ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»
проект

Гармаева Туяна Дашиевна

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_doshkolnik_v_mire_ekonomiki.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

        

г. Закаменск

Тип проекта

По методу:

информационно – исследовательский, практико – ориентированный; ролево – игровой

По содержанию: познавательный

«Ребенок, общество и экономикоэкологические отношения»

По числу участников проекта:

дети подготовительной группы ( 6-7 лет), педагоги, родители, жители города.

По времени проведения:

долгосрочный

Характер контактов:

в рамках ДОУ и города

2.Актуальность проблемы

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у нег возникает множество вопросов. Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным. Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой. У людей, живущих в современном мире общества, множество проблем, но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Общение детей с природой, организованное педагогом, вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэтому поиск оптимальных путей воспитания у детей любви к природе родного края, на наш взгляд, является актуальным на современном этапе развития экологического воспитания дошкольников. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. Ознакомление детей с природой – способствует сознанию важности окружающего мира. Через общение с природой, возможно, обогатить речь ребенка, сделать ее разнообразной, выразительной. У детей крепнет такое бесценное свойство человека, как любознательность, наблюдательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов. В данном проекте отражены актуальные вопросы, связанные с реализацией регионального компонента образования, начиная с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте ребенок сензитивен к восприятию системы знаний о природе. Сложившиеся система ценностей в воспитании подрастающего поколения требует совершенствования. Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей старшего дошкольного возраста о Заповеднике, о природе родного края, города. Дошкольники узнают о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи, получают начальные сведения об экономике своего города, о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают деньги. Поэтому данная проблема была выбрана нами в качестве образовательного проекта.

3.Цели проекта

Способствовать развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям. Способствовать формированию у детей и их родителей экологического миропонимания, чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы родного города

4.Задачи проекта экономические

- познакомить с элементарными экономическими понятиями;

- формировать деловые качества личности, обучать ориентироваться в происходящем;  

- формировать умение выявить проблему и самостоятельно искать и выбирать наиболее адекватный способ её решения, продуктивно его использовать;

- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;  

- развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять словарный запас;  

- учить оперировать деньгами, соотносить доход с ценой товара, что деньги служат средством обмена товарами между людьми – «товар - деньги – товар»;  

- учить уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;  

- воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по экономике; понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

- экологические  формирование системы элементарных экологических знаний доступных пониманию ребенка-дошкольника о природе родного края;  

- развитие познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;  

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;  

- воспитание любви к природе, личной ответственности за ее сохранность;

- побуждение интереса к созданию благоприятной окружающей среды города.

Принципы проекта:

Принцип гуманизма - видеть в ребенке полноправного партнера, учитывать его точку зрения.  

Принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в проекте.  

Принцип интегративности - подразумевает тесное сотрудничество с семьей, социумом.  

Принцип индивидуализации- индивидуальный подход к каждому участнику проекта. Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий:  

Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий:

дидактические игры «Потребности человека, животных, растений», карта путешествий по городу  Закаменск  

5.Методическое обеспечение проектной деятельности

А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику» Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2015г.  А.В. Сазонова «Путешествие в поисках экономики» Учебное пособие..- Днепродзержинск: Генеза-Пивдень 2014г.  Е.А. Алябьева «Дни этики в детском саду» М:.2015г  А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».Издательство. «Просвещения»1985г.  Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами» Ярославль, Академия развития,2015г  З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова «Развивающие игры дошкольного возраста». Москва. «Просвещения» 2009г.  Журнал воспитатель ДОУ № 12, 2012г.  Журнал воспитатель ДОУ №5, 2010г.  Воспитатель ДОУ №10, 2012г.  Воспитатель ДОУ №1, 2013г.  Агишева Р.Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан» Учебно – практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Уфа БИРО. 2005 – 38с.  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: 2007. – 159 с.  Воронкевич О.А.. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 336 с. «Добро пожаловать в экологию!» Часть 2 Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.  Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников – М.: ВАКО, 2005. 240 с.  Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие Под ред. Г.М.Киселевой, Л.И.Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера 2010. – 208 с.  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: - М.: Просвещение 1999. – 207  Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов автор – составитель Т.В. Гулидова. – Волгоград: Учитель. – 135 с

6. Ожидаемый результат:

Дети понимают и ценят окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);  

Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;  

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;  

Видят красоту человеческого творения;  

Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие;  

Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;  Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

7.Практический выход

- Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;

- участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы); - консультация для родителей, «Экономическое воспитание дошкольников»,

- Познакомить родителей со статьей: «Экономическое воспитание дошкольников».

- создание обогащённой развивающей среды в группе:

- оформление уголка экономики;

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций; создание картотек игр;

- совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»

- проведение экономических ярмарок, аукционов, развлечений, тематических занятий.

8.Гипотеза проекта

Если в систему экономической работы включать раннее экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него экономическое мышление.

9.Методы проекта

Утренний круг, беседа, рассказывание историй и сказок, чтение пословиц и поговорок, рассказов и сказок, игры-занятия, сюжетно-ролевые игры, настольно-дидактические игры, игра-драматизация, проблемные ситуации, изготовление поделок для последующей продажи на ярмарке: "Ярмарка игрушек", "Аукцион", экскурсии в Банк, магазины, на почту и др., встречи с интересными людьми, людьми различных специальностей. Изготовление атрибутов к играм, создание карты путешествий по г.  Закаменск, просмотр фильмов о  Закаменске, изготовление макета банкомата, оформление «уголка экономики» совместно с детьми и родителями, консультации и родительские собрания с родителями, виртуальные экскурсии по рынкам.

10.Перечень используемых дидактических материалов, технических средств, развивающих технологий:

1. Дидактические игры:  «Потребности человека, животных, растений»,  Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»  

Игра в лабиринт «Дом для зайчика»  

Сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;  

Сюжетно ролевые игры «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.; 2. Карта путешествий по городу  Закакменск. 3. Фотоальбомы 4. Ноутбуки, мультимедиа, видеофильмы о банках, рынках, деньгах разных стран. 5. Технологии: ТРИЗ, Технология проблемного обучения, мнемотехника, игровые технологии, технологии системного обучения. 6. КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»

11. Этапы реализации проекта

I этап. Организационный. Дети привносят в игры свой жизненный опыт общественных, социальных, экономических отношений. У всех детей этот опыт разный, у кого-то более богатый, у кого-то более скудный.

Возникла идея: познакомить дошкольников со значением экономических терминов, дать им элементарные знания из области экономики.

Анализ проблемы: что уже есть и что нужно сделать;

Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности

II этап. Планирование реализации проекта 

Определение задач воспитательно-образовательной работы;

 Разделение на творческие группы реализации задуманного;

  Объединение результатов коллективной деятельности в логике общего замысла;

III этап. Реализация проекта  занятия для изучения появления денежных единиц, освоения экономической природы вещей, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда;  экскурсии в банк, магазины и т.д.;  

организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Супермаркет» «Сберкасса», «Рынок» и т.д.;  

сюжетно-дидактические игры моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;  

использование сказок экономического содержания;  

совместная с родителями и педагогами деятельность по изготовлению товара;  

работа с родителями

IV этап. Презентация результатов 

Проведение презентации проекта совместно с родителями «Осенняя ярмарка», проведение интеллектуальной игры «КВН», конкурсы и викторины.

11.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Месяц. Неделя

Тема занятий

Цель

Октябрь 1 неделя

«Семейная экономика»

1. Игра - беседа на тему: «Что такое экономика» «Семейная экономика»

2. Чтение пословиц и поговорок на тему: «Экономическое воспитание дошкольников».

3. Создание карты города на тему «Карта путешествий»

4. Просмотр фотоальбома «Достопримечательнос ти г. Межгорье», «природа г. Межгорье»

5. Просмотр мультипрезентации: «Люди каких профессий трудятся в г. Межгорье»

6. Аппликация на тему: Друзья Гнома Эконома

- Дать понятие категории экономика, (наука о домашнем хозяйстве);

- Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики.

 - Воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности.

- Учить детей слушать и понимать чему учат пословицы, развивать память и умение проговаривать отдельные фразы, воспитывать усидчивость.

Развивать речь детей.

 Создать карту путешествий по городу  Закаменск

2 неделя

«Бюджет семьи»

1. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Парикмахерская», «Больница».

2. Работа с родителями. Создание поделки на тему «Расходы семьи».

3. Изготовление атрибутов для игр.

4. Дидактическая игра «Какие бывают доходы»

- Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

 - Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.

- Дать представление о доходе, его динамике (увеличение, уменьшение);

о сущности расходов, показать их многообразие

З неделя

«Собираемся путешествовать»

1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – бурка», «Иван-Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Дидактическая игра «Наши потребности»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией «Потребности» на примере человека.

- Закрепить знания о видах потребностей (духовных, материальных, социальных)

 - Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей. - Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения

- Воспитывать настойчивость, честность, целеустремленность; отрицательное отношение к жадности.

4 неделя

«А что такое деньги?»

1. Занятие на тему «Что такое деньги»; «История возникновения денег»

2. Сюжетно-ролевая игра «Банк», «Сберкасса»

3. Экскурсия в сберегательный банк города. 4. Дидактическая игра «Путешествие денежки»

 5. Настольная игра«Комерсант»

6. Просмотр видеофильма «Деньги разных стран»

- Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

- Познакомить с монетами, денежными единицами разных стран.

- Продолжать знакомство с экономической категорией – деньги; достоинство денег (купюр), банк как место их хранения; производство денежных знаков.

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки

Воспитывать уважение к профессиям взрослых.

- Закрепить знания детей о деньгах разных стран.

Ноябрь 1неделя

«Это что за магазин?»

1. Экскурсия в продуктовый магазин «Маленькие покупки»

 2. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Рынок», «Супермаркет»

3. Проблемная ситуация «Удачная покупка»

- Учить детей правилам поведения в общественных местах, развивать умения делать самим покупки.

- Продолжать учить считать; совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег

2 неделя

«Кто же нам поможет?»

1. Экскурсия на кухню, в прачечную, в швейную комнату.

2. Беседа с инспектором ДПС, с пожарным.

3. Чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть»

4. Работа с родителями. Изготовление альбома «Кем я хочу быть»

5. Создание дерева «Профессии»

6. Занятие на тему «Труд пчеловода»

- Продолжать знакомить детей с экономической категорией – труд.

 - Расширить знакомство с видами труда сельскохозяйственный, ремесленный, домашний.

- Продолжать знакомство с орудиями труда, их использование, бережное к ним отношение.

- Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт- деньги», и то, что стоимость продукта зависит от качества.

 - Формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, благородство, честность, отзывчивость

- Обогащать детско - родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

-Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий

3 неделя

«Зоопарк нашей мечты»

2. Составление карты «Потребности животных»,

3. Составление карты «Потребности растений»

4. Дидактическая игра «Накорми животных зоопарка»

5. Игра в лабиринт «Дом для зайчика»

- Закрепить знания детей о потребностях животных и растений;

воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

 - Закреплять представления детей о животных – обитателях зоопарка.

- Развивать речь, внимание.

- Воспитывать желание накормить обитателей зоопарка, правильно подобрав корм.

- Развивать внимание детей при прохождении по лабиринту, помочь зайчику подобрать себе жилье

4 неделя

«Площадь мастеров»

1. Утренник – развлечение «Осенняя ярмарка»

2. Игра – занятие «Мир рекламы»

3. Создание рекламного альбома из газетных, журнальных вырезок.

4. Изготовление рекламной папки «В мире рекламы» (рисование детьми)

5. Работа с родителями.  КВН с родителями на тему «Путешествие в мир экономики»  Изготовление товара – мороженого и его реклама  

Создание рекламы на товар (выпуск стенгазеты)

 6. Встреча с увлеченным человеком (Мишнева М.А.- художник- оформитель)

7. Игра-занятие «Ярмарка Закамны»

8. Награждение детей дипломами «Настоящий экономист»

- Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей; развивать семейное творчество и сотрудничество семьи и педагогов; воспитывать у детей уважение к традициям, чувство гордости за свою семью;

- закрепить у детей понятия «ярмарка», «товар», «деньги», «доход» и т.д.;

- дать почувствовать удовлетворение от совместно заработанных денег и от участия в решении о том, на что они будут потрачены.

 - Дать понятие экономической категории – реклама; необходимость рекламы в реализации продуктов труда ( товары, услуги).

- Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

- Развивать творческие способности.

- Обогатить педагогические знания родителей по экономическому воспитанию детей, привлечь к обмену опытом. Способствовать укреплению преемственности в воспитании детей в семье и в детском саду;

- Убедить родителей в важности экономического воспитания;

- Способствовать развитию положительных взаимоотношений между детьми и родителями.

- Побуждать к деловой активности.

- Формировать представления детей об увлечениях взрослых людей и их способах реализации, познакомить с народной игрушкой – куклой самоделкой, способами изготовления куклы.

- Развивать познавательный интерес и познавательную активность через совместную деятельность.

- Воспитывать любознательность, уважительное отношение к деятельности взрослых людей. - Приобщение дошкольников к истокам народной культуры.

 -Формировать устойчивый интерес детей к народным промыслам;

- Способствовать развитию памяти, интонационной выразительности речи;

- Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, чувство удовлетворения от участия в коллективной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дошкольник в мире экономики"

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в то же время важных проблем. Современные дошкольники живут в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений....

Проект "Дошкольник в мире экономики"

Проект "Дошкольник в мире экономики"...

Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика  неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...

Проект: «Дошкольник в мире экономики».

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".

Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...