Обучение игровым действиям детей младшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Гришина Татьяна Леонидовна

Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаково у всех детей. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_igrovym_deystviyam.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение игровым действиям детей младшего дошкольного возраста

        Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаково у всех детей. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить пути индивидуального подхода к ребенку.

        В зависимости от характера игровой деятельности мы условно разделили наших детей на четыре группы.

        У детей первой группы не было сосредоточенности и устойчивости в действиях с игрушкой. Они много двигались, манипулировали игрушками, которые попадали в поле их зрения, часто использовали их не по назначению. Взаимоотношения между детьми возникали по внеигровым поводам – их объединяло место игры или привлекающая внимание игрушка.

        В игровых действиях второй группы прослеживалась некоторая устойчивость и сосредоточенность. Они предпочитали уже какую-то определенную игрушку и использовали ее по назначению, производили с ней многократно повторяющиеся, не связанные между собой сюжетные действия (укладывали куклу спать, кормили, умывали по нескольку раз подряд).

        Дети этой группы еще играли «в одиночку», но у них появился интерес к деятельности сверстников, стремление подражать им. Взаимоотношения между детьми также возникали по внеигровым поводам, но приобретали несколько иной характер: ребенок мог пожаловаться, что ему мешают играть или отнимают игрушку.

        Дети третьей группы играли разными игрушками, выполняли два-три связанных между собой сюжетных действия (поднимали куклу с постели и умывали ее; умывали куклу и поили ее чаем и т.п.). Появилось взаимодействие между детьми на основе общего места игры (один строит, другой смотрит и подает кирпичики), общего действия, выполняемого одновременно с товарищами (вместе бегают, ползают, прыгают), общего предмета (катают друг другу мяч).

        Дети четвертой группы выполняли в игре ряд связанных между собой сюжетных действий (будили куклу, одевали, умывали, поили ее чаем, ходили с ней гулять и т.д.). Они успешно контактировали со сверстниками, выполняли роли или действия различного характера (один подвозит кирпичики, другой строит).

        Материалы наблюдений подтвердили необходимость серьезной, глубокой и систематической работы по формированию у детей игровых действий. Мы разработали игры – занятия, которые предусматривали творческое использование традиционной методики и решение воспитательно-образовательных задач, определенных Программой для детей третьего года жизни («Катя проснулась, умылась», «Стирка кукольного белья», «Катя заболела», «День рождения куклы Кати», «Покатаем Катю на машине», «Построим Кате комнату» и т.п.).

        Руководя играми малышей, стремились не только обучать их игровым умениям и навыкам, но и управлять детскими взаимоотношениями. Для этого использовали различные приемы: создание атмосферы доброжелательности, сердечности; участие воспитателя в игре; положительная оценка взрослым действий ребенка; целевой подбор и размещение игрушек и т.д. При этом старались осуществлять связь между обучением и игрой, формировать общий интерес к играм. Например, после занятия по конструированию предложили детям построить большую горку для кукол. Таким образом дети не только закрепляли навыки игры со строительным материалом, куклами, но и учились объединяться для совместных игр. В данном случае объединение было обусловлено общим местом действия, а эмоциональным толчком к нему послужило прочитанное воспитателем стихотворение:

На горочке нашей

 Детишек не счесть!

 Саша, Маша, Даша

                                                   И Катенька есть!

        Участие педагога в играх, широкое использование им художественного слова (потешек, прибауток, песенок, стихотворений) способствовали созданию у малышей положительного отношения к игровой деятельности, повышению их активности.

        Особое место в руководстве игровыми действиями детей занимали подбор соответствующего игрового материала и обыгрывание новых игрушек в форме театрализованного представления, драматизаций знакомых потешек, прибауток, стихов; использование игрушек при чтении сказок, рассказов, стихотворений; создание игровых ситуаций.

        Все названные приемы были направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, научиться устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками.

        Известно, что детям свойственны эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему яркому, необычному. В связи с этим обогащение детей новыми знаниями и представлениями старались проводить живо и занимательно, чтобы вызвать у них интерес, желание подражать.

        Общественные представления формировали в ходе наблюдений (за трудом воспитателя, его помощника, повара, врача, музыкального руководителя, шофера), чтения художественной литературы, рассматривания картин из серии «Мы играем».

        Во время наблюдений за трудом взрослых раскрывали детям последовательность трудовых операций и по возможности вовлекали их в этот процесс через различные трудовые поручения.

        Необходимо было помочь малышам наблюдаемые в жизни действия перенести в игровой план. Для этого мы разработали специальные игры-занятия, в ходе которых воспитатель не только обозначал игровую задачу, давал образцы действия, но и учил этому детей. Например, объяснял: кукла устала, поэтому ее надо положить спать и т.д.

        Показателем эффективности таких игр-занятий явился более высокий уровень игровых умений и навыков детей (особенно детей первых двух групп), обогащение содержания их игр, повышение культуры поведения, устойчивость интересов в игре – сократились случаи неоправданной смены сюжета. Увеличилась длительность совместных игр, возросло количество ролей.

        Положительным моментом мы считаем и усиление речевой активности детей во время игр. Малыши уже могли попросить игрушку, высказать согласие или несогласие по поводу действий партнера. Все чаще дети сопровождали речью свои действия с выбранной игрушкой.

        Итак, проведенное нами целенаправленное обучение подтвердило большие возможности игр-занятий в развитии  игровых умений и навыков у младших дошкольников, способствовало не только обогащению игровых сюжетов, но и повышению активности малышей в других видах деятельности.

Конспект № 1

Игра – занятие «Катя проснулась»

        Цель: в совместной с воспитателем игре закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками. Продолжать формировать игровые действия, учить объединять в игре с куклой два игровых действия: Катя проснулась и умылась. Развивать интерес к играм с куклой.

        Материал и оборудование: в кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке; умывальник, полотенце, мыло (кирпичик).

        Предварительная работа: на занятии по развитию речи разучивание потешки «Водичка-водичка».

        Ход занятия: воспитатель обращается к детям: «Интересно, что делают наши куклы? Где Катя? Андрюша, давай  посмотрим, что делает наша кукла Катя. (Подходят к кроватке, на которой спит кукла). Наша кукла спала, а теперь проснулась. Давай, Андрюша, поможем ей встать с постели. Я одену ей тапочки, а ты, пожалуйста, заправь Катину постель: поправь простынку, застели кровать одеялом, сверху положи подушку. Вот теперь постель красиво заправлена.

        Надо помочь Кате умыться. Андрюша, открой кран.

        Кукла Катя послушала, как течет водичка, а потом попросила:

Водичка – водичка,

                                                  Умой мое личико,

       Чтобы глазки блестели,

       Чтобы щечки краснели,

                                                  Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

        Взяла Катя мыло (показывает кирпичик) и стала руки намыливать. Но она еще маленькая, ей надо помочь. Умой, Андрюша, Катю. Вытри полотенцем ее личико и ручки.

        Вот какая Катя стала чистая. Теперь можно с ней погулять. Пойди, Андрюша, покажи Кате, какие красивые игрушки есть у нас в группе.

Конспект № 2

Игра-занятие «Напоим Катю чаем»

        Цель: учить объединять игровые действия с куклой несложным сюжетом: Катя проснулась, умылась, напилась чаю.

        Материал и оборудование: в кукольном уголке создана игровая ситуация: кукла Катя спит в кроватке; умывальник, полотенце, мыло (кирпичик); набор чайной посуды, «печенье».

        Предварительная работа: знакомство с игровым действием «Катя проснулась» (конспект №1); дидактическая игра «Напоим куклу чаем».

        Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Давайте поиграем. А где же кукла Катя? Еще спит? Пусть поспит, а я ей за это время чай приготовлю.

        Посмотрите, какой красивый чайник (в последующих занятиях на эту тему можно использовать игрушку - заместитель). Надо налить в него воды. Открою кран. И ты, Настя, приготовь чай кукле. Налей в чайник водички. Вот уже полный чайник воды. Поставлю его греться на плиту. И ты, Настя, поставь свой чайник на плиту. Пусть греется водичка. А мы сейчас приготовим чашки. Вот здесь будет сидеть кукла Катя. Поставлю ей чашку с блюдцем. А ты, Настя, куда поставишь чашку с блюдцем? А где же печенье? Принеси, Настя, пожалуйста. Теперь все готово. Можно будить куклу: «Вставай, Катя. С добрым утром!» (Далее занятие проводится по конспекту № 1 «Катя проснулась»).

        После того, как умыли кукол, зовем их пить чай. Повторяя игровое действие с другими детьми, закрепляем название и назначение посуды: чайник, чашка, блюдце; учим мыть посуду и ставить ее на место.

        Куклы в это время «играют»: катают мяч, качаются на качелях и т.д.                

Конспект № 3

Игра – занятие «Оденем Катю на прогулку»

        Цель: развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью, выполнять в игре два – три последовательных действия.

        Материал и оборудование: два – три комплекта верхней одежды для кукол (шапка, рейтузы, обувь, пальто, шарфик).

        Предварительная работа: дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»; чтение стихотворения Е. Благининой «Новая одежда».

        Ход игры: воспитатель показывает новую одежду для куклы и говорит: «Катя уже позавтракала. Сейчас я ее буду одевать на прогулку».

        Спрашивает у детей: «А у ваших кукол есть одежда? Давайте вместе одевать их на прогулку. Что будем одевать сначала? Возьмем колготки. Моя кукла маленькая, и ей нужны маленькие колготки. А у тебя, Настя, какая кукла? Большая? Ей нужны большие (длинные) колготки. Теперь оденем сапожки. У моей куклы сапожки маленькие, красные. А у твоей куклы, Настя, какие сапожки? (Большие, синие).

Наденем на ножки

Новые сапожки,

Пустим по дорожке.

Будет доченька ходить,

Сапожки новые носить.

        Чтобы Катя не замерзла, одену ей теплую кофточку. И ты, Настя, одень своей кукле кофточку. Какая у твоей куклы кофточка? (Большая, теплая, красная).

        Что теперь будем одевать? (Шапку). У моей куклы шапка маленькая, синяя. А у твоей куклы, Настя, какая шапка? (Большая, красная).

        Можно уже идти гулять? Или еще что-то надо одеть куклам? (Пальто, шубу).

Моя Катя маленькая,

На ней шуба аленькая,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

        При повторении игры с другими детьми можно спеть им песню «Кукла»:

На дворе большой мороз,

Отморозит кукла нос,

Теплый шарфик нужен ей,

Чтоб укрыться потеплей.

Конспект № 4

Игра – занятие «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

        Цель: продолжать учит выполнять в игре два – три знакомых действия с куклой (кукла гуляла, пришла домой, будет раздеваться, умываться и т.д.).

        Материал и оборудование: куклы (2 – 3), одетые на прогулку; шкаф для кукольной одежды.

        Предварительная работа: дидактическая игра «Научим Катю раздеваться после прогулки».

        Ход игры: воспитатель говорит: «Моя кукла Катя вернулась с прогулки. Сейчас я помогу ей раздеться. Андрюша, твоя кукла тоже гуляла? Помоги ей раздеться. Давай расскажем нашим куклам, в каком порядке нужно раздеваться. Сначала развяжем шарф.

Развязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

        Куда надо положить шарф? (На полку в шкаф). Правильно.

Вещи надо убирать,

Не придется их искать.

        А сейчас что мы поможем снять нашим куклам? (Шубу).

Моя Катя маленькая,

На ней шубка аленькая,

Опушка бобровая,

Катя чернобровая.

        Андрюша, прочитай эту потешку своей кукле. Ей будет приятно.

        Куда мы повесим шубу? (В шкаф).

        Что мы еще не сняли? (Сапожки). У моей куклы маленькие, красные сапожки, а у твоей куклы какие сапожки? (Большие, синие). Куда мы поставим сапожки? (В шкаф).

Снимем с ножки

Новые сапожки.

        Андрюша, Катя спрашивает, можно уже идти играть? (Нет). Что еще надо снять? (Рейтузы). У моей куклы маленькие, красные рейтузы, а у твоей куклы какие? (Большие, синие). Куда надо положить рейтузы? (На полочку, в шкаф).

        Все, разделись! Пошли играть! Опять нельзя? Почему? Забыли надеть сандалии!

Вот они – сандалики

У нашей Кати – крошки.

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

        А теперь можно играть? (Нет, надо умыться). (См. конспект № 1).

Конспект № 5

Игра – занятие «Покатаем кукол с горки»

        Цель: приучать детей в играх с куклами использовать сооружение из строительного материала; формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

        Материал и оборудование: набор строительного материала (кирпичики, кубики, призма, пластина); куклы разных размеров, санки; образные игрушки (мишки, зайцы и т.д.).

        Предварительная работа: сооружение лесенки, горки на занятии по конструированию.

        Ход игры: воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что мне сказала кукла Катя:

Ночью выпал первый снег.

Я оделась раньше всех.

Я санки качу,

Гулять хочу.

        А ваши куклы хотят гулять? У них есть санки? Где они будут кататься на санках? (С горки). Давайте построим куклам горку».

Показом, советом, указанием воспитатель помогает детям строить горку. В ходе работы закрепляет названия строительных деталей, учит играть вместе, дружно. Если возникают конфликты, предлагает построить еще одну горку, рядом. Благодарит детей за дружную работу, читает стихотворение:

На горочке нашей

Детишек не счесть:

Саша, Маша, Даша

И Катенька есть!

Во время игры можно прочитать детям стихотворение О. Высотской  «На санках»:

Покатились санки вниз,

Крепче, Катенька, держись!

Ты сиди, не упади –

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно,

А не то разбиться можно!

Конспект № 6

Игра – занятие «Покатаем кукол на машине»

Цель: учить детей объединяться по двое-трое для самостоятельных игр; продолжать развивать умение переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью (шофер, пассажир).

Материал и оборудование: набор строительного материала (кубики, пластины, кирпичик); рули (2 – 3 шт.), можно использовать игрушки – заместители: круг, кольцо от кольцеброса и т.п.; куклы, образные игрушки (мишка, заяц, лисичка и т.д.); в строительном уголке воспитателем заранее построена машина.

Предварительная работа: сооружение машины из мелкого строительного материала на занятии по конструированию.

Ход игры: воспитатель сажает на машину (сделанную заранее из крупного строительного материала) куклу Катю. Говорит: «Моя кукла хочет покататься на машине. А кто будет шофером? Саша, ты хочешь быть шофером? Вот тебе руль. Покатай, пожалуйста, мою куклу».

Во время игры воспитатель поет песню «Машина»:

В машине, в машине шофер сидит.

Машина, машина идет, гудит:

«Би-би-би, би-би-би!»

В машине, в машине ребят полно.

Поехали дети, глядят в окно:

«Би-би-би, би-би-би!»

Вот поле, вот речка, вот лес густой.

Приехали дети. Машина, стой!

«Спасибо, Саша, - говорит педагог, - ты был хорошим шофером. Посмотри, дети принесли своих кукол. Они тоже хотят покатать их на машине. Как вы попросите об этом Сашу? (Саша, покатай, пожалуйста, мою куклу). А чтобы вам не пришлось долго ждать, давайте попросим Артема тоже быть шофером. Поможем ему построить такую же машину. Принесите нам кубики, кирпичики, а мы с Артемом будем строить.

Что сначала поставим? (Кубики). А теперь что надо сделать? (Положить сверху дощечку – пластину и поставить кирпичик – получится кабина шофера). А рулем у тебя будет вот это кольцо. Приглашай пассажиров». Когда куклы займут свои места, воспитатель еще раз поет песню «Машина».

При повторении игры можно предложить детям полетать на самолете (вспомнить стихотворение А. Барто «Самолет построим сами») или поплыть на корабле (прочитать стихотворение А. Барто «Матросская шапка»).

Конспект № 7

Игра – занятие «Новая комната для кукол»

Цель: продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.

Материал и оборудование: набор строительного материала: кубики, кирпичики; куклы, образные игрушки (зайцы, мишки, белки и т.д.); в строительном уголке заранее подготовлена игровая ситуация: построен дом для кукол.

Предварительная работа: постройка кукольной мебели на занятиях по конструированию.

Ход игры: воспитатель, обращаясь к детям, спрашивает: «Это чей, это чей дом из кирпичей? Кто будет жить в этом новом доме? (Куклы, мишка, зайка и т.д.). Но кукла Катя говорит, что в этом доме жить неудобно. В нем нет мебели: ни стола, ни стульев, ни кровати. Давайте построим все это из кубиков и кирпичиков. Я буду строить диван. Саша, а ты что будешь строить? А ты, Вика? Анечка, а ты что построишь для своего мишки?»

Воспитатель предлагает детям построить разные предметы мебели, чтобы куклы могли попить чаю за столом, отдохнуть на диване.

Сначала каждый ребенок сам сооружает какой-то предмет мебели и обыгрывает его с куклой или любой игрушкой. Воспитатель закрепляет названия строительных деталей, их цвет, названия частей мебели (спинка, сиденье стула, диван и т.п.). Если ребенок построил кровать, то педагог, включаясь в игру, приговаривает:

Баю-бай, баю-бай,ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули, мою Катю не буди.

Или:

Наступила ночка. Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра, глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка. Спи, дочурка, сладко.

Если дети построили стол, то воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:

Час обеда пришел,

Села Катенька за стол.

Когда все постройки закончены, педагог предлагает детям напоить кукол чаем и погулять с ними вокруг нового дома.

При повторении игры можно обыграть стихотворение С. Капутикян «Маша обедает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Обучение связной речи детей младшего дошкольного возраста".

Этот материал подскажет молодым специалистам с чего начать развивать связную речь в младшем возрасте....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игра – один из видов активности человека и животных. Игра – форма жизни деятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюции животного мира....

консультация для педагогов «Деятельностный подход педагога к организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации»

Деятельностный подход - Субъектно ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. ...

«Предметно-игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста ,как средство обучения рассказыванию».

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».Важно обогащать эти ощущения и восприятия.Речь - тонкий психологический процесс, который формир...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной группе как условие стимулирования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста Методическая разработка

Развивающая предметно-пространственная среда групп предусматривает создание условий для упражнений в практической деятельности, сенсорного развития, развития речи, математических представлений, знаком...