Проект "Дошкольник в мире экономики"
проект (подготовительная группа) на тему

Марбиева Венера Муксиновна

Проект "Дошкольник в мире экономики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК  В МИРЕ  ЭКОНОМИКИ»

Воспитатель МАДОУ ЦРР- д/с № 4: Марбиева В.М.

1.Тип проекта

По методу: информационно – исследовательский, практико – ориентированный;  ролево – игровой.

По содержанию: познавательный – «Ребенок, общество и экономико-экологические  отношения».

По числу участников проекта: дети подготовительной группы № 11

( 6-7 лет), педагоги, родители, жители города.

По времени проведения: долгосрочный.

Характер контактов: в рамках ДОУ и города.

2.Актуальность проблемы

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом,  узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться  в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников.  Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов.

В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования.  Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о Заповеднике, о  природе родного края, города. Дошкольники узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.

3.Цели проекта

Способствовать развитию реального экономического  мышления, интереса к экономическим знаниям. Способствовать формированию у детей и их родителей экологического миропонимания, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города.

4.Задачи проекта

экономические

  • познакомить с элементарными экономическими понятиями;
  • формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;

​  формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;

​   развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

  • развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;

​  учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;

​  учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

  • воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике;  понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей.

экологические

  • формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края;
  • развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность;

побуждение  интереса  к созданию благоприятной окружающей среды города.

Принципы проекта:

  • Принцип  гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.
  • Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.
  • Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.
  • Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта.

Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий: дидактические игры «Потребности  человека, животных, растений», карта путешествий  по городу Межгорье, карта путешествий по Южно-Уральскому заповеднику

5.Методическое обеспечение проектной деятельности

  • А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.
  • А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..-Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.
  • Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г
  • А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г.
  • Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» Ярославль, Академия развития,2015г
  • З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». Москва. «Просвещения» 2009г.
  • Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г.
  • Журнал воспитатель ДОУ №5, 2010г.
  • Воспитатель ДОУ №10, 2012г.
  • Воспитатель ДОУ №1, 2013г.
  • Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Учебно – практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Уфа БИРО. 2005 – 38с.
  • Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.
  • Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с.
  • Кравченко И.В., Долгова Т.Л.  Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207
  • Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с.

6. Ожидаемый результат:

​ Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);

​ Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

​ Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

​ Видят красоту человеческого творения;

​ Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;

​ Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

​ Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

7.Практический выход

*Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;

*участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

*консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников», Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников».

*создание обогащённой развивающей среды в группе:

- оформление уголка экономики;

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр;

*совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

*проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий.

8.Гипотеза проекта

Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление.

9.Методы проекта

Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: "Ярмарка игрушек", "Аукцион", экскурсии в Банк, магазины, на почту и  др., встречи с интересными людьми, людьми различных специальностей. Изготовление атрибутов к играм, создание карты путешествий по г. Межгорье,  просмотр фильмов о Межгорье,  изготовление макета банкомата, оформление «уголка экономики» совместно с детьми и родителями, консультации и родительские собрания с родителями,  виртуальные экскурсии по рынкам.

10.Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий:

1. Дидактические игры:  

  • «Потребности  человека, животных, растений»,
  • Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
  • Игра в лабиринт «Дом  для зайчика»
  • Сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • Сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;

2. Карта путешествий  по городу Межгорье.

  1.  Фотоальбомы
  2.  Ноутбуки, мультимедиа, видеофильмы  о банках, рынках, деньгах  разных стран.
  3. Технологии: ТРИЗ,  Технология проблемного обучения, мнемотехника, игровые технологии, технологии системного обучения.
  4. КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»

11. Этапы реализации проекта

I этап. Организационный.

Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики.

Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

II этап. Планирование реализации проекта

  • Определение задач воспитательно-образовательной работы;
  • Разделение на творческие группы реализации задуманного;
  • Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта

  • занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;
  • экскурсии в банк, магазины и т.д.;
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • использование сказок экономического содержания;
  • совместная  с родителями и педагогами деятельность по изготовлению товара;
  • работа с родителями.

IV этап. Презентация результатов

Проведение презентации проекта совместно с родителями «Осенняя ярмарка», проведение интеллектуальной игры «КВН», конкурсы и викторины.

11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Месяц.

Неделя.

Тема занятий.

Цель

Октябрь

1 неделя.

«Семейная экономика»

  1. Игра - беседа на тему:

 «Что такое экономика»

«Семейная экономика»

  1. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».
  2. Создание карты города на тему «Карта путешествий»
  3. Просмотр фотоальбома «Достопримечательности г. Межгорье», «природа г. Межгорье»
  4. Просмотр мультипрезентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Межгорье»
  5. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома

- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);

- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.  

- Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

 

- Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость. Развивать речь детей.

 

- Создать карту путешествий  по городу Межгорье.

2 неделя.

«Бюджет семьи»

  1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».
  2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи».
  3. Изготовление атрибутов для игр.
  4. Дидактическая  игра «Какие бывают доходы»

 

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

- Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение); о сущности расходов, показать их многообразие.

З неделя.

«Собираемся путешествовать»

  1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

  1. Дидактическая игра «Наши потребности»

-  Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

 - Закрепить знания о видах потребностей  (духовных, материальных, социальных)

 - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей.

 - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения

- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

4 неделя.

«А что такое деньги?»

  1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»
  3. Экскурсия в сберегательный банк города.
  4. Дидактическая игра «Путешествие денежки»
  5. Настольная игра «Комерсант»
  6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

 - Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

-  Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.   Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

Ноябрь

1неделя.

«Это что за магазин?»

  1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»
  2. Сюжетно-ролевые  игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»
  3. Проблемная ситуация «Удачная покупка»

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.  

- Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

2неделя.

«Кто же нам поможет?»

  1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату.
  2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным.
  3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть»
  4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть»
  5. Создание дерева «Профессии»
  6. Занятие на тему «Труд пчеловода»

 - Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.

 - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный,  ремесленный, домашний.

 - Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.

 - Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.

 - Формировать  уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость

- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий.

З неделя.

«Зоопарк нашей мечты»

  1. Составление карты «Потребности животных»,
  2. Составление карты «Потребности растений»
  3. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»
  4. Игра в лабиринт «Дом  для зайчика»

- Закрепить знания детей о потребностях животных и растений; воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

- Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.

- Развивать речь, внимание.

- Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм.

- Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье.

4 неделя.

«Площадь мастеров»

  1. Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка»
  2. Игра – занятие «Мир рекламы»
  3. Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.
  4. Изготовление рекламной папки

«В мире рекламы» (рисование детьми)    

  1. Работа с родителями.
  • КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»
  • Изготовление товара – мороженого и его реклама
  • Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты)
  1. Встреча с увлеченным человеком (Мишнева М.А.- художник- оформитель)
  2. Игра-занятие «Башкирская ярмарка»
  3. Награждение детей дипломами

«Настоящий экономист»

- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей;

развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью;

закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.;

дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

- Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда

( товары, услуги).

 - Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

- Развивать творческие способности.

- Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;

- Убедить родителей в важности экономического воспитания;

- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

- Побуждать к деловой активности.

- Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы.

-  Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.

-  Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей.

- Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

- Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;

- Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.

 Приложение:  Презентация Фотоматериал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказочных персонажей в мире экономике.

Использование сказочных персонажей в мире экономике....

"Дошкольник в мире экономики"

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....

Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика  неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...

Проект: «Дошкольник в мире экономики».

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....

«Дошкольник в мире экономики»

 Перестройка экономической системы России делает экономическую подготовку необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. Бережливость, организованность, рачительность и друг...