Статьи
статья

Светлана Кузяшина

Ссылка на статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектной деятельности в духовно-нравственного воспитании детей дошкольного возраста

С.П.Кузяшина, воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 39 "Ромашка",  Видное Московская область

Аннотация: статья посвящена проблеме духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста посредством метода проекта. Показана необходимость использования инновационных методов, направленных на всестороннее развитие дошкольников.

Ключевые слова: духовно-нравственное образование, духовно-нравственные качества, проектная деятельность, инновационный метод.

«Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание».

В.Г.Белинский

Роль проектной деятельности в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

С.П. Кузяшина, воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 39 "Ромашка", Видное Московская область

Дошкольное образование - один из первых и важных этапов системы образования. Главной целью дошкольного образования является гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Вопросы формирования  духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения всегда будут актуальными.

Наша цель - определить условия и педагогические технологии формирования духовно - нравственных чувств и качеств у детей дошкольного возраста.

Возглавляя деятельность детей, мы воспитатели, формируем важные для русского человека черты такие, как любовь к родному краю, Родине, Русской Армии, история России, уважение к людям другой национальности. Знакомим детей с символикой государства, историческим личностям, развиваем интерес к русским традициям и ремеслам. Мы все знаем, что любовь к Родине начинается с отношений с друзьями и близкими родственниками - отцом, матерью, бабушкой, дедушкой, с любовью к своему дому, улице, где живем, детскому саду, город. В дошкольном возрасте необходимо сформировать элементарные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Придя в детский сад, дети еще не умеют дружить, поэтому, нам взрослым необходимо учить детей жить дружно, вместе играть, пользоваться игрушками, книжками, помогать друг другу, поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Закладывать основы доброжелательного отношение друг к другу, умение делиться, правильно оценивать хорошие и плохие поступки.

Одним из эффективных способов решения проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников является оптимизация образовательного процесса с использованием инновационных и информационно-коммуникационных технологий воспитания и обучения, основой которого выступает проектная деятельность. Метод проектов актуален и очень эффективен, так как построен на основе интеграции образовательных областей.

Интегрированный подход в духовно-нравственном воспитании дошкольников способствует речевому развитию, познание, художественно-эстетическому и физическому. Все области духовно-нравственного воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают личностное развитие. Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте осуществляется по-разному.

Проектной деятельности отводится ведущая роль. Данный метод позволяет создать условия для формирования и развития внутренней мотивации дошкольников к развитию самостоятельности, необходимости самосовершенствования, ответственность за результат своей деятельности. Проектная деятельность позволяет дошкольникам ориентироваться в различных ситуациях, и в дальнейшем адаптироваться в окружающем социуме. 

В ходе проектной деятельности можно использовать несколько эффективных методов и приемов работы с детьми:

1. Игра является одной из самых эффективных и доступных видов деятельности детей. Она дает ребенку возможность удовлетворять свои желания и интересы, совершенствовать речь, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии. Особенность народных игр в том, что они имеют нравственную основу, учат ребенка обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, уважительное отношение к культуре родной страны, создается положительная эмоциональная основа для развития духовно-нравственных чувств. Народные игры в сочетании с другими средствами воспитания составляют основу формирования гармонично - развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство (русские народные игры "Салки", "Снег, снег кружится", "Гуси-лебеди", "У медведя во бору", народные хороводные игры: "Ходит Ваня", " Черный ворон"," Ручеек " и др.)

2. Чтение и анализ литературы по духовно – нравственной тематике. Литературный материал имеет важное значение в духовно – нравственном воспитании ребенка, так как детям легче оценивать поведение и поступки других, а не свои.  Знакомство с родным языком, через произведения устного народного творчества - сказки, потешки, песенки, поговорки и половицы способствует формированию нравственных качеств, так как именно они вмещают в себя все ценности родного языка. Знакомя дошкольников с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям, так как в произведениях устного народного творчества сохранились черты русского характера, свойственные ему нравственные ценности.  

3. Беседы с дошкольниками о правилах поведения. Оценивая свои поступки и поступки друзей, дошкольники учатся понимать и обсуждать, что хорошо, а что плохо.  "Например: "Дом, в котором мы живем", "Доброе дело делай смело", "Я и мои друзья" и т. д.         

4. Конкретный пример. Помогает детям постепенно осознавать общие нравственные и моральные понятия (вежливый, добрый, справедливый, заботливый и др.).

5. Слушание духовной музыки, звон колоколов, колыбельных песен, театральная деятельность. Театральная деятельность несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром. Поэтому для всех нас является важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных ценностей.

6. Проигрывание этюдов, игры - упражнения, передающих различные человеческие качества (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу дома; животные чистят свои счета, и т. д. важно, чтобы дети не разговаривали друг с другом).       

7. Решение проблемных ситуаций ("Как бы ты поступил, если...").         

8. Продуктивная активность, в которой дошкольники удовлетворяют свою потребность в действенном образном выражении собственных воспоминаний. Большое пространство в духовно-нравственном воспитании занимают народные праздники и традиции. В течении года ведётся работа по ознакомлению с народными и православными праздниками (Рождество, Масленица, Пасха).

9.Совместная деятельность родителей и детей. (Походы по родным и любимым местам города, экскурсии, изготовление дидактических игр с национальным колоритом: «Украсьте одежду национальным узором»,    «Сложи одежду».

10.Тематические вечера, досуги, развлечения эстетической направленности. (Развлечение для детей «Ты мой друг и я твой друг», родительский клуб «Влияние русских народных игр на духовно-нравственное развитие дошкольников» и т.д.).

Метод проектов развивает познавательный интерес дошкольников к разным областям познаний, сформировывает навыки сотрудничества, раскрывает огромные способности в организации общей деятельности дошкольников, воспитателей и родителей.

Огромное внимание при использовании на практике образовательных проектов духовно - нравственной направленности, уделяется семье -  привлечение ее в данный проект, так как непосредственно в семье дошкольник осваивает первые духовно - нравственные нормы и ценности, критерии и образцы поведения, обретает духовно - нравственный навык.

В дошкольном возрасте закладываются основы развития духовно – нравственных качеств, чувств, эмоций, мышления, наступает процесс осознания себя в окружающем мире. Дошкольный возраст является более подходящим для эмоционально-психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им воспоминания и впечатления чрезвычайно ярки и сильны и благодаря чему остаются в памяти долго, а могут остаться и на всю жизнь. Это важно учитывать в духовно - нравственном воспитании.

Духовно-нравственное воспитание процесс длительный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника данного процесса, который может отыскать отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значительности нашей работы.

Источники

  1. Программа «От рождения до школы», разработанной коллективом авторов под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  2. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. - М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI века», 2008.
  3. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  4. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. - 2009. - 298с.
  5. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду.   – М.: Айрис-пресс, 2008.
  6. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. - М.: Спарк. - 2011. - 289с.
  7. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.
  8. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. - 209с.
  9. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010. -199с.
  10. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М.: Просвещение. - 2016. - 109с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...