Главные вкладки

    Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?
    план-конспект занятия (старшая группа)

    Капралова Елена Александровна

    Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.

    Задачи проекта: 

    Познакомить детей с устройством русской избы;

    Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

    Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, ухват;

    Воспитывать патриатические чувства.

    Участниками данного пректа являются дети старшей группы, воспитатели, родители.

    Методы проекта: исследовательский, творческий.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект занятия Русская Изба18.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия «Русская изба»

    Цель:

    Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

    Задачи:

    1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

    2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

    3. Развивать связную монологическую речь

    4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

    5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

    Методы и приёмы:

    Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

    Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).

    Материалы и оборудование«Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»русскийнародный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. 

    Слава нашей стороне,

    Слава русской старине!

    Мы про эту старину,

    Свой рассказ поведу.

    Чтобы гости знать могли

    О делах родной земли!

    Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

    Воспитатель: Вот наша изба.

    Основная часть:

    - А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу«Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить»«Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. 

    Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

    -Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

    В избе всегда считали святыми 3 места:

    Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. 

    Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

    Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

    . А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

    Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

    Русской печки нет добрее,

    Всех накормит, обогреет,

    Варежки сушить поможет,

    Деток спать она уложит.

    Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать

    Вот он хлебушек душистый,

    Вот он тёплый, золотистый.

    В нём здоровье наше, сила,

    В нём чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло.

    Стол – это «божья ладонь»«Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

    Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

    Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

    1. Летом спит, зимой горит.

    Пасть открывает,

    Что дают – глотает.

    (печь)

    2. Не бык, а бодает,

    Не ест, а еду хватает.

    Что схватит – отдаёт,

    А сам в угол идёт.

    (ухват).

    3. У нас в печурочки,

    Золотые чурочки.

    (дрова в печи)

    4. Он как круглая кастрюля,

    Он чумазый, не чистюля.

    Где там, в печке уголёк,

    Кашу сварит…

    (чугунок)

    5. Чёрный конь,

    Скачет в огонь.

    (кочерга).

    6. Выпускает жаркий пар,

    Древний чайник…

    (самовар).

    7. Воду дед носил с утра,

    Каждый раз по два ведра.

    На плечах дугой повисло,

    Держит вёдра…

    (коромысло).

    8. Из избы идут пляшут,

    А в избу идут – плачут.

    (вёдра).

    9. Четыре братца под одной крышей живут,

    Одним кушаком подпоясаны.

    (стол).

    10. Сама не ест,

    А людей кормит.

    (ложка).

    11. Верчусь, верчусь – не потею,

    Только более толстею.

    (веретено).

    12. Стригли, щипали, а после чесали.

    Чисто, пушисто – к доске привязали.

    (прялка).

    13. Ходит каток,

    По паре порток.

    (утюг).

    14. Эту обувь не забыли,

    Хоть давным-давно носили.

    Влезут дети на полати,

    У печи оставят…

    (лапти).

    Ребёнок: Гости, вам понравились загадки?

    Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

    Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

    1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

    2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

    3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

    4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

    5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

    Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

    Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

    Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так«Хлеб всему голова!»

    - Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?

    Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

    - Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:

    Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.Опубликовано 11.06.2012 - 22:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Жизнь в лесу" Воспитатель садится на ковер, рассаживая в...

    Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

    Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

    Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

    Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

    Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

    Проект по окружающему миру (старшая группа) по теме: «БАБОЧКИ».

    Проект по окружающему миру (старшая группа) по теме:           «БАБОЧКИ»....

    Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему:

    Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....