"Об эстетической отзывчивости"
статья
Работа по эстетическому воспитанию детей тесно связана со всеми сторонами педагогического процесса. Формы ее организации разнообразны, а в результаты проявляются в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_esteticheskoy_otzyvchivosti.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Об эстетической отзывчивости
Эстетическое воспитание как составная часть организованного педагогического процесса существовала с незапамятных времен. В Древней Греции умение играть на музыкальных инструментах и слагать стихи было показателем образованности. Не ставили под сомнение важность этого воспитательного направления все без исключения великие педагоги.
В XX веке в России эстетическое воспитание стало массовым. В теории и практике педагогики были разработаны основные принципы, на которых базируется эстетическое воспитание детей и юнощества вот уже много десятилетий.
Основные задачи эстетического развития детей дошкольного возраста, состоит в формировании их духовного мира путем приобщения к различным видам искусства и в пробуждении эмоционально-творческого начала.
Работа по эстетическому воспитанию детей тесно связана со всеми сторонами педагогического процесса. Формы ее организации разнообразны, а в результаты проявляются в различных видах деятельности.
Работа предусматривает:
- Воспитание эстетического отношения к окружающему через ознакомление с предметным миром, природой в процессе трудовой деятельности и игры;
- Эстетическое воспитание средствами искусства.
Педагогическая наука и практика выделяет ряд наиболее эффективных методов. Способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий.
- Метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, вкуса.
- Метод приучения, упражнений в практических действиях, предназначенный для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения.
- Метод проблемных ситуаций, побуждающий к творческим и практическим действиям.
- Метод побуждения к сопереживанию, формирующий эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному.
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания» - говорил В.А.Сухомлинский.
Известный психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается. Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении -это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни, отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблюдателями, готовыми на все махнуть рукой».
Эстетическое воспитание – понятие емкое, широкое. Оно включает воспитание эстетического, т.е. эмоционально-образного отношения к произведениям искусства, природе, общественной жизни, труду, быту. Необходимой составной частью эстетического воспитания является художественное воспитании, оно осуществляется средствами искусства.
Огромное влияние способна оказать природа на формирование эстетических чувств детей. Поэтичен и красочен, динамичен и многообразен, удивителен и таинствен мир природы для открывающего его впервые. Ребенок тянется ко всему яркому, необычному, что его окружает. Однако способность воспринимать и чувствовать красоту родной природы не приходит к нему сама собой, ее необходимо развивать. Ведь дети часто не замечают прекрасное в окружающем. Это происходит тогда, когда взрослые не умеют передать свое эмоциональное отношение к природе, не побуждают у ребенка наблюдательность, столь необходимую для восприятия прекрасного.
Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с тем он восхищается и любуется поэтическими образами природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца.
Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. Несколько полнее становятся детские впечатления, если, например, вовремя прочитать стихотворение, исполнить песню, стараясь дополнить зрительное восприятие ребенка.
С умения чувствовать красоту родной природы, начинается чувство Родины. Воспитание и обогащение знаний ребенка не протекают только на специально организованных занятиях в детском саду. Эффективность воспитательного процесса во многом зависит от умелого воздействия на чувство детей.
О природе как средстве воспитания в человеке чувства прекрасного говорил К.С.Сухомлинский: «Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле. Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность.
Обращайтесь к исследованию всего. Что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому.»
Когда ребенок начинает понимать, что красота – результат труда, затраченного для того, чтобы могли любоваться ею все – это высшее создание. Так начинается приобщение ребенка к созданию красоты. Это очень важно, так как эстетическое воспитание заключается не только в том, чтобы научить детей видеть красивое, но и в том, чтобы вызвать в нем желание действовать, принимать посильное участие в создании прекрасного.
В письме с острова Капри своему сыну М.Горький пишет: «Ты уехал, а цветы посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.»
В ФГТ эстетическое воспитание представлено тремя областями: «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Несмотря на разрозненность и неравноположенность поставленных задач, выделены основные, которые при некотором обобщении можно отнести ко всем направлениям педагогики искусства, это: приобщение к искусству, развитие творчества, формирование целостной картины мира, развитие соответствующей деятельности.
Литература
Журнал Дошкольное воспитание №1 1999 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого общения и эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста
В период с 2 до 3 лет расширяются функции речи, и она становится не только средством общения ребенка со взрослыми, но и средством его общения с детьми....
Рекомендации для родителей "Учите детей быть добрыми и отзывчивыми"
В материале представлены рекомендации для родителей о том, как правильно наблюдать с детьми за природой....
Формирование нравственно – эстетической отзывчивости ребенка на окружающий мир
Воспитание духовности, формирование нравственно – эстетической отзывчивости ребенка на окружающий мир в коллективе сверстников. Игры и игровые упражнения....
Формирование нравственной эстетической отзывчивости ребенка в области изобразительной деятельности
Эстетическое восприятие, выраженное в таких личностных качествах как нравственная отзывчивость, восприимчивость, сопереживание, сочувствие, доброта, взаимопомощь, в конечном итоге, порождает спо...
Развитие социально-значимой отзывчивости у дошкольников на основе образовательного художественно-эстетического развития
Художественно – эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающ...
Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...
«Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку»
Данная статья о том, как формировать эстетический вкус у детей и развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учитывая, что период дошкольного детства протекает очень быстро. И поэтому важно, именн...