Главные вкладки

    план по самообразованию
    учебно-методический материал

    Козина Оксана Алексеевна

    Пальчиковые игры - основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_samoobrazovaniya_0.docx40.03 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 73»

    План работы по самообразованию на 2018-2019учебный год

    Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (во первой младшей группе)»

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

    3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

    1. Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Сентябрь

    Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

    Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр

    Учебная литература, методические пособия, и др.

    Октябрь

    «Развитие мелкой моторики

    у детей раннего возраста»

    Доклад

    Ноябрь

    1. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»
    2. Составление картотеки пальчиковых игр

    Призентация, текстовой материал

    Декабрь, течений года

    1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев

    2) Разучивание пальчиковых игр

    3) «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» советы родителям

    Текстовой материал, консультация для родителей

    Январь, в течений года

    Учить детей играм по мелкой моторики (сортировка круп, «Покорми лягушонка», мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, работа с тестом,)

    Текстовой материал

    Февраль

    «Развиваем руки – развиваем речь»

    Консультация для воспитателей

    Март

    Учить детей барельефной лепке

    Выставка

    Апрель

    Мастер-класс по изготовлении пособий для развития мелкой моторики

    Мастер-класс педагогам

    Май

    Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

    Текстовой материал

    МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 73»

    План работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год

    Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (во второй младшей группе)

                 

    «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев." В.А.Сухомлинский

     «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» В.М.Бехтерев

        Цель работы: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.

        Задачи: сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей, совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры; повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

        Ожидаемый результат: развитие мелкой моторики у детей младшего возраста; формирование речевых навыков у детей младшего возраста; интеллектуальное развитие детей; обогащение родительского опыта в воспитании детей.

    Актуальность данной работы: учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах.

    Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы. Он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью. М.М.Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.

    План работы на 2019  - 2020   учебный год

     Сроки

    Форма работы

    Практические выходы

    (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Сентябрь

    Октябрь

    Ноябрь

    Декабрь

    В течений года

    Январь

    Февраль

    Март

    Апрель

    Май

    Подбор и изучение научно-методической литературы по Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности.данной теме

    Изучение теоретических основ формирования речи детей младшего возраста

    Изучение особенностей становления речи детей на ранних этапах детства.

    Разработка перспективного плана работы

    Создание картотеки пальчиковых игр

    Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

    Разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их  к работе по созданию развивающей среды в группе

    Консультативная помощь родителям  «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

    Обобщение опыта работы по теме самообразования

    Разучивание новых пальчиковых игр

    Внедрение в работу с детьми новых дидактических игр и пособий.

    Текстовой материал

    Текстовой материал

    Учебная литература, методические пособия и т.д.

    Подборка игр и дидактических пособий

    Подборка пальчиковых игр

    Текстовый материал для папки передвижки

    Выступление по данной теме, обмен опыта с педагогами

                 МБДОУ          «Детский сад комбинированного вида № 73»

    План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год

    Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников (в средней группе)

    Цель: развитие мелкой моторики и  координации  движений рук у  детей дошкольного возраста  через использование разнообразных форм, методов и приемов. Совершенствовать  предметно-развивающую среду группы для  развития мелкой моторики.

    Задачи:1)Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
    2) Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; 3) Улучшить общую двигательную активность; 4) Содействовать  нормализации речевой функции; 5) Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

    Форма отчётности: провести анкетирование родителей,                          составить картотеку пальчиковых игр.

    Формы работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; индивидуальная работа с детьми; свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Методы и приёмы  работы: массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками, пальчиковый театр, лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.), аппликация, конструирование: из бумаги в технике оригами.

    Этапы работы

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Сентябрь

    Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

    Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразования

    Учебная литература, методические пособия, и др.

    Октябрь

    1. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук
    2. Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)

    Текстовой материал

    Ноябрь

    Консультация для родителей. Тематика следующая: «Пальчиками играем – стихи повторяем! » «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

    Текстовой материал, мастер-класс

    Декабрь

    1. Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, которая положительно влияет на развитие речи детей.

    2. Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи.

    Текстовой материал

    Январь

    1. Изготовление папки-передвижки. «Этот пальчик - я». Индивидуальная работа с детьми (аппликация)
    2. Сортировка круп и семян 

    Папка-передвижка

    Февраль

    Подготовить стен для родителей. Творческая выставка «Любимые ладошки». Совместная деятельность родитель – ребёнок.

    Творческая выставка

    Март

    Изучения техники оригами

    Выставка

    Апрель

    Изготовления с детьми из соленого теста атрибутику для пальчиковых игр

    Выставка или показ небольшой сказки с атрибутами из соленого теста

    Май

    Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

    Текстовой материал

    МБДОУ    «Детский сад комбинированного вида № 73»

    План самообразования на 2021-2022 учебный год

    Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников

    Цель:  развивать речь дошкольников через пальчиковые игры и  упражнения для  мелкой моторики рук.

    Задачи:

    1. Развивать тактильную чувствительность рук детей посредством пальчиковой гимнастики, массажа.

    2. Сформировать элементарные специфические графические навыки (обводка по точкам, штриховка, графические диктанты).

    3. Развивать речь, изучать новые пальчиковые игры, закреплять некоторые логические понятия, воздействуя на мелкие мышцы рук в играх на развитие мелкой моторики.

    4. Закреплять представления о предметах, совершенствовать способность

    к обобщению и классификации, продолжать знакомить с качественными признаками предмета.

    5. Познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (тычок жёсткой кистью, рисование пальчиками, ватными палочками, отпечаток ладошкой).

    6. Обогатить предметно – развивающую среду, способствующую

    всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.

    Работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно во всех видах организованной деятельности с детьми в течение 5 - 7 минут. Учитывая индивидуальные особенности детей 5-6 лет, составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики  для детей данного возраста.

    Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

    В течение года дети работали в тетрадях, выполняя графические упражнения.  Во время занятий проводились пальчиковые гимнастики.

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Сентябрь

    Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

    Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр, формирование «пальчиковый игротренинг» (дидактические игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками, со скороговорками, чистоговорками, со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика)

    Учебная литература, методические пособия, и др.

    Октябрь

    1. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

    (название,цель, ход игры)

    1. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами)

    Текстовой материал

    Составление стена «В гостях у сказки»

    Ноябрь, в течений года

    1. Составление картотек: «Массаж кистей рук с использование чисто говорок», «Самомассаж с  использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена)»
    2. Использование методики Су Джок

    Текстовой материал

    Декабрь, течений года

    1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.

    2)  Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

    3) Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»

    Текстовой материал, выставка, консультация для родителей

    Январь

    1. «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
    2. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение)

    Составление памятки, изготовление

    Февраль

    1. Папка-передвижка «Что такое графический диктант»
    2. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
    3. Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям

    Папка –передвижка для родителей

    Март

    Папка-передвижка «Пальчики рассказывают сказку»

    Папка-передвижка

    Апрель

    Учить детей работать с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)

    Составление дидактических игр

    Май

    Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

    Текстовой материал

    МБДОУ  «Детский сад комбинированного вида № 73»

    План самообразования на 20122-2023 учебный год

    Тема: Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников

    Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи:

    1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    2) Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры

    3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

    4) Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

    Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму — один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. Это связано как считают врачи, физиологи, психологи,  с психофизиологическими особенностями 5-7 летнего ребенка, с одной стороны, и с сами процессом письма, с другой стороны. Психологи отмечают, что у детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависят полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх — низ, ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Таким образом, процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Основное внимание нужно обращать на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё уделить внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решаем сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомления.

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

    Сентябрь

    Мотивирующий или подготовительный проведение диагностического исследования. Выявление уровня развития мелкой моторики рук.

    Изучение научной и учебно-методической литературы. Постановка целей и задач по данной теме; составление перспективного плана по теме самообразовани, подбор материала, учитывая возрастные особенности детей, поиск всевозможных пальчиковых игр

    Учебная литература, методические пособия, и др.

    Октябрь

    Составление картотеки пальчиковых игр

    Текстовой материал

    Ноябрь, в течений года

    Игры со счётными палочками (Дети выполняют из них различные фигурки. Эти упражнения  использую на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время)

    Текстовой материал

    Декабрь, течений года

    1) Рисование с использование нетрадиционных техник рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.

    2)  Продолжать пополнять картотеку игр по развитию мелкой и общей моторики, а также по развитию речи

    3) Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»

    Текстовой материал, выставка, консультация для родителей

    Январь

    Учить детей играм-заданиям с использованием пинцета. Например, сортировка семян, игра «Выложи по образцу».

    Текстовой материал

    Февраль

    Описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки: «Игры с прищепками»,  «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков»

    Рекомендации по развитию мелкой моторики в родительском уголке

    Март

    «Развиваем руки, чтобы учиться писать»

    Папка-передвижка

    Апрель

    Учить детей работать с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров)

    Составление дидактических игр

    Май

    Проведение контрольного диагностического исследования. Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.

    Текстовой материал


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План по самообразованию по теме " Социально личностное развитие детей "

    Перспективное планирование по теме социально- личностное развитие детей включающие в себя: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций и т.д....

    План по самообразованию по теме " Социально личностное развитие детей "

    Перспективное планирование по теме социально- личностное развитие детей включающие в себя: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций и т.д....

    План по самообразованию по теме " Социально личностное развитие детей "

    Перспективное планирование по теме социально- личностное развитие детей включающие в себя: беседы, чтение художественной литературы, решение проблемных ситуаций и т.д....

    План по самообразованию по теме ЗКР, план работы по формированию ЗКР и конспекты занятий.

    План по самообразованию, план работы по формированию ЗКР,и конспекты занятий....

    Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

    Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

    План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

    Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...