ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ».
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Уютнова Валентина Петровна

Проблема:     Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту или деньги легко совершать покупки, но они не знают, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование денег.   

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ».

Тип проекта.

По методу: информационно – исследовательский - игровой.

По содержанию: познавательный.

По числу участников проекта: дети подготовительной группы ( 6-7 лет), педагоги, родители.

По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-апрель).

Актуальность проблемы

        Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п. Сегодняшнее молодое поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды. Ребенок сталкивается с экономическими понятиями, соприкасается с социальной деятельностью, бытом, узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи и у него возникает множество вопросов.  

         Нынешние дошкольники живут в двадцать первом веке, где они осваивают новую картину мира, складывающуюся, в том числе из экономики. Это требует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

         Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, так как экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

       Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни! Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке.

      Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

       Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы. На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

      Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

      Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

       С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта.

Проблема:     Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту или деньги легко совершать покупки, но они не знают, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование денег.  

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем отличаются потребности от желаний.
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Вовлечь родителей в образовательный процесс.

    В основу проекта положены следующие принципы:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
  • Реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи.

Этапы работы над проектом:

  • Подготовительный;
  • Практический;
  • Заключительный.

Ресурсное обеспечение проекта: 

Программно-методическое обеспечение;

Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

Взаимодействие всех участников педагогического процесса;

Система взаимодействия с родителями.

Ожидаемые результаты:

  • Дети получают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • У детей развивается умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Методы реализации проекта:

  • Игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
  • Словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • Наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • Практические (исследование, моделирование и др.)

I этап – подготовительный: сентябрь.

  • Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Дошкольник в мире экономики».
  • Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
  • Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта:

Альбомы: «Дети и деньги», «Путешествие в мир финансов», «Россия: баланс ценностей».

Картотеки: «Игры по финансовой грамотности», «Картотека пословиц, поговорок, стихотворений по финансовой грамотности детей 5-7 лет».

Дидактические игры: «Расходы семьи», «Денежные ассоциации», «Денежное ассоциации», «Счет до 10», «Мастер», «Мы растем и созреваем».

Лэпбуки:  «Финансовая грамотность», «Азбука финансов», «Финансист».

Дидактические пособия: «Азбука финансов», «Вертушки», «Денежное дерево».

II этап – основной, практический: октябрь – декабрь.

     Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

      Чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

- Знакомство с игровыми персонажами «Мудрое Семя», «Секундочка», «Копеечка», «Капелька».

- Дети играли в дидактические игры.

- Дети играли в сюжетно-ролевые игры связанные с деньгами.

- Выставка рисунков детей.

III этап – заключительный: апрель.

Викторина по финансовой грамотности детей.

Вывод:

     Реализация проекта позволила детям открыть новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Дети освоили новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Процесс изучения основ финансовой грамотности обеспечил тесную связь этического, трудового и экономического воспитания, способствовать становлению ценностных жизненных ориентиров воспитанников.

     

Список литературы.

  1. А. Д. Шатова Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.
  2. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
  3. Дошкольникам об экономике : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
  4. Программа – патриотического воспитания
    дошкольников и младших школьников «Россия: баланс ценностей» Кузнецова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дошкольник в мире экономики"

Проект "Дошкольник в мире экономики"...

Проект "Дошкольник в мире экономики" средней группы

Слова «экономика» и «дошкольник» лишь на первый взгляд кажутся далёкими друг от друга. Экономика  неотделима от ребёнка с самых ранних лет его жизни. Ведь семья – эт...

Проект: «Дошкольник в мире экономики».

Вся страна пришла в движение – заговорили о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п....

ПРОЕКТ Реализации образовательной области познавательное развитие на тему: «Дошкольник в мире экономики. Труд – результаты труда".

Ребёнок дошкольного возраста часто сталкивается с экономческими понятиями, соприкасается с социальной действительностью. бытом, узнаёт о труде. пофессиях родных и близких. о финансовом положении семьи...

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»

ПРОЕКТ: «ДОШКОЛЬНИК В МИРЕ ЭКОНОМИКИ»...