«Организация предметно-развивающей среды в группах»
консультация

Ефанова Венера Низаметдиновна

говорится о предметно-развивающей среде в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley2.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Организация предметно-развивающей среды в группах»

Среда организуется так, чтобы ребенок имел право выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей. Для этого из места обычного пребывания положенного срока, пространство детского сада преобразуется в среду творческой жизнедеятельности ребенка. Все привычные задачи (направления) воспитания - формирование этических и эстетических представлений, воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений, развитие культурно-гигиенических навыков, решаются с позиции включения ребенка в значимую для его возраста деятельность.

Для этого пространство помещений преобразуют в разнообразные «уголки» и «центры», которые восполняют еще одну детскую потребность - в развитии познавательного общения.

Осуществление детьми образовательного содержания программы происходит в повседневной жизни, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь ребенка в группе интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.

ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

1. Центр конструирования - включает в себя различные конструкторы и схемы, чертежи для создания по ним различных конструкций. Для конструирования из бумаги прилагается бумага различных видов и образцы конструирования, схемы.

2. Центр детского творчества - включает в себя следующий материал:

а) альбомы с иллюстрациями природы в различное время года, с образцами различных видов живописи и росписей;

б) альбомы с изображением последовательности рисования животных, растений, человека, предметов;

в) доска для рисования мелками;

г) фланеграф и материал к работе на нем: геометрические фигуры, образы для составления растительного орнамента или сюжета и детали к ним (трафареты цветные);

д) коврики (цветной фон) и различные предметы (ткань) для создания сюжета;

е) наборы трафаретов для обводки (животные, дома, транспорт, фигуры человека, различные предметы т. д.)

ж) доски для ниткографии или растягивания резинок «Изонить», а так же бумага различной формы и цвета,краски,карандаши,клей,фломастеры и др.

3. Центр театральной деятельности - включает в себя следующий материал:

а) наборы различных видов театров: теневой, пальчиковый, настольный, кукольный;

б) алгоритмы сказок и рассказов;

в) мини-ширма и материал для создания фона для спектакля.

4. Математический центр включает в себя:

а) различные развивающие игры;

б) счетные палочки, блоки, палочки Ньюзенера, Никитинские кубики, Уникуб и др.

в) альбомы с рисунками и головоломками, алгоритмы, карты-схемы на ориентировку в пространстве;

г) фланеграф и пособия к нему (раздаточные);

д) наборное полотно с тремя рядами и материал к нему (карточки с предметами, карточки с кружками и цифры от 0 до 20 или до 10);

е) карточки на составление задач, знаки (+, -, «больше», "меньше», =).

5. Центр краеведения - в него входят:

а) альбомы о родном городе, о Подмосковье, о Москве;

б) различные карты местности;

в) символика страны, области, города. Портреты руководителей города, области, страны.

г) куклы в национальной одежде или альбом;

д) образцы изделий основных производств города.

6. Центр развития речи:

а) наборное полотно с буквами предметами, содержащими данные буквы (картинки);

б) книги, букварь, азбука, русский язык в картинках и т. д., кубики с буквами;

в) наборы с сюжетными картинками, картинки с развивающимся сюжетом;

г) алгоритмы сказок, рассказов, потешек алгоритмы для сочинения сказок и историй;

д) схемы-описания предметов: игрушки, овощи, фрукты, транспорт, животные т. д.

7. Географический центр включает

а) карту мира, глобус;

б) альбомы с изображением различных географических зон: пустыни, равнина, тундра, тайга, горы, Антарктида, море т. д.

в) иллюстрации с изображением людей различных рас;

г) животные разных континентов и растительность (альбомы или игрушки на объемном фоне)

8. Экологический центр

а) материал для организации опытов (минилаборатория);

б) календарь природы;

в) индивидуальные игры развивающего характера;

г) наборы схем, алгоритмов к организации итоговых бесед о животных, птицах, рыбах, насекомых, растений, по организации трудовых процессов. Схемы на составление описательных рассказов по времени года.

д) растения и животные, др. обитатели.

Кроме развивающих центров в группе создаются уголки, которые носят воспитывающий характер, способствуют созданию благоприятного эмоционального климата.

Какие уголки рекомендует программа «Детство»:

1. Уголок «Семья», где собраны атрибуты для проведения сюжетно-ролевых игр.

2. Уголок «Школа» - здесь нужны атрибуты для организации учебного процесса (доска, мел, буквы, цифры, геометрические фигуры, книги т. д.)

3. Уголок «Спорт» - он содержит различные физкультурные атрибуты: кегли, мячи, прыгалки, контактные коврики и др.

4. Уголок «Грусть» - это название можно заменить любым другим, важно, чтобы он выполнял свою психологическую функцию, это должно быть место, где ребенок должен уединиться или уйти от назойливого успокоения со стороны

взрослого (погрустить с любимой игрушкой, рассказать ей чем вызвана грусть "позвонить» по телефону маме, бабушке, поделиться с ними своей печалью.

5. «Уголок добра» - в группе живет сказочный персонаж, который наблюдает за детьми в течение дня и награждает их за хорошие поступки. Это может быть фея, которая дарит им сердечки, ангел - зажигает звездочки или «волшебное дерево» с чудесными мешочками в которых появляются камешки добрых дел.

6. Уголок «Настроение» - его может оформить психолог, где дети с помощью цветных сигналов характеризуют свое настроение в течение дня. Он может быть представлен в виде солнышка с лучиками (по количеству детей, на которые дети прикрепляют бантики (см. тест Люшера)- цветовая гамма настроения. Воспитатель диагностирует смену настроения у ребенка в течение дня и согласно этому проводит с ним работу или перестраивает ее.

7. Уголок «Дружбы» он оформляется в виде пиктограмм и изображением сердитого и радостного настроения или в виде веселых сердечек с радостью держащихся за руку, могут быть любые другие варианты. Его назначение - позволить детям самостоятельно, без вмешательства взрослого разрешить между собой конфликтную ситуацию.

8. «Уголок потерянных вещей» - оформляется в виде чучелки с сумочкой или кармашка, куда кладется вещь, находящаяся не на своем принято в группе месте.

9. Уголок коллекционирования - сюда собираются различные коллекции, собранные взрослыми и детьми: наборы морских камней и ракушек, открытки, марки, наклейки, вкладыши и др.

Ю. «Уголок удивительных находок» - где хранятся необычные вещи, собранные взрослыми и детьми в ходе прогулок, поездок, экскурсий: коряги, камни, листики, фантики - все необычное по форме, цвету и т. д.

И. «Уголок личных секретов» - он представляет собой индивидуальные сумочки или кармашки, где дети хранят свои секреты, личные дорогие им вещи, принесенные в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...