кружка по конструированию «Волшебный мир оригами» с детьми подготовительной  школе группе.

Актуальность программы в том, что занятия в кружке способствует развитию творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. 

Программа «Волшебный мир оригами» разработана  для того, чтобы через различные действия с бумагой учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.        

Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе изготовления поделок из бумаги. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. 

  1. Цель и задачи реализуемой программы.

Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие 

  • Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать  умения следовать устным инструкциям.
  • Обучать  различным приемам работы с бумагой.
  • Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.
  • Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

  • Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей. 

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Воспитывать положительное отношение к труду,  аккуратность в работе, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

  1. .   Принципы и подходы к формированию программы

При разработке рабочей программы учитывались основные принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
  2. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  4. Сотрудничество Организации с семьей;
  5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  8. В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитываются особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
  9. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

     1.4     Анатомо-физиологические особенности и психолого-педагогическая  характеристика детей старшего дошкольного возраста.

Развивается изобразительная деятельность и конструктивная деятельность детей. Конструирование характеризуется умением анализировать условия,

в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют

различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали

постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность

может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз

(два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают

два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное

мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но

и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения

окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять

адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети

группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако

начинают формироваться операции логического сложения и умножения

классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов

могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные

причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за

пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения

специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные

звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют

практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей

в игровой деятельности; структурированием игрового пространства;

дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся

высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов

изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

          1.5      Характеристика детей с общим недоразвитием речи

К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развёрнутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

             1.6     Планируемые результаты освоения программы детьми старшего дошкольного возраста.

  • Сформированность навыков  изготовления ребёнком самостоятельно 2 – 3 работ
  • Сформированность знаний о базовых формах оригами
  • Сформированность умений создавать коллективные тематические работы и композиции
  • Сформированность умений следовать словесным инструкциям
  • Сформированность умений конструировать из бумаги, используя пооперационные карты.
  • Сформированность знаний об искусстве оригами.

  1. Содержательный раздел.

2.1.    Содержание психолого-педагогической работы

         Занятия искусством оригами способствуют развитию пространственного воображения, умения читать чертежи, следовать устным инструкциям и удерживать внимание на предмете работы в течении длительного времени.

 Занятия дают  способность работать руками, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей,    устную речь ребёнка, стремятся сделать её красивой и грамотной, учат ребят свободному общению, знакомят с основным геометрическим материалом.

             На занятиях кружка «Волшебный мир оригами» у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса   не предусматривает занятия с детьми оригами, поэтому данный вид деятельности был организован как деятельность кружка. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

2.2.   Интеграция с другими направлениями развития детей.

Социально-коммуникативное развитие

создание на занятиях педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение  находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников

участие детей в подготовке и уборке рабочего места

формирование навыков безопасного  поведения в работе с клеем, ножницами.

Познавательное развитие

активизация мышления детей (через самостоятельный выбор оборудования),  специальные задания на ориентировку на листе бумаги,  закрепляющие знания об окружающем  мире ( о живой и неживой природе), просмотр и обсуждение познавательных книг, презентаций, фильмов

Речевое развитие

проговаривание действий , поощрение речевой активности детей в процессе деятельности

Физическое развитие

Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутки, динамические паузы под музыку

2.3.   Формы, методы и приёмы работы с детьми на занятиях кружка

В процессе кружковой работы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и интегрированные, занятия-игры, занятия-сказки, занятия-путешествия и другие.

 А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (сочинение сказки, беседа, рассказ, и т.д.)

• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по пооперационным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности ребят на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми детьми

•индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в подгруппах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

2.5.    Структура организации образовательного процесса

Продолжительность  реализации программы – 1 год с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени овладения практическими умениями навыками.

Режим занятий. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий не более 30 минут.

Методические особенности организации занятий

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

      На занятиях оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора.

Для обучения детей технике оригами предлагается использование нескольких способов.

1 способ - «Обезьянка» - взрослый изготавливает фигурку, стараясь, чтобы его движения были выразительными, ребенок просто копирует эти движения.

2 способ – «Бумажный лабиринт» - взрослый выполняет несколько ходов изготовления фигурки. Ребенок следит за его действиями, а потом воспроизводит их по памяти на своем листке бумаги, соблюдая ту же очередность сгибов.

3 способ – «Внештатная ситуация» - взрослый объясняет ребенку действие, не показывая его, пользуясь «тайным языком», то есть, языком базовых форм и условных знаков оригами.

4 способ – «Загадка» - взрослый предъявляет сложенную фигурку ребенку и просит сделать такую же. Ребенок рассматривает получившуюся конструкцию (при затруднении), разбирает ее со взрослым и изготавливает копию.

5 способ – изготовление поделки по пооперационным картам, схемам-моделям.

Для работы по обучению детей изготовлению поделок в стиле оригами необходимо начать с того, что из 12 базовых форм, принятых в данной технике, необходимо отобрать наиболее простые. Например:

для детей 5-6 лет – «книжка», «треугольник», «воздушный змей»,

для детей 6-7 лет – «дверь», «конверт», «двойной треугольник».

При выполнении поделок в стиле оригами для более успешного освоения материала процесс изготовления поделок должен быть разделен на ряд последующих действий:

  1. знакомство с образцом готовой поделки с называнием базовой формы, из которой получается поделка.
  2. поэтапное, одновременное складывание поделки с проговариванием действий, производимых с бумажным квадратиком,
  3. оказание индивидуальной помощи,
  4. самостоятельное изготовление поделки.

Для запоминания и закрепления базовых форм и условных знаков можно проводить игры и упражнения: «Преврати квадратик в другую форму», «Угадай, во что превратился квадратик», «Где, чья тень?», «Назови правильную форму», «Определи базовую форму» и другие.

Конечно, при организации занятий по обучению детей с речевой патологией технике оригами педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Необходимость этого очевидна, ведь дети по различным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Следует учитывать и такие индивидульно-психологические особенности, как медлительность при выполнении заданий частая отвлекаемость, связанные с быстрой утомляемостью при непрерывной зрительной работе, поэтому проведение физминуток и гимнастики для глаз на занятии обязательно.

Задача педагога, проводящего занятия с детьми с нарушениями речи, включать всех в активное и систематическое усвоение программного материала.

Структура занятия:

  1. Занятие хорошо начинать с загадки, стихотворения, вопроса, беседы.
  2. Вначале занятия использовать мимическую гимнастику, то есть улыбнуться друг другу, подарить хорошее настроение детям, вселить в них уверенность.
  3. Подготовить к работе руки, выполнив пальчиковую гимнастику.
  4. Показ изготовления должен производиться на столе или доске. Занимайте место для показа так, чтобы всем детям были видны ваши действия с бумагой.
  5. При объяснении называйте свои действия, соотносите их с картой схемой, образцом. Помните – при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов.
  6. Изготовлять поделку нужно в совместной деятельности, поэтапно, дожидаясь выполнения детьми, а при необходимости и помогая им.
  7. Необходимо напоминать детям, что совмещение сторон и углов должно быть точным, а линии сгибов должны тщательно проглаживаться, что при работе с картой-схемой фигурки надо располагать так, как они расположены на карте, следить за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.
  8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо дать возможность повторить приемы складывания, чтобы ребенок мог самостоятельно изготовить поделку о начала до конца.
  9. Педагог должен иметь дополнительные квадратики для работы. Мелкие детали должны предлагаться детям для приклеивания.
  10. Для поддержания интереса к занятиям оригами и для закрепления знаний и умений детей, необходимо использовать игры и упражнения
  11. Поделки оригами нужно использовать для оформления группы и других помещений детского сада, для игр-драматизаций, сюжетно-ролевых игр, в качестве подарков, устраивать выставки и т.д.

При изготовлении поделок дети могут испытывать трудности, что будет огорчать их. С целью сохранения терпения необходимо учить детей использовать правила преодоления трудностей при выполнении поделок:

  • Не огорчайся при неудаче.
  • Если устал – оставь свою работу:
  • Понаблюдай за работой других детей;
  • Полежи на ковре;
  • Посети уголок природы;
  • Посмотри в окошко, сделай зрительную гимнастику.
  • Обязательно вернись к своей работе:
  • Вернись к первоначальной базовой форме,
  • Рассмотри карту-схему и условные обозначения,
  • Обратись за помощью.

За правильное поведение, умение планировать свою деятельность необходимо хвалить детей, поощрять – например, дарить интересные игрушки-оригами, при этом акцентировать внимание на том, что вскоре дети сами научатся делать подобные игрушки, если будут работать по плану и соблюдать правила. Это вселяет в детей веру в свои силы и возможности.

Когда дети освоят приемы работы с бумагой и некоторые базовые формы, то, конечно, у них возникнет желание самостоятельно сделать поделку. Необходимо научить детей как организовать работу. Для этого нужно познакомить детей правилами самостоятельной работы.

Правила для самостоятельной работы детьми.

1. Подготовь рабочее место: квадратики цветной бумаги, дополнительные детали, клей, кисточку, клеенку и салфетку, карту схему.

2. Складывай на столе.

3. Выполняя поделки, не отвлекайся, строго следи за совпадением сторон и углов, не забывай проглаживать сгибы пальцем.

4. При работе с картой схемой располагай фигурки так, как они изображены на карте, следи за условными обозначениями и изменениями фигурки при последующих этапах.

5. В случае неудачи не огорчайся, отдохни и попробуй еще раз. При необходимости обратись за помощью.

6. Научи своих близких выполнять игрушки, которые умеешь делать сам.

7. Не забудь навести порядок после занятия.

В процессе работы из сложенных фигурок можно составлять предметные, сюжетные и орнаментные аппликации как индивидуальные, так и коллективные. Сначала обсудить с детьми тему аппликации. На предварительно подготовленный фон ребята самостоятельно накладывают сложенные фигурки; изделия можно передвигать, сравнивать их друг с другом, накладывать одна на другую, выбирая оптимальное положение. Такая практика способствует быстрому усвоению правил композиции.    

         Работа над многофигурной коллективной аппликацией выполняется следующим образом:

  1. Выбор сюжета.
  2. Выбор фигурок.
  3. Выбор размера фигурок.
  4. Выбор размера и цвета фона.
  5. Подбор бумаги для работы.
  6. Складывание фигурок.
  7. Раскрашивание фона.
  8. Расположение и наклеивание фигурок.
  9. Окантовка работы.

         Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

         Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению знаний, полученных, на занятиях по рисованию.

            Сначала дети знакомятся с некоторыми вариантами оригамной аппликации. Затем они знакомятся с плоскими и объёмными моделями, среди них простые и очень сложные, двигающиеся фигурки, многомодульные звёзды, звери, птицы и т. д.

На самых первых этапах квадрат можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки называют базовыми формами. Складывая фигурку ребёнок может использовать термины, с помощью которых объясняет последовательность своей работы.

          Для занятий по  оригами нужна только бумага и знания. С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в котором можно играть.

          Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются диски с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Тема

Цель

Материал

Литература

сентябрь

1

Знакомство детей с искусством оригами

Рассказать детям о старинном японском искусстве складывания из бумаги – искусстве оригами. Познакомить детей с работой кружка. Дать возможность детям потрогать, поиграть с фигурками. Вызвать интерес к художественному конструированию.

Иллюстрации с изображением различных фигурок, выполненных в технике оригами.

Цветная бумага различных цветов.

Схемы с изображением условных знаков и приёмов складывания.

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»

2

Основные термины и элементы складывания

Научить складывать базовые формы-заготовки («треугольник», «дверь», «воздушный змей», «конверт») и правильно их называть. Воспитывать интерес к оригами.                                                                  

Прямоугольники формата А5, квадраты 15*15см

Т.И. Тарабарина «Оригами и развитие ребёнка»

3

Книжка

Учить сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны

Три прямоугольника формата А4: два из них белого цвета, третий цветной, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4

Флажок

Учить детей складывать квадрат пополам «косынкой», совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Два красных квадрата 15*15см, две полоски шириной 1см, длиной 20см из картона, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

октябрь

1

Мухомор

Закрепить умение перегибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны; сгибать бумагу гармошкой. Учить детей с помощью надрезов на зеленой полоске снизу делать травку.       

Прямоугольник 8*10см, зелёная полоска бумаги 15*3см, картон белого цвета формата А5, полоска белой бумаги 15*3см, ножницы, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2

Стаканчик

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Учить загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания из бумаги.                       

Квадрат 10*10 любого цвета.

Волшебная бумага.

Н.Чернова

3

Ворона

Упражнять детей в аккуратном складывании.

Развивать творческие способности.

Закреплять знания детей о графическом языке оригами.

Иллюстрации с изображением ворон.

Карандаши, фломастеры.

Чёрная односторонняя бумага.

Готовый образец вороны

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4

Ёлочка

Учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник. Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали. Воспитывать аккуратность в работе с клеем.          

          

Три квадрата зелёного цвета 15*15см,10*10см,5*5см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

ноябрь

1

Воздушный змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Бумажные квадраты (10*10) разного цвета, полоски разноцветной бумаги, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Лягушка

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём  складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»)

Квадрат зелёного цвета( 10*10).

Заготовки для глаз лягушки, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

3

Зайчик

Продолжать учить детей мастерить поделки в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность

Квадрат (10*10),заготовки для глаз и мордочки, клей

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

4

Бабочка

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

Бумажные квадраты ( 10*10), заготовки для глаз, ножницы, клей

Оригами в детском саду.

С Мусиенко

Г.Бутылкина

декабрь

1

Снежинки

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см.

Оригами для дошкольников.

С.Соколова

2

Гномик

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрез, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3

Новогодние украшения

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей, нитки, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

4

Снеговик

Учить детей из двух прямоугольников делать туловище снеговика. Из квадрата белой бумаги – голову. Продолжать учить украшать поделку недостающими деталями (приклеить нос-морковку, нарисовать глаза, рот). Воспитывать интерес к конструированию из бумаги.                                          

Белый квадрат и 2 прямоугольника, бумажная обрезь, клей, ножницы.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

январь

1

Колобок

Учить детей у  прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.  

 

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см,два оранжевых кружка, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2

Зайчик

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

3

Волк

Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок. Закрепить умение приклеивать голову, рисовать глаза. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.        

Два серых квадрата15*15см,10*10см,клей, заготовки для глаз и носа.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4

Лиса

Научить детей слушать устные инструкции педагога.

Познакомить на практике с основными геометрическими понятиями. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.

Квадрат оранжевый ( красный) 15*15см, прямоугольник 15*7,5см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

февраль

1

Медведь

Учить перегибать «косынку» пополам. Учить понимать, что детали головы и туловища выполняются по отдельности из квадратов разной величины. Воспитывать

и развивать способность контролировать с помощью мозга движения  рук и пальцев.                          

Квадраты коричневого цвета 15*15см,10*10см, два квадрата 6*6см, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

2

Кораблик

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх

Прямоугольные листы 20*15см.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3

Звездочки

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Учить чередовать цвета, соединять детали, прикладывая короткую сторону заготовки к линии перегиба предыдущей. Воспитывать усидчивость, ответственность.                                          

8 квадратов 10*10см, 4 из них одного цвета,4 - другого, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

4

Курочка

Учить складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.

Красный квадрат 3*3см, жёлтый (оранжевый)   квадрат 15*15см, клей, карандаш или фломастер.                          

Оригами для дошкольников

С.Соколова

март

1

Хризантема, гвоздика, тюльпан

Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, бумага жёлтого цвета, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3

Вертушки

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

4

Кошечка

Закрепить с детьми  складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам  «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

апрель

1

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать  модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Рыбки

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы,  объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная  обрез.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3

Сова

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.       

                      

Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножницы.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

4

Ёжик

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.              

  

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см,карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Оригами для дошкольников

С.Соколова

май

1

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

2

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Оригами в детском саду.

С.Мусиенко

Г.Бутылкина

3

Моё любимое оригами.

Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к результатам своего труда.

Разноцветные квадраты 10*10, ножницы, клей.

Волшебная бумага.

Н.Чернова.

4

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.

3 Организационный раздел

3.1 Условия реализации программы.

Требования к педагогу:

Прежде чем приступить к занятиям оригами, педагог должен освоить основные приемы техники складывания бумаги: термины и знаки, принятые в оригами, приемы работы с бумагой, способы получения базовых форм, овладеть складыванием классических моделей.

Требования к среде:

  1. Программа кружка «Оригами».
  2. Методическая литература по оригами.
  3. Материалы для бесед.
  4. Наглядные пособия (иллюстративный материал, как в бумажном, так и в электронном виде)
  5. Образцы фигурок, пооперационные карты (Каждая пооперационная карта должна быть не рисованная, как это принято в литературе по оригами, а представлять собой реальный квадратик бумаги с фиксированием всех этапов складывания изделия. Эти квадратики-схемы прикрепляются на лист плотной бумаги, а все этапы обозначены условными знаками, что позволит ребенку следить за последовательностью складывания. На каждой карте указано та базовая форма, из которой все это складывается. Такие карты поэтапного складывания поделки позволят детям в свободное время еще раз вспомнить последовательность изготовления базовых форм и поделок, рассказать, как надо сложить ту или иную поделку и сделать самостоятельно. А так же с помощью такой карты можно одновременно знакомить детей с условными знаками, принятыми в оригами; учить «читать» схемы; искать, где была допущена ошибка, разобрав поделку до нужного этапа и исправить эту ошибку; развивать речь, память, внимание).
  6. Материал для складывания, необходимый каждому ребенку (заготовки для поделок должны иметь точно квадратную форму, бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться, цветной)
  7. Диски с музыкой (классической, народной, детскими песенками, звуками природы).
  8. Ноутбук или интерактивная доска.
  9. Магнитофон.

Для реализации программы разработаны:

  • Перспективно-календарный план;
  • пооперационные карты;
  • конспекты занятий;
  • банк иллюстративного материала;
  • картотеки физминуток, пальчиковых игр и гимнастик для глаз.


3.2 Список литературы

  1. Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов»./ - Ярославль : «Академия развития», 1998.
  2. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  3. Соколова С. «Сказки из бумаги». – СПб.: «Валери СПб», 1998.
  4. Нагибина М.И. «Из простой бумаги мастерим как маги». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000.
  5. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги»: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами». – М., 2008.
  7. Щеглова О.А. «Оригами. Волшебный мир бумаги». – Ростов н/Д, ИД «Владис», 2008

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка творческой деятельности «Умелые ручки»

Дополнительная образовательная программакружка творческой деятельности«Умелые ручки»...

Дополнительная образовательная программа кружка познавательно-речевой направленности «Умники и Умницы»

Дополнительная образовательная программакружка познавательно-речевой направленности«Умники и Умницы»...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественно-творческому развитию детей «Волшебство своими руками» Программа рассчитана на детей: 4-6 лет

Пояснительная записка Работа по художественному творчеству имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и э...

Дополнительная образовательная программа кружка «Фантазеры» ( образовательная область «Художественно-эстетическое развитие)

Образовательная программа кружка «Фантазеры» имеет художественную направленность, способствует развитию творческих способностей, изобразительных навыков ребенка, используя различные изобра...

Дополнительная образовательная программа кружка по художественному развитию нетрадиционные техники рисования «Радуга красок» Возраст детей: 4-5 лет Срок реализации программы: 1 год

-Развивает уверенность в своих силах- Способствует снятию детских страхов. -Учит детей свободно выражать свой замысел. -Побуждает детей к творческим поискам и решениям. -Учит детей работать с разнообр...

Дополнительная образовательная программа кружка по конструированию и ручному труду "Умелые пальчики"

Программа предполагает органическую взаимосвязь и постоянное взаимодействие трех видов художественной деятельности :изобразительной,декоративной и конструктивной....