Формирование нравственно – эстетической отзывчивости ребенка на окружающий мир
консультация (старшая группа) на тему

Шувалова Александра Викторовна

Воспитание духовности, формирование нравственно – эстетической отзывчивости ребенка на окружающий мир в коллективе сверстников. Игры и игровые упражнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_formirovanie_nrav-estet.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету от 31.03.2012

 Формирование нравственно – эстетической отзывчивости ребенка на окружающий мир

На сегодняшний день  в мире сложилась ситуация глобального духовно – нравственного  кризиса, обусловленного повсеместным распространением компьютерных технологий, захватывающим не только «физическую» жизнь индивида, но и влияющую на процессы его мышления и даже внутреннюю психологическую жизнь. Этому способствует пропаганда массовой культуры, воспитывающей «человека рыночного типа», лишенного внутренних культурных ориентиров.

В сложившейся ситуации воспитание духовности, формирование нравственно – эстетической отзывчивости ребенка на окружающий мир является одной из главных задач современной педагогики.

Проблемой изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка занимались отечественные ученые: И.И. Казимирская,  Б.Т. Лихачев, А.Ж. Овчинникова, С.А. Якобсон и другие.

Нравственность – это одна из составляющих качественных характеристик личности. Нравственность подразумевает те эталоны и нормы, которые приняты в обществе и которыми люди руководствуются в своих поступках.

В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирование уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности - происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются.

Эстетика – это чувственное восприятие красоты, гармонии. Эстетическое воспитание – это воспитание представления о прекрасном в природе, обществе, самом человеке. С эстетикой связано воспитание художественного вкуса, способности видеть и оценивать совершенство и несовершенство в искусстве и жизни.

Нравственно – эстетическая отзывчивость ребенка на окружающий мир воспитывается с раннего возраста. Ребенку объясняется, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что безобразно, где он правильно поступил, а где неправильно. Педагоги проводят беседы, организуют дидактические игры, проводят занятия по нравственному и эстетическому воспитанию, учат детей правильным эмоциональным реакциям, для того, чтобы эти навыки закрепились в поведении ребят и они смогли правильно поступать в той или иной ситуации.

Наиболее благоприятное воздействие оказывают занятия художественной деятельностью: музыкой, ритмикой, театрализованной деятельностью, сюда же отнесем создание кукольных театров в группах детского сада,  музыкальных мини – музеев, центров, посещение музыкальных театров города (с родителями), игра в кукольном театре.

В разные годы влияние музыки на нравственное, эстетическое и интеллектуальное  развитие ребенка с раннего детства изучали: В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов. И.А. Ветлугина, Н И. Сац и др.

В действительности, работа по нравственному и эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.

Рассмотрим некоторые игры и ситуации общения, которые помогут в формировании нравственно – эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Этическая беседа

В таких беседах уточняются и систематизируются нравственные представления у старших дошкольников. Педагог приводит в пример поступки  положительных литературных героев, известных людей.

Эвритмика Э. Жак – Далькроза

Система музыкально-ритмического воспитания и воспитания эмоциональной отзывчивости ребенка.

Игра 

одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, развивается ответственность, бескорыстная помощь и сострадание.

Сюжетно – ролевые игры «Детский сад», «Дочки – матери», «Семья», «Праздник», др.

Задачами таких игр являются: становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции, развитие интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила.

Ситуация общения «Помоги сверстнику собрать кубики в коробку»

Ситуация направлена на осуществление совместных действий, в данном случае на уборку кубиков. Ситуация учит ребенка брать на себя ответственность за сверстника, формирует умение принять и попросить помощь, вежливому общению.

Подвижные игры, эстафеты 

применяются в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее пробежит дистанцию, кто дальше бросит мячик. Но в организованную игру обязательно вмешивается стихия жизни. Один бежал и упал, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но остановился, чтобы помочь упавшему. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе хорошего поведения лежит нравственное начало.

Музыкальные игры 

Дети водят хоровод. Воспитатель обращает внимание на правила этикета, но делает это ненавязчиво.

Народные игры 

хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что вся народная культура базируется на народных обычаях и традициях. Коллективная игра на прогулке  играет важную роль в диагностике усвоения детьми правил поведения в природе, со сверстниками, взрослыми.

Дидактические игры

 хороши при отработке правил и норм культуры поведения. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотно карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточке подарок маме, другу, бабушке, др.

Экологические игры

«Где живая и неживая природа?», «Соседи по планете», «Кто с кем дружит», «Кто кого боится», «Кому где нравится», «Кто где живет», «Что где растет», «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы), «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе), «Природное -рукотворное»

направлены на развитие эстетического восприятия природы, ранее накопленных знаний, умственные действия особенно обогащают и расширяют сферу чувств и переживаний, придают им осмысленность.

Настольно-печатные игры. 

Вызывают у детей большой интерес. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут разнообразию игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир.

Театрализованные игры.

Направлены на формирование культуры поведения, воспитания нравственности. Например, с детьми готовится  постановка сказки «Репка». В ходе ее разбора обращают внимание на культуру поведения в семье. Вся семья, домашние животные и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело помочь дедушке  вытащить репку.

Перечисленные системы и методики используются в школьных и дошкольных учреждениях, однако, процесс развития нравственно – эстетической сферы детей еще не изучен.

 

Литература:

 1.  Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире. // Дошкольное воспитание. - № 9 - 2001.

2. Лихачёв Б.Т. Экология личности / Педагогика.- 1993, № 2.

3. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А. - М., 2007.