Планирование кружка"Наш край" младшая группа
рабочая программа (младшая группа)

Шичкина Виктория Валентиновна

Планирование кружка во второй младшей группе с элементами изодеятельности!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

 «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» для детей второй младшей группы.

 Пояснительная записка

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки.

Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Рабочая программа разработана для детей младшей группы. Занятия проводятся один раз в неделю, в вечернее время, продолжительностью 10 - 15 минут. В год 35 занятий. Закрепление материала проходит во время режимных моментов и в совместной деятельности педагога с детьми.

Цель программы:

Приобщение  дошкольников к духовно - нравственным  ценностям русской народной культуры.

 Задачи:

  • формировать  у  детей  общее  представление о культуре  русского  народа,  её  богатстве  и  разнообразии;
  • обогащать знания детей о предметах быта русского народа;
  • познакомить с  декоративно-прикладным  творчеством;
  • способствовать развитию у детей лучших черт русского характера;
  • показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах;
  • воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Программа  составлена с учетом  интеграции образовательных областей: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 Примерное планирование  

«Солнышко-ведрышко»

Познакомить детей с русской народной потешкой «Солнышко – ведрышко», помочь детям её запомнить. Учить рассказывать её четко с выражением. Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Во саду, ли в огороде»

Расширять представления детей об овощах и фруктах, используя малые формы фольклора. Учить детей внимательно слушать загадки и находить ответы к ним. Продолжать работу по формированию интереса к устному народному творчеству.

«Как у нашего кота»

Расширять представления детей о домашних животных, используя малые формы фольклора. Вызвать желание запомнить новую потешку, рассказывать ее с интонационной выразительностью. Воспитывать ласковые и заботливые чувства к домашним питомцам.

«Водичка, водичка, умой мое личико"

Продолжать формировать у детей культурно – гигиенические навыки, используя малые формы фольклора. Развивать память, выразительность речи.

Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Кот, петух и лиса»

Учить детей внимательно слушать сказки, участвовать в беседе по её содержанию. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний детей о музыкальных инструментах русского народа (гусли). Формировать интерес к устному народному творчеству

«Милости просим, гости дорогие»

Познакомить детей с мини – музеем «Русская изба», с её хозяйкой (куклой Машей). Рассказать детям о том, чем мы будем здесь заниматься. Способствовать развитию любознательности. Развивать интерес к посещению «Русской избы»

«Приглашаем в гости к нам»

Познакомить детей с информацией о жизни и быте русского народа, о правилах приема гостей, о культуре общения. Способствовать развитию любознательности, воспитывать культуру поведения в гостях

«Колобок»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки, развивать диалогическую речь.

Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

«Сошью Маше сарафан»

Познакомить детей с женской одеждой русского народа. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества выделять элементы украшений. Способствовать развитию интереса и любознательности.

«Волк и семеро козлят»»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Предложить вниманию детей иллюстрации к сказке. Объяснять, как важны в книге рисунки; показать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Чудесный сундучок»

Расширять представления детей о домашних животных и их детенышах. Учить отгадывать загадки. Развивать логическое мышление.

Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Бычок- черный бочок»»

Продолжать приучат детей внимательно слушать сказки, участвовать в беседе по её содержанию. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки. Формировать интерес к устному народному творчеству.

 «Жили у Бабуси»

Развивать у детей интерес к русской народной музыке, желание слушать ее. Развивать умение инсценировать песни, выполняя действия в соответствии с текстом. Воспитывать любовь и добрые чувства к самым старшим членам семьи.

«Дымковская игрушка»

Познакомить детей с народным - декоративным искусством, учить видеть красоту этих предметов .Продолжать формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества, обратить на элементы «Дымковской росписи». Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

«Здравствуй зимушка – зима»

Расширять представления детей о природе, о природных явлениях используя малые формы фольклора. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение потешек. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

«Сундучок Деда Мороза»

Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Вовлекать детей в процесс подготовки праздника. Создавать условия для получения новых положительных впечатлений.

«Снегурочка и лиса»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки. Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

«Самовар – чаем угощай»

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода русского народа (самовар), с информацией о жизни и быте русского народа, о правилах приема гостей, о культуре общения. Способствовать развитию любознательности, воспитывать культуру поведения в гостях.

«Тили – бом!»

Учить детей внимательно слушать потешку, понимать смысл, выделять основную идею произведения, находить персонажей и фрагменты потешки на иллюстрациях, вызвать желание запомнить ее наизусть. Предостеречь детей от игр с огнем.

«Веселые ложки»

Продолжать знакомить детей с народным - декоративным искусством (предметами домашнего обихода и музыкальным инструментом русского народа – деревянные ложки). Способствовать развитию любознательности. Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках. Развивать у детей интерес к русской народной музыке, желание слушать ее и исполнять

«Теремок»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Развивать умение детей пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказки, развивать диалогическую речь. Продолжать формировать интерес к устному народному творчеству.

«Теремок»»

Развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

«Кто же в гости к нам пришел?»

(домовёнок Кузя)

Продолжать знакомить детей с информацией о жизни и быте русского народа.

Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о предметах быта русского народа. Способствовать развитию любознательности.

«Русская балалайка»

Познакомить детей с музыкальным инструментом – балалайка. Развивать у детей интерес к русской народной музыке, желание слушать ее и исполнять.

«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая»

Продолжать приобщать детей к праздничной культуре русского народа. Воспитывать желание принимать участие в праздниках.

Развивать интерес к развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Вовлекать детей в процесс подготовки к празднику.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Учить детей поддерживать беседу о родном человеке. Развивать речь детей. Продолжать воспитывать любовь к родному и близкому человеку.

«Весна, весна, пойди сюда!»

Расширять представления детей о природе, о природных явлениях, о животном и растительном мире, используя малые формы фольклора. Продолжать работу по формированию интереса к устному народному творчеству.

«Шутку шутить – людей насмешить»

Продолжать знакомить детей с малыми формами русского фольклора. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение потешек и небылиц. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

«Гуси - лебеди»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию. Предложить детям рассмотреть иллюстрации к сказке. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Воспитывать смелость, отзывчивость, желание быть добрым и трудолюбивым.

«Русская матрешка»

Продолжать знакомить детей с народным - декоративным искусством. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества выделять элементы декоративных росписей. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

Хозяйкины помощники

Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода русского народа (коромысла и ведра). Способствовать развитию любознательности. Воспитывать положительное отношение к труду.

«У страха глаза велики»

Продолжать приучать детей слушать сказки. Учить участвовать в беседе по содержанию сказки. Воспитывать желание быть справедливым, сильным и смелым с помощью обсуждения поступков героев народных сказок. Формировать интерес к устному народному творчеству.

«Русская свистулька»

Продолжать знакомить детей с народным - декоративным искусством. Формировать умение рассматривать и обследовать предметы народного творчества выделять элементы декоративных росписей. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства.

«Волшебная палочка»

Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации. Развивать умение детей рассказывать по картине знакомые сказки, пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки.

Продолжать работу по формированию интереса к устному народному творчеству

«Прощанье с избой»

Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Способствовать развитию любознательности. Расширять представления детей о природе, о природных явлениях, о животном и растительном мире, используя малые формы фольклора. Продолжать воспитывать любовь к родному краю, к членам своей семьи.

В младшей группе (3-4 года) планирование предполагает:

  1. Создание доброжелательной свободной атмосферы на занятиях, позитивного микроклимата.
  2. Знакомство с различными видами и жанрами фольклора.
  3. Воспитание уважения к труду народных умельцев.
  4. Активное включение детей в различные виды деятельности: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную.
  5. Индивидуальный подход, учет индивидуальных предпочтений, интересов, развитие индивидуальных способностей детей.
  6. Систематичность и последовательность, непрерывность в работе в течении всего учебного года.
  7. Повторение учебного материала и его постепенное усложнение.
  8. Использование произведений народного творчества в самостоятельной деятельности детей.
  9. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
  10. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.

И конечно, важными задачами в приобщении детей к истокам русской народной культуры являются:

  1. Развитие познавательных интересов и любознательности.
  2. Формирование представлений о жизни своих предков, о народной культуре.
  3. О традициях и обычаях.
  4. Формирование осознания причастности к своему народу.
  5. Формирование активной гражданской позиции.

Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель данного кружка состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Чтобы успешно проводить занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры, необходимо вложить в эту работу свое сердце , суметь передать свое видение, свою любовь, подобрать слова, которые бы тронули каждого ребенка, нашли отклик в его душе.

На основании вышеизложенного, будет уместна цитата К. Ушинского: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах».












                    Тематический годовой план занятий кружка.

 Младшая группа «Рукавичка» 2018-2019 учебный год.

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

1 неделя

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее хозяйкой. Изготовление макета русской избы.

2 неделя

«Ходит сон близ окон»

Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Конструирование люльки из коробочек.

3 неделя

«Во саду ли, в огороде»

Знакомство с огородом детского сада. Рисование штампами из овощей «Вот какой урожай»

4 неделя

«Репка»

Знакомство со сказкой «Репка». Драматизация сказки.

Октябрь

1 неделя

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах. Конструирование сундучка из спичечных коробков.

2 неделя

«Как у нашего кота»

Знакомство детей с обитателем «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота». Рисование ватными палочками «Котик Пушистик».

3 неделя

«Котик, котик поиграй»

Повторение потешки «Как у нашего кота». Дидактическое упражнение «Похвали котика». Игра с котенком в катушку на ниточке

4 неделя

«Девочка и лиса»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса». Игра «Кто позвал?» (угадывание по голосу)

Ноябрь

1 неделя

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

2 неделя

«С гуся вода, а с Ванечки худоба»

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

3 неделя

«Идет коза рогатая»

Знакомство с новым обитателем «избы» - козой Машкой. Разучивание потешки «Идет коза рогатая». Изготовление козлика из туб от туалетной бумаги.

4 неделя

«Волк и семеро козлят»

Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»

Декабрь

1 неделя

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печкой, чугунком, ухватом, кочергой. Лепка из глины чугунка.

2 неделя

«Колобок»

Знакомство со сказкой «Колобок». Драматизация сказки.

3 неделя

«Уж ты, зимушка-зима»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку». Рисование «Снег, снег кружится, белая вся улица»

4 неделя

«Сундучок Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде. Изготовление Нюши из пенопластовых шариков.

Январь

1 неделя

«Пришла коляда - отворяй ворота»

Знакомство детей с Рождеством. Изготовление масок.

2 неделя

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем». Лепко сушек из глины.

3 неделя

«Гость на гость – хозяйке радость»

Знакомство детей с медведем Мишуткой. Лепка посуды

4 неделя

«Три медведя»

Знакомство со сказкой Л.Н. Толстого «Три медведя»

Февраль

1 неделя

«Маша и медведь»

Знакомство со сказкой «Маша и медведь». Драматизация сказки.

2 неделя

Хозяйкины помощники

Знакомство детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской. Большая стирка, дать попробовать детям постирать кукольную одежду на стиральной доске, сравнить со стиральной машиной.

3 неделя

«Половичку курочка веничком метет»

Разучивание потешки «Наша – то хозяюшка сметливая была». Аппликация на ткани «Коврик в домик».

4 неделя

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей. Печем печенье из слоённого теста.

Март

1 неделя

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Этическая беседа «Моя любимая мама». Открытка для мамы.

2 неделя

«Приди, весна, с радостью»

Разучивание заклички «Весна, весна красная!» Рисование «Желтая поляна».

3 неделя

«Петушок – золотой гребешок»

Знакомство детей с новым персонажем – Петушком. Разучивание потешки о петушке. Аппликация «Цветные перья для петушка»

4 неделя

«Заюшкина избушка»

Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка». Драматизация сказки.

Апрель

1 неделя

«Трень – брень, гусельки»

Знакомство с русским народным инструментом – гуслями.

2 неделя

«Кот, лиса и петух»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух»

3 неделя

«Петушок с семьей»

Знакомство с семьей петушка. Знакомство с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьей». Аппликация из яичной скорлупы «Цыплёнок».

4 неделя

«Курочка - Ряба»

Знакомство со сказкой «Курочка Ряба». Драматизация сказки.

Май

1 неделя

«Здравствуй, солнышко!»

Разучивание потешки про солнышко. Рисование «Солнышко»

2 неделя

«Сорока – белобока, кашу варила»

Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком. Лепка горшочка из глины.

3 неделя

«Кто в тереме живет?»

Знакомство со сказкой «Теремок». Драматизация сказки.

4 неделя

Прощание с «избой»

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Прощание детей с хозяйкой до осени. Отгадывание кроссворда по пройденному материалу.

Список литературы

Аникин В.П. Русский фольклор Издательство «Художественная литература Москва 1995. Редактор Ю. Розенблюм

Афанасьева А.Н. Русские сказки Издательство «Художественная литература» Москва 1987. Редактор С.Чулков

Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры Издательство «Учитель» Волгоград 2008. Редактор А.В. Перепелкина

Ветрова В.В. «Ладушки, ладушки…» (Игры для детей и родителей). – М.: Знание, Москва 1995. Редактор О.Г.Свердлова

Виноградова А.В. 1000 загадок для самых умных малышей Издательство «Сова» Санкт-Петербург 2007. Редактор М. Воронцова

Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома Издательство «Оникс» Москва 2011. Редактор Р.Е. Данкова

Капшук О.Н. Русски праздники и обряды ООО «Феникс» Ростов н/Д 2008. Редактор А.М. Спивак Князева О.Л. , Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Издательство «Детство-Пресс» Санкт- Петербург 2006. Редактор С. Д. Ермолаев

Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки и прочие детские забавы. Серия: Азбука развлечений. «Издательство Союз», Санкт-Петербург 2000. Редактор И.Л. Климович

Мельников М.Н. Русский детский фольклор М.: Просвещение Москва 1987. Редактор Ю.Д. Тарасов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование экологического кружка в старшей группе "Лесовичок"

Перспективное планирование работы кружка по месяцам. Так как я работаю в логопедической группе, где вся работа ведется по лексическим темам, то старалась работу кружка привязывать к этим т...

Перспективное планирование кружка "Оригами" для детей старшей группы

Представлено персективно-тематичнское планирование занятий кружка первого года обучения для детей старшей группы...

Перспективное планирование кружка "Оригами" для детей подготовительной группы

Представлено перспективно-тематическое планирование кружка "Оригами" 2 год обучения  для детей подготовительной группы...

планирование кружка "Народные игры"-вторая младшая группа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад№3   Кружок «Народные игры»Ι Ι младшая группа      Руководитель:Москаленко Валент...

Перспективное тематическое планирование кружка «Волшебные ладошки» (средняя группа)

Я решила проводить занятия по лепке  из соленого теста, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно...

Перспективное планирование кружка ритмики «Маленькая страна» старшая группа 1 год обучения

Перспективное планирование кружка ритмики  «Маленькая страна» старшая группа 1 год обучения...

Перспективное планирование кружка ритмики «Танцевальная мозаика» подготовительная группа 2 год обучения

Перспективное планирование кружка ритмики  «Танцевальная мозаика» подготовительная группа 2 год обучения...