«Дошкольник в мире экономики»
методическая разработка

   Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому. 

  Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rebenok_v_mire_zkonomiki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Дошкольник в мире экономики»

Мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, которой предстоит ещё учиться долгие годы. Захотелось изменить раз и навсегда устоявшееся отношение к не вписавшимся в рамки нравственного воспитания понятиям – деньги, бизнес, купля – продажа.

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – это реальная экономика, и в ней дети не учатся жить, а живут…

Тип проекта:

- по методу – информационно-исследовательский;

- по содержанию – «Ребёнок, общество и экономические отношения»;

- ребёнок – субъект проектирования;

- внутри детского сада (участвуют дети старшего дошкольного возраста);

- фронтальный; долгосрочный

Основная проблема: приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Цель: способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Задачи: дать азы экономики; формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем; формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать; развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»; учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Новые слова и понятия: экономика, обмен, деньги, банк, монетный двор, управляющий банка, бухгалтер-кассир, продавец, закупщик, продажа, торг.

Формы реализации: утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевая игра, игра-драмматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке, «Ярмарка игрушек», «Аукцион».

Основные средства:

- информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

- создание обогащённой развивающей среды в группах:

- наличие денежной единицы «Журавка»;

- наличие банковской ячейки для хранения денег;

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

- совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

- проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений.

Ожидаемый результат:

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Видят красоту человеческого творения;

Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);

Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Функции участников:

Заведующий ДОУ – создать условия для организации и проведения мероприятий;

Старший воспитатель – обеспечить необходимой документацией, литературой всех участников проекта, методическими разработками;

Музыкальный руководитель – проведение развлечений;

Воспитатель (педагог) ИЗО – оформление;

Воспитатели – реализация проекта;

Зам. зав. по хоз. Части – материально-техническое обеспечение

Этапы реализации проекта.

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики:

- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

- анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

- создание банка идей и предложений;

- подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта.

- определение задач воспитательно-образовательной работы;

- планирование деятельности педагогов

- разделение на творческие группы реализации задуманного;

- объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта.

- занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;

- экскурсии в банк, магазины и т.д.;

- организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;

- сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;

- использование сказок экономического содержания;

- совместная деятельность по изготовлению товара

IV этап. Презентация результатов.

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.

V этап. Анализ деятельности.

Воспитатели беседуют с детьми индивидуально и наблюдают за детскими играми.

Участники проекта делятся мнениями, отвечают на поставленные вопросы. Руководитель, авторы-разработчики, участники проекта оценивают креативность работы, качество результата, потенциал продолжения работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дошкольник в мире экономики"

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....

Проект "Дошкольник в мире экономики"

Проект "Дошкольник в мире экономики"...

Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика  неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...

Проект: «Дошкольник в мире экономики».

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".

Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...