Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству через музейную деятельность.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Карловская Оксана Анатольевна

Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству через музейную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_muzeynaya_deyatelnost.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству через музейную деятельность.

Выполнила:

Карловская Оксана Анатольевна

МАДОУ д/с № 11

г. Калининград

Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия.

М.И.Калинин

Народное искусство, в котором раскрываются исконные начала духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах и которое является его прошлым, собственной своей историей. Очень важно для развития культуры, воспитания чувств, становления художественного вкуса, формирования первоосновных эстетических критериев.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, - человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой Родине.

В настоящее время жители самых разных регионов нашей страны проявляют всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой Родины. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию её прошлого. В любых предметах быта и трудовой деятельности, костюмах и фольклорных произведениях ярко проявляются душа народа, его образ жизни.

Главной задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Пробудить в каждом ребёнке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришёл в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в детском саду музея «Русская изба».

Владимир Иванович Даль трактует слово «музей» так: «Собранье редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств; здания для этого; хранилище, сохранище». Действительно, в музее хранятся вещи русского быта, которые были изготовлены ранее и сохранены до нашего времени.

В музее искусств мы попадаем на праздник красоты, «общаемся» с гениальными творениями художников, получаем колоссальную энергию вдохновения, мыслей и труда.

Всё это создаёт особый мир, в который дети могут окунуться, посетив этот музей.

Цель организации этого музея: сформировать у детей общее представление о народном искусстве, его жанрах, гармоничное развитие личности ребёнка средствами эстетического образования, научить детей узнавать произведения из разных промысловых центров по форме, сюжетным и стилистическим особенностям, развитие художественно-творческих умений и навыков.

Основные задачи:

  • Приобщение к русской национальной культуре, формировавшемуся веками мировоззрению русского народа.
  • Знакомство с национальной трудовой культурой русского народа, наиболее распространёнными видами народных ремёсел и промыслов, эстетикой крестьянского быта русского народа.
  • Формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей.
  • Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к труду других людей, ответственности и порядочности.
  • Ознакомление с наиболее распространёнными видами народных ремёсел и промыслов, формирования эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского быта русского народа.
  • Формирование общетрудовых знаний и умений по технологии создания продукта или услуги с учётом требований дизайна и особенностей народного декоративно-прикладного искусства.
  • Формирование национального достоинства, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к другим народам.
  • Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков.

В работе с детьми, для лучшего усвоения материала, используются разнообразные формы организации занятий и методов обучения:

  • Досуги, праздники, развлечения, викторины, КВН, посиделки, чаепития и «сладкие вечера».
  • Встречи с интересными людьми (писателями, поэтами, художниками, композиторами и т.д.).
  • Экскурсии, проводимые детьми старшей и подготовительной группы.
  • Конкурс «Юный экскурсовод».
  • Театральные постановки по мотивам народных сказок с использованием экспонатов «Русской избы» - предметов быта и одежды.
  • Выставки работ детей по изобразительной деятельности, ручному труду.
  • Рассказ, беседа, работа с книгой, познавательная игра и т.д.

Особое внимание уделяется посещению музея и выставок декоративно-прикладного творчества, участие в выставках-конкурсах.

Для наилучшего закрепления знаний, полученных в «Русской избе», и от посещения других музеев родного города, дети используют полученные знания на занятиях по изодеятельности. Знания, приобретённые по декоративно-прикладному творчеству, обеспечивает эстетическое и художественное развитие детей, прививают чувства цвета, фактуры, развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать уважение к народным традициям.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются черты национального характера. В оформлении различных предметов быта ясно видны национальные особенности, отражающие жизненный уклад, историю, культуру и даже экономику данного народа. Народы, населяющие нашу страну, имеют свои национальные художественные традиции, которые создают большие возможности для развития всех видов прикладного искусства. Культура разных народов влияет друг на друга, переплетается, многое приобретается вновь, часть теряется. Поэтому необходимо внимательно изучать искусство каждого промысла, чтобы сохранить всё действительно ценное.

Изучение особенностей русского народа, изучение традиций при работе на занятиях с художественными различными материалами приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времён.

 Дети, которые посещают эти занятия, имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные. Воспитанники знакомятся с народной культурой, ее формами через устное народное творчество, песенный и игровой фольклор, народные календарные и обрядовые праздники, декоративно-прикладное творчество. Начиная с изучения календарно-обрядового фольклора, ребята постепенно узнают о доме как материальной и духовной основе семьи, традициях и обычаях, связанных с ним.

После каждого посещения музея проводится творческая выставка детских работ. На которой дети делятся своими впечатлениями от увиденного.

Происходит приём сравнения, который не только повышает уровень восприятия, но и подводит детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности. Например, на занятиях лепки, дети лепят фигурки, расписывают их и сравнивают, находят сходство и отличия.

Так же занятия имеют творческий характер, на которых дети придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Дети рисуют эскиз ткани для платья Снежной королевы, используя Гжельские мотивы. Украшают кокошники в стиле Дымковской росписи и т.д.

Умение видеть на предметах каждого вида народного искусства вариативность элементов, колорита и композиции, замечать, как мастер, не выходя за пределы традиций этого промысла, создаёт каждый раз новое, неповторимое произведение, поможет детям самостоятельно выбирать сочетания элементов и композицию в зависимости от назначения и формы предмета, который они украшают.

«Хороший вкус в искусстве, как и в другом аспекте жизни, невозможно преподать каким-то особенным образом либо внезапно приобрести. Он вырабатывается исподволь и происходит это сокровенно в результате частого соприкосновения с образцами величайших произведений искусства различных культур и эпох». – Алин Д.Вульф.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность".

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, развитию ...

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству через знакомство с дымковской игрушкой

Актуальность: дымковская глиняная игрушка – это чудо-ремесло. И взрослых, и детей привлекают яркие, забавные игрушки. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздн...

Проект «Приобщение детей к устному народному творчеству через театрализованную деятельность»

- Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях доброго отношения к людям, раз...

Дидактическая игра «Такая разная декоративная роспись!» на приобщение детей к декоративно-прикладному искусству.

Дидактическую игру «Такая разная декоративная роспись!» можно применять в индивидуальной и групповой работе с детьми, закреплять пройденную тему и в диагностике.Детали игры яркие и безопас...