Занятие о профессии шахтера Холод Е.В.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Холод Елена Викторовна

Цель: познакомить детей с профессией и трудом шахтера.

Образовательные задачи:

•        расширять  представления о профессиях людей

  • познакомить с профессией шахтер

•        закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”

Развивающие задачи:

•        развивать познавательные интересы;

•        совершенствовать грамматический строй речи (упражнять. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными);

•        совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;

•        развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога);

•        развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).

Коррекционные цели:

•        уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;

•        корригировать слуховое внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

•        формирование сплочения детского коллектива, повышать уровень игрового взаимодействия между детьми;

•        воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_professii_shahtera_holod_e.v.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 231

 «Детский сад комбинированного вида»

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром

Тема «Кто такой шахтер?»

Воспитатель

Холод Елена Викторовна

Кемерово, 2019 г.

Цель: познакомить детей с профессией и трудом шахтера.

Образовательные задачи:

•        расширять  представления о профессиях людей

  • познакомить с профессией шахтер

•        закреплять в речи существительное с обобщающим значением “профессии”

Развивающие задачи:

•        развивать познавательные интересы;

•        совершенствовать грамматический строй речи (упражнять. в образовании прилагательных от существительных, согласование числительных с существительными);

•        совершенствовать навыки построения простого и сложного предложения;

•        развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога);

•        развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения).

Коррекционные цели:

•        уточнять и расширять словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;

•        корригировать слуховое внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

•        формирование сплочения детского коллектива, повышать уровень игрового взаимодействия между детьми;

•        воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства.

Материал и оборудование: каменный уголь, макеты подземной добычи угля, наглядно дидактический материал про шахтеров, предметы труда и

специальный костюм шахтера.

Ход НОД.

- Становитесь дети в круг.

   Я твой друг, и ты мой друг.

   Вместе за руки возьмемся

   И друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня хочу показать вам интересную и познавательную, сказку. Сказка о сибирском крае.
Создал Господь Бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни ... Хорошо получилось.
Потом призадумался. А какими бы богатствами одарить каждое место на Земле? И решил - соберу все подарки и отправлюсь путешествовать.
Пришел на Украину - подарил ей сады, в Молдавию - виноградники, на Кавказ - минеральные источники, на Урал - камни самоцветные. Когда же на сибирской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу пол мешка подарков. Тут тебе и нефть, и газ, и лес, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего ... Передохнул Бог и подумал: «Большие богатства большим трудом должны добываться». И спрятал их - нефть и газ под землю, зверей - в леса дремучие, рыбу - в реки и озера глубокие. «Пусть, - сказал Господь Бог, - люди здешние живут в достатке, своим трудом славят землю сибирскую да приумножают богатство и мощь России - Матушки. Так оно на самом деле и есть, и так будет всегда».
- О чем сказка, о каком крае?

Ребята, нам очень повезло. Мы живем в богатейшем сибирском крае - Кузбассе, здесь очень много полезных ископаемых.

Как вы думаете, почему они называются полезными?

Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землей для использования в промышленных целях и в быту.
Кузбасс - богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают и глубоко под землёй, и на её поверхности

 Отгадайте загадку:

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый трут,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна-

С уголь ком зимой страна!

Скажите, что это за профессия? (ответы детей)

- Это шахтеры. Послушайте стихотворение:

Такая важная профессия – шахтер

Они в России уголь в шахтах добывают

И там совсем уж не смешно

В пыли вы угольной и саже

И опыт горняка тут очень важен

Не каждый в шахту сможет опуститься

Со страхом подземелья же своим смириться

Вы опускаетесь на глубину легко,

И по забою движетесь же далеко.

Вы уголь добываете стране родной.

- Кто такой шахтер?

Это те люди, кто, добывая уголь, приносит людям тепло и свет. В былые времена этих людей еще называли углекопами. Самая опасная мирная профессия – профессия шахтёра.

Каждый миллион тонн добытых полезных ископаемых стоит в среднем четырёх человеческих жизней.

- В России горное дело получает мощный импульс при Петре Великом, сумевшим оценить перспективу развития этой отрасли и пользу рудокопных заводов. В центральной части России, на Урале и в Сибири интенсивно развивается горнозаводская промышленность, растет интерес к каменному углю, как к новому виду топлива.

- Шахтер сегодня – не просто рудокоп, а высококвалифицированный, образованный специалист, решающий сложные технические задачи в близких к экстремальным условиях.

- К шахтёрам относятся:

1.  Горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) – одна из двух основных шахтных специальностей. Этот рабочий (на профессиональном жаргоне – добычник) непосредственно добывает уголь в очистном забое (лаве). Одна из самых высокооплачиваемых профессий в шахте.

2. Проходчик – одна из основных шахтных специальностей. Прокладывает путь в недра, проводя подготовительные горные выработки для последующей добычи полезных ископаемых.

Выполняет весь комплекс работ по проходке на шахтах, рудниках и других производствах, связанных с добычей полезных ископаемых открытым способом, а также строительством метрополитенов, тоннелей, различных подземных сооружений.

3. Мастер взрывник – рабочий, осуществляющий взрывные работы в шахте.

Взрыв – самый радикальный способ раскалывания горной породы. Но он связан с особой опасностью, и от квалификации взрывника зависят жизни людей, с которыми он работает.

4. Электрослесарь подземный – ключевая фигура в поддержании работоспособности шахты. От его квалификации (как в случае со взрывником) зависит не только производительность труда, но и жизни многих людей.

Электрослесарь на шахте работает в стесненном пространстве, при повышенной влажности, сильной запыленности и во взрывоопасной окружающей среде.

- С работой шахтера справятся лишь физически сильные и выносливые люди. Инструменты, применяемы при проходке шахт, очень тяжелые. Например, перфоратор весит 35 кг, отбойный молоток – до 15 кг, а пояс с батареей для фонаря около 6 кг.

Любой тоннель прокладывается в строгом соответствии с утвержденным планом. Чтобы не ошибиться в расчетах, шахтер-проходчик должен обладать хорошей образной памятью, глазомером и точной координацией движений.

Шахтер должен быть ответственным, обладать быстрой реакцией на аварийные сигналы, тонким слухом и быть крайне наблюдательным. Эти качества помогают в чрезвычайных ситуациях.

Профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа.  (День шахтера отмечается с 29 августа 1948 года ).

- Для того чтобы спустится в шахту, шахтеру  нужно обязательно одеть спец одежду.  Она шьется из плотного материала, чтобы отлетевшие кусочки угля не ранили тело. Обязательно одевается каска, чтобы защитить голову. На каске имеется фонарь, потому что под землей темно.

- Вставайте в круг, проведем разминку. (Дети образуют круг).
 Разминка.
Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2-3 приседания.)
В шахтах его горняки добывают.

(Поднимают руки вперёд, разводят в стороны.)
На смену, на смену шахтёрам пора
Уголёк поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо-влево.)
Шахтёры, шахтёры на смену идут, (Маршируют на месте.)
Нелёгкий, но очень почетный их труд.

 (Поднимают руки через стороны вверх.)

- А вы знаете, что добывают в шахте? Правильно, уголь.

- Ребята, а вы знаете, для чего нужен уголь?

Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.
Раньше в старину уголь добывали только киркой и лопатой.

 Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны дробят пласты

угля. Если пласт тонкий, то его режут шнеком. Глубоко под землей, есть много туннелей, проспектов, переулки - забои.

Машины отбивают уголь, крошат его и выкидывают. Уголь течет по

самоходной дорожке по колодцу вверх. Из шахты на поверхность поднимают угольную массу, она состоит из угля и породы.

Уголь - полезное ископаемое, а порода не представляет большой ценности. На специальных фабриках уголь сортируют. Давайте попробуем различить, где порода, а где уголь.

 Практическая работа. Рассматривание и обследование породы и угля.
-  Давайте поиграем, как будто очутились мы с вами на фабрике, которая сортирует угольную массу. Уголь отправляют на заводы, на фабрики, а породу практически нигде не используют.


1. Возьмите лупы, внимательно посмотрите, какую разницу вы увидели? (один камень блестящий, а другой нет, один - насыщенного черного цвета, а другой более блеклого цвета). У угля более насыщенный цвет.
2. Теперь возьмите один камень в правую руку, а другой в левую. Какую чувствуете разницу? Что вы чувствуете? (один тяжелее, другой легче). Уголь легче, чем порода.
3. Попробуйте порисовать одним и другим камнем (один рисует, другой нет). Уголь рисует, а пород нет.
Покажите,  где у вас уголь?  Как вы это определили?

- Молодцы, ребята, теперь вы умеете отличать уголь от породы.

 
Итог.

- Что нового вы узнали? О какой профессии мы говорили?

 Что вам понравилось, запомнилось?

Теперь вы уже знаете, что это за профессия «Шахтер». Может быть и вы станете когда-нибудь шахтерами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия шахтер.

загадки о профессиях...

Сценарий спортивного праздника, посвященного профессии шахтера для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я-шахтерская страна»

Спортивное мероприятие "Папа, мама, я-шахтерская семья" формировало знания детей о профессиях шахтеров, горняков; воспитывало уважение к труду шахтеров. Дети познакомились с трудом...

Проект «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

Россия – наша большая Родина, но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит. Наш Кузбасс знаменит лесом, золотом, но главное богатство кра...

Конспект занятия «Доблестная профессия – шахтер!»

Возраст: 6-7 лет (подготовительная группа).Воспитатели: Яковлева Елена ИгоревнаАргунова Вера Викторовна Цель: Формирование у обучающихся представлений о мире профессий, через активизацию познават...

Конспект занятия по теме: «Профессия шахтера – круто!»

Занятие, знакомит с профессией шахтера...

ПРОЕКТ «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

ПРОЕКТ«Лучше нет профессии – профессии шахтер!»...

Квест – игра для детей дошкольного возраста Тема: «Профессия - шахтер»

- Воспитывать патриотические чувства и любовь  к родному краю.- Познакомить с историей города, символами.- Познакомить  детей  с достопримечательностями, улицами,  знаменитыми людь...