Учебно-методическая разработка по окружающему миру( старшая группа) по теме : Проект Что такое русская изба?
план-конспект занятия (старшая группа)

Капралова Елена Александровна

Цель проекта: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважение к русской народной культуре.

Задачи проекта: 

Познакомить детей с устройством русской избы;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Расширить словарный запас: изба, кровля, сруб, венец, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, ухват;

Воспитывать патриатические чувства.

Участниками данного пректа являются дети старшей группы, воспитатели, родители.

Методы проекта: исследовательский, творческий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия Русская Изба18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Русская изба»

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Развивать связную монологическую речь

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).

Материалы и оборудование«Русская изба» с предметами быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением русского быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная ленточка для игры «игра с лентой»русскийнародный костюм для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки в деревне. 

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

Мы про эту старину,

Свой рассказ поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о русской избе, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Воспитатель: Вот наша изба.

Основная часть:

- А строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу«Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить»«Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. 

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в доме. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. 

Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь – без печи хата не хата. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Стол – это «божья ладонь»«Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

11. Верчусь, верчусь – не потею,

Только более толстею.

(веретено).

12. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

13. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

14. Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят…

(лапти).

Ребёнок: Гости, вам понравились загадки?

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так«Хлеб всему голова!»

- Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме:

Занятия-игры по формированию доброжелательных отношений у дошкольников.Опубликовано 11.06.2012 - 22:06 - Наталья Вячеславовна Репина"Жизнь в лесу" Воспитатель садится на ковер, рассаживая в...

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме: Проект «Наш родной город - Дзержинск».

Тип проекта:  долгосрочный ( два года), внутригрупповой, исследовательский.Осуществляется внутри старшей и подготовительной  группы МКДОУ совместно с семьями воспитанников.Участники пр...

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: "Безопасный город: формирование представлений о безопасности у детей старшего дошкольного возраста"

Главная задача цивилизованного общества и его основная цель - это обеспечение здоровья детей.Сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о безопасном поведении при переходе дороги...

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему:

Методические рекомендации для родителей по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста....