«Обучение игровым действиям».
статья (младшая группа)

Моисеева Оксана Александровна

Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаковоу всех детей. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребенку.

В зависимости от характера игровой деятельности я условно разделила своих воспитанников на четыре группы.

У детей первой группы не было сосредоточенности и устойчивости в действиях с игрушкой .Они много двигались, манипулировали игрушками, которые попадали в поле их зрения, часто использовали их не по назначению .Взаимоотношения между детьми возникали по внеигровым поводам - их обьединяло место игры или привлекающая внимание игрушка.

В игровых действиях детей второй группы прослеживалась некоторая устойчивость и сосредоточенность. Они предпочитали уже какую-то определенную игрушку и использовали ее по назначению, производили с ней многократно повторяющиеся, не связанные между собой сюжетные действия(укладывали куклу спать, кормили, умывали по несколько раз подряд).

Дети этой группы еще играли «в одиночку», но у них появлялся интерес к деятельности сверстников, стремление подражать им. Взаимоотношения между детьми также возникали по внеигровым поводам, но приобретали несколько иной характер: ребенок мог пожаловаться, что ему мешают играть или отнимают игрушку.

Дети третьей группы играли разными игрушками, выполняя два-три связанных между собой сюжетных действия( поднимали куклу с постели и умывали ее, умывали куклу и поили ее чаем т. д).Появилось взаимодействие с другими детьми на основе общего места игры(один строит, другой смотрит и подает товарищу кирпичики), общего действия, выполняемого одновременно с товарищами( вместе бегают, ползают,прыгают), общего предмета(катают друг другу мяч).

Дети четвертой подгруппы выполняли в игре ряд связанных между собой сюжетных действий( будили куклу, одевали, умывали ее, поили чаем, ходили с ней гулять и т. д.). Они успешно контактировали со сверстниками, выполняли роли или действия различного характера (один подвозит кирпичики, другой строит).

Материалы наблюдений подтвердили необходимость серьезной, глубокой и систематической работы по формированию у детей игровых действий. Перед мною встала задача научить их играть с разными игрушками и предметами, развивать индивидуальную игру малышей первых двух групп. И после решения этой задачи приступить к обучению играм «рядом» и «вместе».

Я разработала игры- занятия, которые предусматривали творческое использование традиционной методики и решение воспитательно-образовательных задач.

Руководя играми малышей, стремилась не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого использовала различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослым действий ребенка; целевой подбор и размещение игрушек и  т. д. При этом старалась осуществлять связь между обучением и игрой, формировать общий интерес к играм. Например , после занятия по конструированию предложила детям построить большую горку для кукол. Таким образом малыши не только закрепляли навыки игры со строительным материалом, куклами, но и  учились объединяться для совместных игр.

Участие педагога в играх, широкое использование им художественного слова(потешек, прибауток, песенок, стихотворений) способствовало созданию у малышей положительного отношения к игровой деятельности, повышению их активности.

Особое место в руководстве игровыми действиями детей занимали подбор соответствующего игрового материала и обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления, драматизации знакомых потешек, прибауток, стихов; использование игрушек при чтении сказок, рассказов, стихотворений; создание игровых ситуаций

Руководя игрой, я стремилась не подавлять инициативы, самостоятельности ребенка. Все названные выше приемы были направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, научиться устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.

Известно, что дошкольникам свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. В связи с этим обогащение детей новыми знаниями и представлениями стремилась проводить живо и занимательно, чтобы вызвать у них интерес, желание подражать.

Общественные представления формировала в ходе наблюдений (за трудом воспитателя, младшего воспитателя, музыкального руковадителя), чтения художественной литературы, рассматривания картин.

Во время наблюдения за трудом взрослых рассказывала детям последовательность трудовых операций и по возможности вовлекала их в этот процесс через различные трудовые поручения ( например: «Принеси ,пожалуйста, мне стаканчик для кисточек»).

Необходимо было помочь малышам наблюдаемые в жизни действия перенести в игровой план. Для этого я разработала специальные игры –занятия, в ходе которых воспитатель не только обозначал игровую задачу, давал образцы действия, но и учил этому детей. Например, объясняла: кукла устала, поэтому ее надо положить спать и т. д.

Показателем эффективности таких игр-занятий явился более высокий уровень игровых умений и навыков воспитанников ( особенно детей первых двух групп), обогащение содержания их групп, повышение культуры поведения, устойчивость интересов к игре- сократились случаи неоправданной смены сюжета.

Увеличилась длительность совместных игр, выросло количество ролей: мама, папа, дочка, сын, врач, шофер, капитан,  парикмахер.

Положительным моментом я считаю и усилие речевой активности детей во время игр. Малыши могут попросить игрушку, высказать согласие или несогласие по поводу действий партнера. Все чаще дети сопровождают речью свои действия с выбранной игрой.

Итак, проведенное мною целенаправленное обучение подтвердило большие возможности игр-занятий в развитии игровых умений и навыков у младших дошкольников, способствовало не только обогащению игровых сюжетов, но и повышению активности малышей в других видах деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ

Для всестороннего развития дошкольника чрезвычайно важно своевременно овладеть разными движениями, в первую очередь основными их видами- бегом,ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя...

Методические разработки. Игровые технологии участия куклы в формировании первых игровых действий у детей раннего возраста.

Здесь представлены подробные примеры занятий различной направленности - конструирование, развитие речи и т.п. Все эти занятия объединяет то, что во всех них используется кукла в качестве основного пре...

ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ ДЕЙСТВИЯМ В СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЕ «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ УТЕНКА».

Сегодня, ребята, день рождения у этого симпатичного утёнка Тимоши.Он принёс вам пригласительные открытки к себе на  праздник.Вот возьмите, пожалуйста.У каждого из  вас, в открытке нарисована...

Обучение игровым действиям детей младшего дошкольного возраста

Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаково у всех детей. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить ...

Коррекционная работа по обучению детей с расстройствами аутистического спектра предметно - игровым действиям

Статья содержит информацию об особенностях детей с РАС и путях развития у них предметно-игровых действий....

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа по обучению детей с расстройством аутистического спектра предметно игровым действиям»

Предметная деятельность является первой самостоятельной деятельностью ребенка, которая знакомит его с предметами материального мира, помогает понять их функциональное значение. Пред...