Звуковая культура речи
презентация к уроку (младшая группа)

Ларина Марина Михайловна

Предлагаю Вашему вниманию выступление на педагогическом совете по теме: "Развитие звуковой культуры речи у младших дошкольников".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_kultura_rechi_3.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные задачи по воспитанию звуковой культуры речи у детей 3-4 лет, как профилактика и предупреждение речевых нарушений в группе общеразвивающей направленности» подготовила: Ларина Марина Михайловна , воспитатель

Слайд 2

Культура речи — это умение правильно, в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми, в том числе интонацией, лексическим запасом, грамматическими формами).

Слайд 3

Звуковая культура речи сочетает в себе: -развитие речевого дыхания , -подвижности органов артикуляционного аппарата , -постановку и уточнение произношения звуков, - выработку нормального темпа, ритма речи, -развитие выразительности речи, -развитие фонематического слуха. Содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младшей возрастной группе включает игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности.

Слайд 4

Во второй младшей группе решаются следующие задачи по воспитанию звуковой культуре речи: - формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения; - развитие правильного речевого дыхания; - развитие достаточной громкости голоса нормального темпа, различных интонационных средств выразительности речи; - формирование и развитие речевого слуха.

Слайд 5

Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, на прогулке и в других режимных моментах. Например, при согласовании с музыкальным работником в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи.

Слайд 6

Для решения задач по развитию звуковой культуры речи, я использую следующие игры и упражнения: ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ . « Тихо – громко». Описание игры: Педагог стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети должны выполнять движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут . « Скажи, что ты слышишь?» Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали Дети должны ответить целым предложением. Игру можно проводить на прогулке « Скажи, что звучит». Цель: развитие слухового внимания. Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет.

Слайд 7

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА. « Улавливай шепот». Цель: развивать остроту слуха. Описание игры: Дети сидят полукругом. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое - нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя того, кто должен это выполнять. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным. « Угадай, кто это». Цель: Воспитание слухового внимания. Описание игры: Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее установленным образом: кукареку, мяу, ав – ав . Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг: тот, кого узнали, будет водящим.

Слайд 8

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА . « Красный – белый». Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый. « Кто больше». Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине. Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

Слайд 9

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ. « Игра в хоккей». Цель: Активизация мышц языка. Описание игры: Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу. Педагог: « Дети , вы знаете, как играют в хоккей? (объясняет). Вот сейчас мы с вами поиграем в хоккей. Только клюшкой будет язычок. «Слоники». Цель: Активизация мышц губ. Описание игры: Дети сидят полукругом, лицом к педагогу. Он показывает им картинку, на которой нарисован слон и говорит: «Видите, какой у слоника хоботок. А кто из вас может вытянуть губки хоботком (дети вытягивают губы при сжатых челюстях). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками ( при вдохе пьют воду). Набрали воды, а теперь «побрызгали себя водичкой». При выдохе пропускать воздух через сжатые зубы, имитируя пропускание воды.

Слайд 10

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. « Приятный запах». Цель: Развитие фразовой речи на плавном выдохе. Оборудование: Фрукты: мандарин, яблоко, лимон. Описание игры: Дети по очереди подходят к вазочке с фруктами и нюхают их. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: « Хорошо, очень хорошо. Очень приятный запах. Очень ароматный мандарин. «Сдуй пушинку», «Воздушный футбол»

Слайд 11

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА. «Успокой куклу». Описание игры: « Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать ( укачивает, негромко напевая на звуке А мотив колыбельной песни). А теперь покачайте вы» . «Волк и семеро козлят». Описание игры: Дети должны быть предварительно знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, и ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра – инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк – сначала грубым, низким голосом, а потом - более высоким.

Слайд 12

Упражнения на развитие плавного и длительного выдоха и ритма.

Слайд 13

Пальчиковая гимнастика. Проговариваем слова и звуки и сочетаем это с движениями пальцев рук.

Слайд 14

Родительское собрание «Воспитание звуковой культуры речи – как профилактика речевых нарушений у дошкольников .

Слайд 15

Пальчиковые игры с элементами театрализации.

Слайд 16

Артикуляционные упражнения

Слайд 17

Игра на развитие связной речи «Кто что делает»

Слайд 18

Упражнения на дыхание.

Слайд 19

Театрализация сказки «Колобок»

Слайд 20

Картотеки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...