ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ
консультация

Мельникова Вера Николаевна

Содержание музыкального воспитания в ДОУ создает благоприятные условия для развития потенциальных возможностей ребенка, его музыкальных способностейВыявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке, развитию музыкальных способностей. Среди них применение методов, приемов, наглядных пособий, звуковых средств, которые помогают детям уяснить содержание и средства музыкальной выразительности. С целью повышения у детей интереса к обучению, развития детской деятельности и личности необходимо создание условий и прежде всего предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию. Развивавшая среда и материальное обеспечение не тождественны, но связаны между собой, так как материальное обеспечение является основой развивающей среды. В соответствии с требованиями к среде развития ребенка предметно-пространственная организация помещений детского сада должна обеспечивать полноценное развитие и эмоциональное благополучие детей, отвечать их интересам и потребностям. 

        «Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

       Музыкально-танцевальный зал оформляется с большим вкусом. Общий стиль зала может быть классическим, народным или типа обычного танцкласса.  Одну из стен можно сделать зеркальной. Смотря по обстоятельствам, убранство зала меняется. Помимо фортепиано зал должен иметь возможность использовать народные и электромузыкальные инструменты, магнитолу или музыкальный центр, видеоаппаратуру, мультимедиа. Необходимо оборудовать зал звуковыми и световыми спецэффектами.

    В детском саду создана разнообразная по содержанию предметно-развивающая среда, которая постоянно пополняется и обновляетсяПодобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, магнитно-маркерной доски. Используются   маски, костюмы  сказочных персонажей, музыкальные инструменты, в том числе и фольклорные, различные виды кукольного театра: пальчиковый, теневой, кукла-игрушка, бибабо, марионетки, музыкально – дидактические игры, которые развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритмазвуковысотный и тембровый слух, творческие способности. Музыкальным руководителем детского сада собрана фонотека с записями шелеста листьев, плеска воды, пения птиц. Музыкальные инструменты используются на вечерах досуга, ярмарках, выпускных вечерах.

      Также  подобраны  иллюстрации, подтверждающие музыкальное воспитание, музыкальные ребусы и кроссворды, альбомы с портретами композиторов, альбомы: «музыка в цвете», «я пою и танцую», музыкальные лесенки с набором попевок и маленькими персонажами, движущимися по ступенькам, карты-схемы для развития певческих навыков.

     Предметно-развивающая среда не только обеспечивает совместную деятельность детей и педагогов, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка.

 

Участие педагога в создании предметно-пространственной среды с учетом возрастных особенностей детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_chuvstva_dobrye_ya_liroy_probuzhdal.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный ринг «Два рояля»

Цель: Развитие вокальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально – дидактическую игру.

Задачи:

1. Закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки  в вокальной деятельности. 

 2.Учить детей активно применять в новых для себя условиях вокальные способности.

3. Воспитывать желание добиваться хороших результатов в соревновательных мероприятиях.

4. Вызывать у детей положительно-эмоциональный настрой.

Оборудование.

  • Подставка для экранов.
  • Экраны с цветными нотками, скрипичным и басовым ключом, музыкальными инструментами (6штук).
  • Два столика.
  • Два детских рояля красного и чёрного цвета.
  • Шесть пластмассовых шаров.
  • Электронная музыкальная игра «Оркестр».
  • Металлофон
  • Колпак и палочка для игры «Комплимент».

Игра состоит из трёх туров. В каждом туре команды получают шары в качестве баллов за правильные ответы. Дети заранее распределены на  две команды, на груди у  них эмблемы с изображением нот чёрного и красного цвета.

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с присутствующими.

Музыкальный руководитель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я предлагаю вам игру «Два рояля», на которой мы узнаем, какая  из команд лучше умеет петь, играть и танцевать. Справа от меня команда «Красного рояля», слева – команда «Чёрного рояля». Предлагаю командам поприветствовать друг друга.

Игра «Здравствуй».

Ход игры: Дети становятся в два концентрических круга, под музыку идут в разных направлениях и поют:

Весело шагают девчонки и мальчишки,

Друга выбирают наши ребятишки.

Останавливаются, дети внутреннего круга поворачиваются лицом к детям внешнего круга, образуют пару с напротив стоящим ребёнком.

Здравствуй, здравствуй,

Здравствуй, милый друг.

Пожимают друг другу руки (сначала правые, потом – левые)

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Посмотри вокруг.

Разводят руки в стороны.

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Мне ты улыбнись.

Покачивают головой из стороны в сторону.

Здравствуй, здравствуй!

Выполняют два пружинящих полуприседания, взявшись за руки.

Головкой поклонись.

Кланяются друг другу.

Музыкальный руководитель: Прошу занять свои места. (дети садятся).

Хочу представить вам членов нашего жюри, которые будут оценивать ваши ответы. Это…

И я попрошу жюри ознакомить команды с правилами нашего музыкального ринга.

Жюри: Правила игры простые: открываете экран, выполняете соответствующее задание, а за каждое правильно выполненное задание вам будут вручаться вот эти шары. В конце игры посчитаем, у какой команды их будет больше, та  и победит.

Музыкальный руководитель:  Итак, первый тур. Экран открывает команда «Красного рояля». Договоритесь, кто из вашей команды будет открывать экраны.

Детям предлагается два экрана с изображением скрипичного и басового ключа. Ребёнок выбирает один из экранов.

Музыкальный руководитель: На этом экране зашифрована музыкальная игра, которую вы узнаете по мелодии.

На металлофоне звучит музыкальный фрагмент мелодии игры «Ама-лама».

Игра «Ама-лама». Американская детская песенка.

Дети поют её, сопровождая текст  движениями.

1. Просыпается листва и проснулся паучок,

    Вот проснулась голова, и проснулся язычок.

Припев: Ама-лама-лама, Чоко, бала-бама,

               Эки, вэки, буки.

               Ама, лама-лама, чоко, балабама,

               Онэ, коко-юки.

2. Прыгаю кузнечики, зажужжали мухи.

    Просыпайтесь, плечики, просыпайтесь, мухи.

3. Вот проснулся муравей и сороконожки.

    Просыпайтесь поскорей, пяточки и ножки.

Музыкальный руководитель: Команде «Чёрного рояля» достаётся экран с вокальным упражнением «Веники».

Упражнение «Веники».

Дети встают и поют:

Веники, веники, веники – помелики

На печи валялися, с печки оборвалися.

Кум Гаврила, кум Гаврила,

Я Гавриле говорила. – Упражнение исполняется трижды с ускорением

                                       темпа и чёткой дикцией.

Музыкальный руководитель: Итак, счёт открыла команда «Красного рояля. Второй тур начинает команда «Чёрного рояля», и я предлагаю вам открыть один из этих экранов. (на экранах изображены струнные и ударные музыкальные инструменты) Вам предстоит угадать звучание музыкальных инструментов.

Дети называют экран, определяют звучание бубна, музыкального молоточка при помощи электронной музыкальной игры «Оркестр». Двое детей, угадавших инструменты, становятся «музыкантами».

Проводится игра «Весёлые музыканты».

Используется музыка с диска №1 для средней группы к серии сборников «Праздник каждый день» (авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева).

Ход игры: 

Все дети образуют два круга, идут по кругу, взявшись за руки, музыканты ходят между кругами, приговаривая:      (Диск 1, трек 34.)

Мы по улице гуляем

Хороводы выбираем.

Где весёлый народ –

Тут наш будет хоровод.

Все останавливаются, а музыканты, стоя  каждый перед своим кругом, говорят:

Выше руки поднимайте,

Музыканта в круг впускайте. (заходит в круг)

Я сыграю вам сейчас,

А вы все пускайтесь в пляс.

Музыканты играют на инструментах, все дети  танцуют.( Диск 1, трек 8.)

Музыканты: 

Ох, устал я играть.

Я пойду отдыхать.

Дети: А мы тебя не выпустим!

Музыканты пытаются выбежать из круга, дети препятствуют.

(Диск1, трек 44.

Игра повторяется трижды и каждый раз музыканты меняются, передавая музыкальные инструменты другим детям. Затем музыканты собираются в центре зала и говорят:

В хоровод большой вставайте,

Пляс весёлый начинайте.

Дети образуют один большой круг, музыканты в центре. Игра заканчивается общей пляской. (Диск1, трек 8).

Музыкальный руководитель: Третий тур начинает команда «Красного рояля», на экранах зашифрованы знакомые вам песни. (два экрана с нотами разного цвета). Но к исполнению песен нужно приготовиться, поэтому предлагаю вам встать на музыкальную разминку.

Фонопедическая разминка.

Разминка проводится под музыку Г.Гладкова «Первые шаги», диск «Весёлая детскотека», трек 23. На нечётные такты музыки движения и звуки показывает музыкальный руководитель, на чётные – их повторяют дети.

1такт. Хлопки                                      1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)

3такт. «Греем руки»                         один теплый выдох на руки, трём  

                                                           ладошки и три резких выдоха.

5такт. Ма – ма,(медленно)   ма-мэ-ми-мо-му (быстро).

7такт. «Поцелуй»                                1-2, 1,2,3. (два длинных, три коротких.)

9такт. «Лошадка»                             1 -  «цоканье» языком на улыбке, 2 -              

                                                           вытянув  губы трубочкой.

11такт. З – с, З – с                                на «с» приставить  указательный палец к        

                                                           губам.

13такт. «Машина»                            на звук «ж» вращаем «руль».

15такт. Пиу -                                     правая рука поднимается резко вверх.

             Бум -                                     рука резко опускается вниз.

             Пиу – бум,                            то же левой рукой.

17такт. У…(4 пальца к шекам, страшно),   А…(руки развести в стороны).

             О…(схватиться за голову),             Э…(радостно раскрыть руки).

19так.  Ха-ха, (длинные звуки). Ха-ха-ха (на сильном выдохе).

21такт. Хи-хи (длинные звуки),  хи-хи-хи-хи-хи (весело).

23-24 такты.   Я люблю петь!    - говорят одновременно с музыкальным

                                                      руководителем.

Музыкальный руководитель: Итак, право открыть следующий экран предоставляется команде «Красного рояля», (дети называют экран с нотками красного или синего цвета). Поздравляю! Вы открыли экран с весёлой песней «Кот в сапогах», исполните её, пожалуйста.

Песня «Кот в сапогах» сл. С. Плакутиной,  муз. Е. Беловой.

Музыкальный руководитель: А команда «Чёрного рояля» исполнит песню

Песня «Принимаю я парад»  сл.Е. Шкловского, муз. О. Девочкиной.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, все экраны открыты, выполнены все задания и пока жюри подсчитывают баллы, я предлагаю обеим командам отгадать загадку. Будьте внимательны.

Лучше её не бывает на свете,

Знают с рожденья об этом все дети.

Порой мы бываем, капризны, упрямы,

Но всё нам прощает любимая…(мама).

Музыкальный руководитель: Предлагаю заключительную песню спеть всем вместе.

Песня «Колыбельная для мамочки» сл. и муз. Е. Шестаковой.

Предоставляется слово жюри, подводится итог игры, объявляется результат, команды принимают поздравления.

Игра «Комплимент»

Ход игры: Дети становятся в круг, в центре – водящий с большим колпаком на голове, закрывающим глаза, дети идут по кругу и поют на русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде»:

Раз, два, три, четыре, пять.

Постарайся угадать,

Кто сейчас тебя поздравит,

Комплимент тебе подарит.

Один из детей называет водящего по имени, тот определяет по голосу, кто его позвал. Водящего меняют, игра повторяется.

Музыкальный руководитель: Я тоже хочу подарить всем вам комплимент: вы самые весёлые, умные и талантливые дети. А сейчас покажите мне правую руку…, левую руку… и дружно поаплодируйте друг другу. А в качестве награды мы дарим вам эти замечательные музыкальные инструменты – два рояля. Игра окончена. До свидания!

Дети под музыку уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая разработка "Проектирование предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей-дошкольников"

Содержание Введение …………………………………………………………………………..31.      Значение предметно-развивающей среды в самостоятельной деятельности старших дошкольников…………………………………….……...

"Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ посредством реализации образовательной области «Физическая культура»

Доклад с зонального семинара практикума для управленцев дошкольных учреждений "Создание развивающей среды, как условие внедрения ФГТ в ДОУ"...

Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании.

Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покину...

Консультация по теме «Проектирование предметно-развивающей  среды  по  музыкальному воспитанию»

«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его ду...

«Проектирование предметно – развивающей среды для дошкольников с нарушениями речи»

Реализация социальных потребностей невозможна при отсутствии важного фактора - сформированности речесой деятельности. Системнообразующим началом может стать предмнтно-развивающая среда. Которая должна...