Проект «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Леднева Ольга Викторовна

Россия – наша большая Родина, но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит. Наш Кузбасс знаменит лесом, золотом, но главное богатство края – черный уголь. В наши дни профессия шахтера является одной из самых опасных и тяжелых во всем мире. Шахтерский трудовой путь выбирают лишь самые смелые и мужественные люди. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_den_shahtyora.docx376.76 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Администрации города Юрги

«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 «Берёзка»

Проект

«Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

C:\Users\uesr\Desktop\ФОТО СТАРШАЯ ГРУППА\Разное ФОТО\BOYN0228.jpg

Составители:

 О.В. Леднева

воспитатель,

высшая квалификационная категория 

И.А. Деревянко

воспитатель,

первая квалификационная категория 

г. Юрга 2020

Содержание

1.

Паспорт проекта

3

2.

Актуальность

5

3.

Цели и задачи проекта

6

4.

Обеспечение проектной деятельности

7

5.

Стратегия осуществления проектной деятельности

8

6.

Ожидаемый результат

8

7.

Этапы  реализации и проведения проекта

9

8.

Этапы проведения проекта

9

9.

Заключение

13

10.

Библиографический список

14

Приложение:  

  1. Беседа «Люди, которые добывают уголь»
  2. Непосредственная образовательная деятельность  «Труд шахтёров»
  3. Беседа «Почему уголь называют черным золотом»
  4. Загадки, стихи о шахтерах;
  5. Спортивное развлечение к дню Шахтёра «Хочу стать шахтером».

Паспорт проекта

О проекте

Содержание

1

Наименование проекта

 «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

2

Тип проекта

Познавательно - исследовательский

3

Нормативно – правовая база

  • Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г
  • № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав МБДОУ ДС КВ № 31 «Берёзка».

4

Цель проекта

Формирование представлений о мире

шахтерских профессий.

5

Задачи проекта

Образовательные:

  • Познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям, как уголь используется человеком. 
  • Расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивающие: 

  • Развивать интерес у детей к труду шахтёров, о мире шахтёрских профессий;

Воспитательные: 

  • Воспитывать любовь и уважение к труду горняков, родному краю, чувство гордости за него. 

6

Участники проекта

Дети старшей группы, воспитатели, родители

7

Сроки реализации проекта

с 24.08.2020 г. по 28.08.2020 г. (краткосрочный)

8

Реализация проекта:

 I этап  

 Подготовительный

(24.08.2020 г.- 25.08.2020 г.)

Сбор  материала необходимого для реализации

проекта. Организация предметно-развивающей

среды по теме проекта. Систематизация имеющейся литературы по познавательно – творческой деятельности детей старшей группы.

II этап

Основной

(25.08.2020 г.- 27.08.2020 г.)

Планирование и прогнозирование работы. Освоение инновационных технологий, форм и методов способствующих успешной реализации проекта.

III этап   Заключительный    

(27.08.2020 г.- 28.08.2020 г.)                    

Анализ достигнутых результатов.

Продукт деятельности.

9

Ожидаемый результат

Предполагается, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:

  • Дети получат информацию о труде шахтеров, о разных способах добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям, как уголь используется человеком
  • Данный проект позволит восполнить представления детей о труде шахтёров, о мире шахтёрских профессий;
  • Повышение речевой активности, активизация словаря по теме: « Профессия Шахтёр», «Горнодобывающее предприятие»;
  • Родители активно участвуют в реализации проекта, заинтересованы в развитии познавательной сферы детей. 

Проект «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

Актуальность: Россия – наша большая Родина, но у каждого есть еще и свой родной край, где он живет, работает, учится. Каждый край чем-то знаменит. Наш Кузбасс знаменит лесом, золотом, но главное богатство края – черный уголь. В наши дни профессия шахтера является одной из самых опасных и тяжелых во всем мире. Шахтерский трудовой путь выбирают лишь самые смелые и мужественные люди. Труд – центральное социальное явление. Ознакомление детей с техникой, машинами и механизмами, доступными дошкольнику, разнообразными видами труда, профессиями родителей, обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Проблема: Не сформирован познавательный интерес к труду взрослых.

Недостаточная информированность детей о профессии шахтера.

Гипотеза проекта:

Если реализовать данный проект, то у детей выработается интерес к профессии шахтера, что будет способствовать профессиональной ориентации и применению полученных знаний в школе.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

  • Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультацию для родителей.
  • Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
  • Родители: закрепляют полученные детьми знания на практике.

Цель проекта:  Формирование представлений о мире шахтерских профессий, горнодобывающего предприятия.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям, как уголь используется человеком. 
  • Расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивающие: 

  • Развивать интерес у детей к труду шахтёров, о мире шахтёрских профессий;

Воспитательные: 

  • Воспитывать любовь и уважение к труду горняков, родному краю, чувство гордости за него.

Обеспечение проектной деятельности

Разделы программы, содержание которых включено в проект:

  • познавательное развитие.
  •  речевое развитие
  •  художественно – эстетическое
  • социально – коммуникативное
  •  физическое развитие

 Успешное развитие познавательно – исследовательских качеств у детей, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игровую, предметную деятельность, общение, труд, обучение,  совместную и самостоятельную деятельность.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор художественной литературы;

  2. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);

  3. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;

  4. Дидактическая, подвижная игры;

  5. Выставки рисунков, поделок,

  6. Создание условий для проведения мероприятий;

  7. Разработка  консультации, буклета для родителей.

  Необходимые условия реализации проекта:

  • интерес детей и родителей;

  • методические разработки.

Стратегия осуществления проектной деятельности

   Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ ДС КВ № 31 « Берёзка»,

 с 24.08.2020 г. по 28.08.2020 г., с детьми  старшей группы:

  •  в специально организованной деятельности;

  •  совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей);

  •  самостоятельной детской деятельности;

  •  деятельности детей и родителей.

  В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.

Ожидаемый результат: 

Предполагается, что реализация данного проекта приведет к положительной динамике следующих показателей:

  • Дети получат информацию о труде шахтеров, о разных способах добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям, как уголь используется человеком
  • Данный проект позволит восполнить представления детей о труде шахтёров, о мире шахтёрских профессий;
  • Повышение речевой активности, активизация словаря по теме: « Профессия Шахтёр», «Горнодобывающее предприятие»;
  • Родители активно участвуют в реализации проекта, заинтересованы в развитии познавательной сферы детей.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный:

  • Постановка цели и задач.
  • Определение методов исследования.
  • Подбор наглядно-иллюстративного материала.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
  • Создание картотеки дидактических  игр.
  • Подбор материала для продуктивной деятельности.
  • Консультации, буклеты для родителей .я

Изменение предметно-пространственной среды:

  • Пополнение художественно-эстетического центра: Игровые упражнения: дорисуй, долепи, раскрась. Трафаретами и шаблонами: машины, добыча и использования угля людьми. 
  • Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины грузовые, шапочки или нагрудные знаки по теме.
  • Наглядно-дидактические пособия: Картинки и иллюстрации с изображением работы шахтёров по добыче угля и использования его людьми..
  • Сюжетно-ролевые игры: «Погрузка угля», «Разрез», «Шахта».Атрибуты к играм.
  • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено»,  лото «Что, нужно шахтёру», «Собери машину по частям».

II. Основной

Тематический план совместных действий с детьми в рамках проекта

Образовательная область

Мероприятия по реализации проекта

Физическое развитие

Подвижные игры: Эстафеты «Перевези уголь», «Подземный поезд», «Спасение шахтеров».

Познавательное
развитие

НОД «Труд шахтёров»

Беседа «Люди, которые добывают уголь»

Беседа «Почему уголь называют черным золотом»

Виртуальные экскурсия «Трудовые будни шахтера»

Работа с картой Кемеровской области, отметить на карте, где расположены угольные богатства, разновидность угля (древесный, каменный)

Экспонаты готовой продукции переработки угля (косметика, бытовые предметы, медицинские препараты);

Дидактические игры: 

 «Четвертый лишний»,«Собери картинку», «Назови профессию»,«Кому что нужно для работы»;

Социально – коммуникативное

 развитие

Сюжетно-ролевые игры:

 «Погрузка угля», «Разрез», «Шахта».

Развивающая игра:

«Собери картинку» (разрезные картинки), «Чего не хватает?».

Игровая ситуация «Если не будет угля, что делать?»;

Игра на прищепках «Найди и назови орудие труда шахтёра» 

Речевое развитие

Чтение и обсуждение:

«Уголёк» М. Колосов,

« В недрах земли» А.И.Куприн,

«Рассказы старого шахтёра» М.Коршунов.

Рассматривание альбомов и сюжетных  картинок: 

 «Праздники и будни шахтерского труда»; «Одежда и приборы пользования на рабочем месте шахтера»;

Составление коллективного рассказа по сюжетным картинкам: «О профессии шахтёра»;

Загадки, стихи про уголь, профессию шахтёр.

Художественно- эстетическое

развитие

Продуктивная деятельность: 

Рисование«Шахтерская каска»;

 Раскраски профессия шахтёр.

Аппликация: «Букет цветов для горняков».

Взаимодействие с семьёй:

  • Опрос: «Что дети знают о профессии шахтёра» (сбор информационного материала, анкетирование);
  • Консультация для родителей
  • Буклет «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»;
  • Оформление стенда ко дню шахтёра;
  • Подборка фотографий, иллюстраций, литературы;
  • Разучивание стихотворений ;
  • Привлечение родителей к оформлению предметно – развивающей среды ко дню шахтёра;  
  • Презентация «Славен и почетен труд Кузбасских шахтеров!»
  • Беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

III. Заключительный

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Аппликация

Название итогового мероприятия проекта: Спортивное развлечение «Хочу стать шахтером»

 Продукты проекта для воспитателей:

1.Создание картотеки стихов, загадок по теме: «Труд шахтёра »

 Продукты проекта для детей:

1. Коллективная работа «Букет цветов для горняков».

Продукты проекта для родителей:

1.  Буклет «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»;

2.  Папка-передвижка: «Профессия Шахтёр».

Заключение

  Проект «Лучше нет профессии - профессии шахтер!» рассчитан на то,

чтобы сформировать у детей знания об конкретно-наглядных

представлений о мире шахтерских профессий, пополнить знания старших

дошкольников на профессии горнодобывающего предприятия, орудиях

труда, трудовых действиях. Развитие интереса к профессии.

Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к

людям этой профессии, но и способствует формированию у детей знания об

общественной значимости труда работников шахты, о взаимосвязи и

взаимозависимости различных видов труда шахтера, и с другими

профессиями. Воспитывает положительное отношение и уважение к

профессии горняков, гордости за своих родителей, работающих на шахте,

желание в будущем посвятить себя работе на горнодобывающем

предприятии..

  Мы живем в Кузбассе, который стоит на угле и многие родители

воспитанников работают на шахтах, занимаются добычей угля открытым

способом. Поэтому, ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его

ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие половых

познавательных интересов мальчиков и девочек старшего дошкольного

возраста. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное

изучение профессии способствует развитию представлений об их

значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи.

   

Библиографический список литературы: 

1. Артёмова О. «Я б в профессию пошел, пусть меня научат!» - М.: Мозаик

–Синтез, 2007.

2. Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова //

Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.

3. Игнатьева Ю. Мой папа - шахтёр: [опыт работы по ознакомлению

дошкольников с трудом шахтёра и смежными с ним профессиями в

подготовительной к школе логопедической группе] /Ю. Игнатьева, Г.

Предводителева, Т. Гекк // Дошкольное воспитание.- 2014г - №8.- С. 113-

116.

4. Усов, Н. В. Когда работа в радость / Н. В. Усов // Читаем, учимся,

играем.- 2009. - № 9

5. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они?- М., 2007г.

6. Шорыгина, Т. А. Экономика: доступно о науке / Т. А. Шорыгина //

Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2010.- № 3,6,8, 9.

7. Шорыгина, Т. А. Все работы хороши!: цикл бесед для детей 4-6 лет / Т. А.

Шорыгина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2005.-

№ 3-6.

8. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.

– 64 с.

9. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

10.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез,

2008 .

Приложение

Приложение №1

Беседа «Люди, которые добывают уголь»

Цель: Познакомить детей с трудом шахтеров, с разными способами добычи угля: подземный и открытый, с машинами, которые помогают людям.

Словарная работа: шахта, карьер, забой, штреки, лава, горный комбайн, вагонетка, конвейер, машинист, горнорабочий, электрослесарь подземный, горный инженер.

Ход:

Воспитатель показывает уголь. Что это? Как вы узнали, что это уголь? Для чего нужен уголь? Как добывают уголь? Кто это делает?

Далее рассказывает о труде шахтеров: «Уголь нужен людям, чтобы работали заводы, фабрики. Его называют черным золотом. Ещё уголь нужен в быту. Уголь добывают люди – шахтеры, которые работают под землей в шахте. Шахта начинается с глубокого колодца который шахтеры называют стволом, потому что он похож на ствол дерева, только пустой внутри. Ствол этот строят так же, как и колодец, его углубляют сверху вниз, все время, укрепляя стенки, чтобы они не обвалились. Ширина его несколько метров.

Колодец нужен, чтобы поднимать на поверхность из-под земли уголь, спускать и поднимать людей, машины, подавать в шахты свежий воздух. Внизу от ствола в разные стороны отходят подземные коридоры или штреки. В них уложены рельсы или установлены конвейеры. По этим штрекам к стволу на вагонетках подвозят уголь. Если идти по штрекам, то попадешь в забой – место, где добывают уголь.

Шахтерам помогают разные машины: горные комбайны, транспортерные ленты, подземные электровозы с вагонетками.  Горные комбайны  своими  стругами  как  большими рубанками строгают угольный пласт. Затем уголь по транспортерным лентам движется к вагонеткам, и вывозится на поверхность с помощью электровоза.

Уголь добывают и под открытым небом – в карьере. Там тоже помогают машины: шагающий экскаватор и большие самосвалы – БЕЛАЗы. Такие большие экскаваторы, что в шахте, под землей они не поместились бы.

Задаются вопросы на закрепление.

Приложение №2

НОД «Труд шахтёров»

Задачи:1. Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей/потребителей/.

2.Обогащать словарный запас /карьер, забой, штреки, лава/.

3.Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.

Ход занятия:

-        Дети, есть на свете страны малые и большие. А наша страна не просто
большая - она огромная.

-   Дети, как же называется наш край? (Наш край называется Кузбасс)

  • В каком городе вы живёте? (Мы живём в городе Юрге)
  • Где работают ваши родители?
  •  В нашем городе нет шахт, но есть другие города в Кузбассе: Кемерово,   Прокопьевск, Новокузнецк, Междуреченск.
  • Да, в городе Междуреченске есть фабрики, заводы, шахты, но больше всего ваших родителей трудятся на шахтах.
  • Перед вами несколько камешков. Здесь и белые, и розовые, и серые, и чёрные. Найдите среди всех этих камней знакомые вам.

(Ребёнок находит кусочек угля).

  • Что вы можете рассказать о свойствах угля? (Уголь чёрный, блестит, легко колется, тяжелее дерева, горит).
  • Ваше внимание привлёк этот чёрный камешек, который называется чёрным золотом.
  • Чем же славится наш край Кузбасский? (Больше всего он славится углём).
  • Вот этот чёрный камешек у нас стоит на самом видном месте и напоминает нам о том, что мы живём в шахтёрском городке, где руками ваших пап и мам добывают этот чёрный камень, имя которому - уголёк.
  • Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте). Перечислите шахты, которые есть у нас в городе Междуреченске.
  • Во многих местах в глубине земли находится уголь. Говорит он:

«Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!

Ты - вверху, я - в глубине.

Как ты спустишься ко мне?»

-        А шахтёр ответил: «Ты хитёр и я хитёр!

Я тебя добуду:

Шахту строить буду!»

  • Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется подъёмная машина.

  • Как она называется и для чего она нужна? (Это КЛЕТЬ, она опускает вверх и вниз шахтёров)
  • А почему она так называется, как вы думаете?

(Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь, чувствуешь себя, как в клетке).

-        Кто же управляет клетью и как это делается?

(Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистка падает сигнал, а машинистка подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские лампочки на касках шахтёров).

  • Вот и глубокое подземелье. На что же похожа шахта?
  • На большой город, в котором легко заблудиться, потому что там очень много проспектов и переулков, все они похожи друг на друга.
  • Как называются проспекты в этом городе? А переулки?
  • Проспекты в этом городе называются - ШТРЕКИ, а переулки - ЗАБОИ.
  • Как же называют тех людей, которые добывают уголь в забое?
  • Это люди - шахтёры.
  • Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, а управляет этой машиной -комбайнёр.

«Машины на помощь шахтёру

Ползут, грохоча и пыля.

И словно под тяжестью танка

Дрожит под комбайном земля»

Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее,

вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и

выкидывает.

-        Кто желает рассказать, как уголь поступает на - гора?

  • Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка - забоя к угольному проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им - машинист электровоза.
  • А затем? Как уголь дальше поступает на-гора?
  • Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики - бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора.
  • И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?
  • Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей Родины.
  • Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.-

  • Трудом добытый из глубин, что даст нам уголь чёрный?
  • Тепло в квартиры.
  • Да, дети, прежде чем пришло тепло к вам в дом, потрудилось немало шахтёров. Но, кроме того, что в дом тепло он принесёт наперекор морозам, он даст заводам - силу
  • для машин, большое пламя горнам, даст пароходам - плавный ход, движенье - паровозам.
  • А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс.

Зачем нужен кокс, спросите вы?

  • Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить сталь, которая нужна нашей Родине для машин.
  • Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин - белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.

Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.

Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для

конфет и пирожных.

Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее

стекло и стеклянные предметы.

Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной

шерсти, пушистого меха.

Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб.

Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.

Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:

Да здравствуют наши шахтёры,

 Бессмертный и дружный народ!

Добытчики чёрного солнца

Проходчики чёрных пород!

Приложение №3

Беседа «Почему уголь называют черным золотом»

Цель:

- закрепить знания детей о каменном угле – основном богатстве Кузбасса;

- познакомить детей с профессией шахтера; показать значимость этой

профессии, прививать любовь и уважение к труду шахтера;

- активизировать словарь: лава, клеть, разрез.

Оборудование: кроссворд, игра «Собери последовательность

происхождения угля», схема «Свойства угля», фильм «Шахта», телевизор,

DVD проигрыватель, контурные карты «Полезные ископаемые Кузбасса».

Ход беседы:

- Ребята сегодня на занятии я предлагаю вам отправится в путешествие на

шахту, хотите узнать, как добывается уголь?

- Сначала предлагаю вам отгадать кроссворд:

1. Как называется край, в котором мы живем? (Кузбасс, Кемеровская

область)

2. Назовите профессию людей, которые занимаются поиском полезных

ископаемых.

3. Кто является первооткрывателем угля в Кузбассе.

4. Назовите прибор, который служит для очищения воды

5. Угадайте: он бывает разной формы, разного цвета, твердый.

- Вспомните, какими свойствами обладает уголь?

(работа со схемой)

1. Черного цвета

2. Твердый

3. Хрупкий

4. Тонет в воде

5. Горючий

- Предлагаю сесть за столы и выполнить следующее задание: расположите в

правильной последовательности происхождение угля.

Физминутка:

По дорожке шли, шли

Много камешков нашли.

Присели, собрали

И дальше пошли.

Приглашаю сесть на стульчики и продолжить наше занятие.

- Назовите профессию людей, которые добывают уголь?

- Как называется предприятие, на котором добывают уголь?

В 19м веке женщины и дети нередко работали в шахтах, по 12 и более

часов. В некоторых шахтах от них требовалось поднимать на поверхность

корзины с углем, в других - тянуть за собой вагонетку груженую углем,

которая привязывалась к талии с помощью цепи. Для этого приходилось

передвигаться на четвереньках. Дети нередко тянули вагонетки наравне со

взрослыми или же открывали затворку, чтобы вагонетки могли проехать.

8 летняя девочка, открывавшая дверь вагонеткам, так описывала свою

работу, "Я не устаю, но там где я сижу нет света, и мне страшно. Если

рядом есть свет, иногда я пою, но только не в темноте. Тогда я не смею петь.

Мне не нравится находится в шахте. "

- В современной шахте дети уже не встретите, а женщины работают на

поверхности, занимаясь в основном сортировкой угля.

- В тех случаях, когда угольный пласт залегает неглубоко, добывают уголь

открытым способом. Проводят взрывные работы, а затем с помощью

специальных комбайнов производится погрузка угля в самосвалы или

железнодорожные вагоны (угольный разрез).

- Ребята, хотите совершить экскурсию в самую настоящую шахту?

- Тогда предлагаю вам посмотреть фильм про шахту, сесть за столы.

У вас на столах лежат контурные карты. Как обозначается уголь на карте? В

каких городах Кемеровской области добывают уголь? Какими еще

полезными ископаемыми богата наша область?

Итог занятия. Что я запомнил сегодня на занятии. Что меня удивило. Что я

узнал нового сегодня

                Приложение № 4

                 Загадки, стихи о шахтерах

       

     Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Камни крошит под землей

     Отвечайте, кто такой?    

    Сейчас дружок, вопрос такой:

  Скажи, как называют

 Рабочего, что под землей,

  Руду нам добывает?     (шахтер)

               Буду шахтером

Стать шахтером хочу –

Камни разные учу.

Вот руда, в ней есть металлы.

Вот различные кристаллы.

Камень здесь –

морской коралл.

Рядом жемчуг засверкал.

Самый крепкий – золотой –

Я возьму его с собой.

Приложение № 5

Спортивное развлечение к дню Шахтёра «Хочу стать шахтером»

Цель: Формирование представлений о труде шахтёров.

Задачи:

  1. Развивать двигательные умения и навыки
  2. Развивать чувство патриотизма, командного духа у детей
  3. Формировать уважение к труду шахтеров

Оборудование: Эмблемы для команд, 2 тоннеля, 4 обруча, ориентиры, 2 машины, уголь, музыка.

Ход:

В: Здравствуйте, дорогие участники соревнований! Сегодня в Кузбассе отмечают праздник « День Шахтёра», для нашей области профессия шахтера очень важна! Многие из вас, когда подрастут возможно станут шахтерами. А для этого, нужно быть сильными, ловкими и смелыми. И сегодня в нашей группе спортивный праздник посвящённый этой героической профессии.

(звучит маршевая музыка)

В: Ребята, чтобы стать настоящим шахтёром, вы должны вырасти сильными, смелыми и здоровыми. А кто знает, что для этого нужно?

1 ребёнок:

Если хочешь быть умелым

Сильным, ловким, смелым

Научись любить скакалку, обручи и палки.

Никогда не унывай, в цель мячами попадай.

Вот здоровья в чём секрет.

Будь здоров!

Физкульт-привет!

В: Предлагаю каждой из команд представиться. В наших соревнованиях участвуют 3 команды.

1 команда «Уголёк» и её девиз:

Мы команда «Уголёк»

Мы живём не тужим

Смех, веселье и успех

Нам сегодня нужен.

2 команда «Огонёк» и её девиз:

Наш фонарик светит ярко

Мы одна команда

Хотим сегодня победить

И всех конечно удивить.

3 команда «Динамит» и её девиз:

Мы – команда классная,

Мы – взрывоопасные.

Кто сегодня победит?

Ну конечно «Динамит!»

В:  С командами мы познакомились, пора приступать к соревнованиям.

Эстафета «Шахтёрский туннель»:

Шахтёрам приходится работать глубоко под землёй, пробираться через завалы. В первой эстафете командам предстоит пройти через туннель, перепрыгнуть через

препятствие и пройти по узкой дорожке, положить уголёк в обруч и вернуться к команде.

Ребёнок 2:

Из года в год

Вы каждый день

Даёте уголь «на гора»

Вам не знакомо слово лень

Работа ваша не игра.

Эстафета «Перевези уголь»

В: А сейчас, мы попробуем сами добыть немного угля. Нужно взять машину, подкатить её к 1 обручу, положить уголёк и перевезти ко 2 обручу, выгрузить и передать машину следующему.

Ребёнок 3:

Такая важная профессия – шахтёр!

Они в России уголь добывают

Согреть зимой не сможет вас ковёр

Так вот, шахтёрский труд вас согревает.

Эстафета «Подземный поезд»

В: Ну вот, вы уже добыли уголь, теперь поезд отвезёт его на гора. По сигналу первые игроки команды быстрым шагом огибают ориентиры и возвращаются на место, присоединяя к себе следующего игрока. И вместе преодолевают тот-же путь. На старт команда должна вернуться паровозиком.

В: У шахтёров на работе бывает перерыв, чтобы они отдохнули, ведь труд у них тяжёлый, вот и мы с вами немножечко отдохнём и поиграем.

(Игра «Три  хлопка»)

Эстафета «Спасение шахтеров»

В: Продолжаем наши спортивные игры. Порой в шахтах случаются обвалы и нужно вывести шахтёров наверх.

В одном обруче 4 шахтёра. С другой стороны бежит спасатель в обруче. Забирает 1 шахтёра и бежит с ним обратно. Пока не спасёт всех.

В: Край любимый – горы и тайга

Быстрых рек крутые берега

На равнинах хлебные поля

И углём богатая земля!

Рубят уголь здесь и льют металл

Наш Леонов в космосе летал

И в сраженьях, и в труде не раз

Прославляли мы родной Кузбасс!

В: Незаметно подошли к концу наши спортивные игры, но проигравших у нас нет. Победила дружба.

А я приглашаю вас всех на весёлый, зажигательный танец.

(Флешмоб «В огромном небе…»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессия шахтер.

загадки о профессиях...

Занятие о профессии шахтера Холод Е.В.

Цель: познакомить детей с профессией и трудом шахтера.Образовательные задачи:•        расширять  представления о профессиях людейпознакомить с професс...

Сценарий спортивного праздника, посвященного профессии шахтера для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я-шахтерская страна»

Спортивное мероприятие "Папа, мама, я-шахтерская семья" формировало знания детей о профессиях шахтеров, горняков; воспитывало уважение к труду шахтеров. Дети познакомились с трудом...

Конспект занятия «Доблестная профессия – шахтер!»

Возраст: 6-7 лет (подготовительная группа).Воспитатели: Яковлева Елена ИгоревнаАргунова Вера Викторовна Цель: Формирование у обучающихся представлений о мире профессий, через активизацию познават...

Конспект занятия по теме: «Профессия шахтера – круто!»

Занятие, знакомит с профессией шахтера...

ПРОЕКТ «Лучше нет профессии – профессии шахтер!»

ПРОЕКТ«Лучше нет профессии – профессии шахтер!»...

Квест – игра для детей дошкольного возраста Тема: «Профессия - шахтер»

- Воспитывать патриотические чувства и любовь  к родному краю.- Познакомить с историей города, символами.- Познакомить  детей  с достопримечательностями, улицами,  знаменитыми людь...